https://ukraina.ru/20220623/1034220294.html
Игорь Юшков: Российский экспорт начал восстанавливаться
Игорь Юшков: Российский экспорт начал восстанавливаться - 13.07.2022 Украина.ру
Игорь Юшков: Российский экспорт начал восстанавливаться
Европейцы объявили, что будут решать свои проблемы, возникшие из-за антироссийских санкций, запуская старые угольные электростанции. Только топить их нечем, потому что уголь — тоже в России. В итоге цены на энергоресурсы еще вырастут, считает эксперт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Игорь Юшков
2022-06-23T16:58
2022-06-23T16:58
2022-07-13T11:11
интервью
экспорт
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e8/0c/13/1059779475_85:35:858:470_1920x0_80_0_0_e3164c32cb375ab5a125c495d1112e90.jpg
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.— Игорь Валерьевич, Евросоюз обещал найти альтернативу поставкам газа по «Северному потоку». Насколько это реально?— С «Северным потоком» действительно возникают сложности. И в этом плане винить надо не Россию, как сейчас многие немецкие политики делают, а Канаду. Сейчас федеральные чиновники Германии начали говорить даже, что это некое нападение на Германию. Но тогда получается, что это нападение Канады на Германию, и главное, что основные участники не отказываются от того, как трактует эту ситуацию Россия.А произошло то, что на «Северном потоке» стоят турбины «Роллс-Ройса», произведенные в Канаде, их ставили в 2009-2011 годах, когда строился газопровод. Тогда все было нормально, и акционеры настаивали на зарубежном оборудовании. Периодически эти турбины нужно ремонтировать: как и у любой техники, у них есть период технического обслуживания. И вот турбину отправили в Канаду, на родной завод, на техническое обслуживание.Делает это все не «Газпром», а «Сименс», с которым заключен контракт на обслуживание, это его завод в Канаде, он на свой завод в Канаду и отправил ее. Дальше канадское руководство сказало, что «мы эту турбину вам обратно не вернем, потому что по канадским санкциям запрещено поставлять в Россию подобное оборудование для энергетики». И «Сименс» теперь не знает, что делать.Мало того, что он ту турбину не вернул, по контракту он должен следующую забирать, он ее не берет, но ее межрегламентный период работы закончился, и она тоже остановилась.Получается, что «Северный поток» лишился уже двух турбин. Соответственно, его мощность снижается, потому что эти турбины нужны, чтобы создавать давление в трубе, и в итоге Европа рискует, что «Северный поток» вообще остановится. А это основная артерия для доставки российского газа в Европу, и заменить ее нечем.На сегодня получается, что все четыре газопровода из России в Европу либо остановлены, либо работают не в полную мощность. «Северный поток» все меньше и меньше прокачивает. Украина отказывается прокачивать по всем газопроводам, которые запрашивает «Газпром» и прокачивает только через одну артерию, через газокомпрессную станцию «Суджа». Получается, качают сейчас не 109 миллионов кубов в сутки, а от 40 до 50.«Турецкий поток» тоже сейчас остановлен на проведение регламентных работ. Это просто недельный ремонт, он каждый год проходит летом, ничего страшного в этом нет, но тем не менее получается, что все либо остановлены, либо недозагружены.Газопровод «Ямал-Европа» вообще не используется, потому что Польша у «Газпрома» отобрала его долю в компании-операторе, и в ответ российское руководство ввело санкции на этого оператора. Теперь никто с ним не может вести бизнес из российских компаний.— Министерство экономики Германии подготовило чрезвычайный указ, согласно которому в случае прекращения поставок российского газа в ФРГ могут возобновить работу законсервированные угольные и мазутные ТЭС. Поможет ли это Берлину?— В Европе частая практика была в последние годы, когда очень помпезно взрывали старые угольные электростанции, закрывали их, разбирали, и так далее.В рамках «Зеленой повестки» говорили, что уголь — это устаревший вид топлива, что они от него отказываются навсегда. Но в Германии все-таки остались станции, которые они закрыли, но еще не успели разобрать. И они рабочие.Вот эти станции они сейчас и будут возвращать в эксплуатацию. Они действительно могут стать довольно хорошим подспорьем, потому что газ очень дорогой. Угольной генерацией немцы хотят заменить газовую генерацию.В последнее время в Европе все чаще звучит термин «газовый Армагеддон». Цены сверхвысокие, поэтому хочется хоть как-то сэкономить, а уголь все равно остается самым дешевым источником энергии несмотря на то, что и он тоже подрос в цене. Сейчас примерно 370 долларов (около 20 тысяч рублей) за тонну стоит в Европе энергетический уголь.Это тоже очень дорого, но возникает вопрос: вы открываете новые электростанции угольные, но чем вы их топить будете? В Европе это общая тенденция возврата к угольной генерации, спрос повышается, но при этом основной поставщик угля на данный момент Европы — по-прежнему Россия.Европейцы еще в предыдущем пакете санкций с 10 августа постановили всем отказаться от импорта российского угля. То есть запрещено будет покупать российский уголь и поставлять его в Европу. Поэтому возникнет вопрос: чем все-таки будут топить вновь запущенные электростанции без российского угля? Из других источников его еще сложнее получить, поэтому ситуация в итоге выльется в еще большее повышение цен.Плюс к тому Евросоюз отправляет не очень однозначные сигналы угольному рынку. С одной стороны, говорят: давайте запускать угольные электростанции, это нас спасет, мы сэкономим. С другой стороны, выброс парниковых газов, а он очень большой на угольных электростанциях, тоже обходится недешево. Иными словами, чем больше используется угольная электроэнергия, тем больше спрос на квоты. И квоты, как следствие, растут в цене.В итоге все равно сэкономить не получится, но европейцы считают, что это хоть какое-то подспорье, чтобы сократить закупки газа, потому что он очень-очень дорогой сейчас.— Каковы сейчас перспективные направления для экспорта российской нефти?— В нефтяной индустрии мы видим, что Россия довольно успешно переориентируется на азиатские рынки. Если раньше чуть ли не две трети российской нефти шло в Европу, сейчас очень много берет Индия, и это главный, кто нарастил объем и закупки российской нефти.Россия пытается выбить с азиатских рынков уже имеющихся поставщиков, за это выдает скидки. Скидка составляет около 30%, мы примерно сейчас по 80-85 долларов (около 4,5 тысяч рублей) за баррель продаем, когда цены на мировом рынке — 110-120 (5-6 тысяч рублей).И это очень привлекает покупателей в Азии, поэтому Индия покупает очень много и для себя, в том числе для переработки и экспорта полученных нефтепродуктов. Например, Индия покупает российскую нефть, перерабатывает на прибрежных нефтеперерабатывающих заводах, и дизельное топливо массово пересылает обратно в Европу. Европейцев это тоже все устраивает: вроде как не из России — и ладно.Китай в этом плане немного отстает по темпам увеличения закупок российской нефти, потому что у них после Олимпиады был карантин, соответственно, они не тратили много нефтепродуктов и топлива.Сейчас у них постепенно смягчается карантинный режим, люди начинают все больше перемещаться, тратиться больше топлива. Поэтому Китай сейчас с небольшой задержкой, но тоже начал наращивать объемы закупки российской нефти.В этом плане мы вполне можем окончательно перейти на азиатские рынки с 2023 года, просто сейчас нет нужды, потому что европейцы опять увеличили закупки из России. Для них более-менее правила игры устаканились.Раньше никто не понимал, можно брать или нельзя. Сейчас Евросоюз принял официальные санкции, подтвердив, что да, сейчас покупать можно, а с 2023 года будет нельзя. Так как все стало более-менее понятно и прозрачно, европейцы тоже запасаются российской нефтью, заливают в любые хранилища, опять же, потому что она дешевле, потому что ее можно купить с существенной скидкой.Поэтому складывается довольно позитивная картина восстановления российского экспорта. Мы экспортируем больше, чем в марте или апреле. — ВСУ ударили по буровым установкам в Черном море. К каким экономическим последствиям это может привести?— Если мы говорим про надежность энергоснабжения Крыма, то весь «Черноморнефтегаз», а это компания региональная, добывает около одного миллиарда кубов газа в год на всех своих объектах: и сухопутных, и морских, и шельфах. Притом, что суммарное потребление в Крыму — примерно два, два с половиной миллиарда кубов. Они давали около 50%.Сейчас неясно, будут ли закрываться все объекты «Черноморнефтегаза» в целях безопасности, чтобы убрать персонал, не подвергать их опасности. Или все же часть объектов останется? Но в любом случае в Крым приходит газопровод с Кубани.Был построен отдельный газопровод — с возможностью расширения чуть ли не до шести миллиардов кубов. В любом случае, даже той пропускной способности, которая есть сейчас, предостаточно для удовлетворения потребности полуострова.В основном идет потребление электроэнергии на крупных электростанциях. Недавно построенная Симферопольская, Севастопольская ТЭЦ — туда идет основной объем газа. Остальные потребители требуют гораздо меньших объемов, соответственно, электростанции запитываются, прежде всего, с газопровода из Кубани.— Снижение цен на нефть ускорилось до 5%, цена марки Brent опустилась ниже психологической отметки в 109 долларов. Почему это происходит?— В основном мы видим удешевление нефти из-за некого успокоения рынка, не приходит никаких тревожных сообщений. До этого были новости, что ОПЕК-плюс не может выполнить свои квоты, и в США есть определенные сложности.Сейчас происходит некое успокоение, но оно может быть затишьем перед бурей. Наступает сезон ураганов в США, и они, как правило, закрывают работу нефтедобывающих платформ в Мексиканском заливе.Плюс к этому Северное полушарие переходит в летний автомобильный сезон, а значит, потребление нефтепродуктов увеличивается. И Китай постепенно тоже восстанавливается, снимает карантинное ограничение, люди перемещаются, потребляют больше топлива. Думаю, этим летом мы увидим и новые топливные рекорды, во многом из-за того, что восстанавливается спрос.Дополнительным фактором является то, что США ранее реализовывали программу распродажи нефти из своих стратегических резервов. Сейчас она заканчивается, и Вашингтон, наоборот, должен будет перейти к покупке нефти с рынка, чтобы обратно закачивать, заполнять свои стратегические резервы. То есть появятся дополнительные покупатели нефти, что вызовет дополнительный рост цены.В сторону понижения стоимости играет, скорее, только монетарный фактор (прямое влияние роста денежной массы на инфляцию и уровень цен. — Ред.), потому что Соединенные Штаты заявляют о том, что и дальше будут повышать ставку Федеральной резервной системы.Они делают кредит дороже, меньше денег появляется на рынке, а когда денег меньше, соответственно, не на что покупать фьючерсы на нефть. Значит, стоимость фьючерса начинает снижаться вслед за снижением спроса на него.
https://ukraina.ru/20220623/1034214451.html
https://ukraina.ru/20220623/1034217084.html
https://ukraina.ru/20220623/1034217084.html
https://ukraina.ru/20220623/1034219777.html
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e8/0c/13/1059779475_160:0:795:476_1920x0_80_0_0_4ca76bad3bcf9590d45ac51205ca9d5f.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
интервью, экспорт
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
— Игорь Валерьевич, Евросоюз обещал найти альтернативу поставкам газа по «Северному потоку». Насколько это реально?
— С «Северным потоком» действительно возникают сложности. И в этом плане винить надо не Россию, как сейчас многие немецкие политики делают, а Канаду. Сейчас федеральные чиновники Германии начали говорить даже, что это некое нападение на Германию. Но тогда получается, что это нападение Канады на Германию, и главное, что основные участники не отказываются от того, как трактует эту ситуацию Россия.
А произошло то, что на «Северном потоке» стоят турбины «Роллс-Ройса», произведенные в Канаде, их ставили в 2009-2011 годах, когда строился газопровод. Тогда все было нормально, и акционеры настаивали на зарубежном оборудовании. Периодически эти турбины нужно ремонтировать: как и у любой техники, у них есть период технического обслуживания. И вот турбину отправили в Канаду, на родной завод, на техническое обслуживание.
Делает это все не «Газпром», а «Сименс», с которым заключен контракт на обслуживание, это его завод в Канаде, он на свой завод в Канаду и отправил ее. Дальше канадское руководство сказало, что «мы эту турбину вам обратно не вернем, потому что по канадским санкциям запрещено поставлять в Россию подобное оборудование для энергетики». И «Сименс» теперь не знает, что делать.
Мало того, что он ту турбину не вернул, по контракту он должен следующую забирать, он ее не берет, но ее межрегламентный период работы закончился, и она тоже остановилась.
Получается, что «Северный поток» лишился уже двух турбин. Соответственно, его мощность снижается, потому что эти турбины нужны, чтобы создавать давление в трубе, и в итоге Европа рискует, что «Северный поток» вообще остановится. А это основная артерия для доставки российского газа в Европу, и заменить ее нечем.
На сегодня получается, что все четыре газопровода из России в Европу либо остановлены, либо работают не в полную мощность. «Северный поток» все меньше и меньше прокачивает. Украина отказывается прокачивать по всем газопроводам, которые запрашивает «Газпром» и прокачивает только через одну артерию, через газокомпрессную станцию «Суджа». Получается, качают сейчас не 109 миллионов кубов в сутки, а от 40 до 50.
«Турецкий поток» тоже сейчас остановлен на проведение регламентных работ. Это просто недельный ремонт, он каждый год проходит летом, ничего страшного в этом нет, но тем не менее получается, что все либо остановлены, либо недозагружены.
Газопровод «Ямал-Европа» вообще не используется, потому что Польша у «Газпрома» отобрала его долю в компании-операторе, и в ответ российское руководство ввело санкции на этого оператора. Теперь никто с ним не может вести бизнес из российских компаний.
— Министерство экономики Германии подготовило чрезвычайный указ, согласно которому в случае прекращения поставок российского газа в ФРГ могут возобновить работу законсервированные угольные и мазутные ТЭС. Поможет ли это Берлину?
— В Европе частая практика была в последние годы, когда очень помпезно взрывали старые угольные электростанции, закрывали их, разбирали, и так далее.
В рамках «Зеленой повестки» говорили, что уголь — это устаревший вид топлива, что они от него отказываются навсегда. Но в Германии все-таки остались станции, которые они закрыли, но еще не успели разобрать. И они рабочие.
Вот эти станции они сейчас и будут возвращать в эксплуатацию. Они действительно могут стать довольно хорошим подспорьем, потому что газ очень дорогой. Угольной генерацией немцы хотят заменить газовую генерацию.
В последнее время в Европе все чаще звучит термин «газовый Армагеддон». Цены сверхвысокие, поэтому хочется хоть как-то сэкономить, а уголь все равно остается самым дешевым источником энергии несмотря на то, что и он тоже подрос в цене. Сейчас примерно 370 долларов (около 20 тысяч рублей) за тонну стоит в Европе энергетический уголь.
Это тоже очень дорого, но возникает вопрос: вы открываете новые электростанции угольные, но чем вы их топить будете? В Европе это общая тенденция возврата к угольной генерации, спрос повышается, но при этом основной поставщик угля на данный момент Европы — по-прежнему Россия.
Европейцы еще в предыдущем пакете санкций с 10 августа постановили всем отказаться от импорта российского угля. То есть запрещено будет покупать российский уголь и поставлять его в Европу. Поэтому возникнет вопрос: чем все-таки будут топить вновь запущенные электростанции без российского угля? Из других источников его еще сложнее получить, поэтому ситуация в итоге выльется в еще большее повышение цен.
Плюс к тому Евросоюз отправляет не очень однозначные сигналы угольному рынку. С одной стороны, говорят: давайте запускать угольные электростанции, это нас спасет, мы сэкономим. С другой стороны, выброс парниковых газов, а он очень большой на угольных электростанциях, тоже обходится недешево. Иными словами, чем больше используется угольная электроэнергия, тем больше спрос на квоты. И квоты, как следствие, растут в цене.
В итоге все равно сэкономить не получится, но европейцы считают, что это хоть какое-то подспорье, чтобы сократить закупки газа, потому что он очень-очень дорогой сейчас.
— Каковы сейчас перспективные направления для экспорта российской нефти?
— В нефтяной индустрии мы видим, что Россия довольно успешно переориентируется на азиатские рынки. Если раньше чуть ли не две трети российской нефти шло в Европу, сейчас очень много берет Индия, и это главный, кто нарастил объем и закупки российской нефти.
Россия пытается выбить с азиатских рынков уже имеющихся поставщиков, за это выдает скидки. Скидка составляет около 30%, мы примерно сейчас по 80-85 долларов (около 4,5 тысяч рублей) за баррель продаем, когда цены на мировом рынке — 110-120 (5-6 тысяч рублей).
И это очень привлекает покупателей в Азии, поэтому Индия покупает очень много и для себя, в том числе для переработки и экспорта полученных нефтепродуктов. Например, Индия покупает российскую нефть, перерабатывает на прибрежных нефтеперерабатывающих заводах, и дизельное топливо массово пересылает обратно в Европу. Европейцев это тоже все устраивает: вроде как не из России — и ладно.
Китай в этом плане немного отстает по темпам увеличения закупок российской нефти, потому что у них после Олимпиады был карантин, соответственно, они не тратили много нефтепродуктов и топлива.
Сейчас у них постепенно смягчается карантинный режим, люди начинают все больше перемещаться, тратиться больше топлива. Поэтому Китай сейчас с небольшой задержкой, но тоже начал наращивать объемы закупки российской нефти.
В этом плане мы вполне можем окончательно перейти на азиатские рынки с 2023 года, просто сейчас нет нужды, потому что европейцы опять увеличили закупки из России. Для них более-менее правила игры устаканились.
Раньше никто не понимал, можно брать или нельзя. Сейчас Евросоюз принял официальные санкции, подтвердив, что да, сейчас покупать можно, а с 2023 года будет нельзя. Так как все стало более-менее понятно и прозрачно, европейцы тоже запасаются российской нефтью, заливают в любые хранилища, опять же, потому что она дешевле, потому что ее можно купить с существенной скидкой.
Поэтому складывается довольно позитивная картина восстановления российского экспорта. Мы экспортируем больше, чем в марте или апреле.
— ВСУ ударили по буровым установкам в Черном море. К каким экономическим последствиям это может привести?
— Если мы говорим про надежность энергоснабжения Крыма, то весь «Черноморнефтегаз», а это компания региональная, добывает около одного миллиарда кубов газа в год на всех своих объектах: и сухопутных, и морских, и шельфах. Притом, что суммарное потребление в Крыму — примерно два, два с половиной миллиарда кубов. Они давали около 50%.
Сейчас неясно, будут ли закрываться все объекты «Черноморнефтегаза» в целях безопасности, чтобы убрать персонал, не подвергать их опасности. Или все же часть объектов останется? Но в любом случае в Крым приходит газопровод с Кубани.
Был построен отдельный газопровод — с возможностью расширения чуть ли не до шести миллиардов кубов. В любом случае, даже той пропускной способности, которая есть сейчас, предостаточно для удовлетворения потребности полуострова.
В основном идет потребление электроэнергии на крупных электростанциях. Недавно построенная Симферопольская, Севастопольская ТЭЦ — туда идет основной объем газа. Остальные потребители требуют гораздо меньших объемов, соответственно, электростанции запитываются, прежде всего, с газопровода из Кубани.
— Снижение цен на нефть ускорилось до 5%, цена марки Brent опустилась ниже психологической отметки в 109 долларов. Почему это происходит?
— В основном мы видим удешевление нефти из-за некого успокоения рынка, не приходит никаких тревожных сообщений. До этого были новости, что ОПЕК-плюс не может выполнить свои квоты, и в США есть определенные сложности.
Сейчас происходит некое успокоение, но оно может быть затишьем перед бурей. Наступает сезон ураганов в США, и они, как правило, закрывают работу нефтедобывающих платформ в Мексиканском заливе.
Плюс к этому Северное полушарие переходит в летний автомобильный сезон, а значит, потребление нефтепродуктов увеличивается. И Китай постепенно тоже восстанавливается, снимает карантинное ограничение, люди перемещаются, потребляют больше топлива. Думаю, этим летом мы увидим и новые топливные рекорды, во многом из-за того, что восстанавливается спрос.
Дополнительным фактором является то, что США ранее реализовывали программу распродажи нефти из своих стратегических резервов. Сейчас она заканчивается, и Вашингтон, наоборот, должен будет перейти к покупке нефти с рынка, чтобы обратно закачивать, заполнять свои стратегические резервы. То есть появятся дополнительные покупатели нефти, что вызовет дополнительный рост цены.
В сторону понижения стоимости играет, скорее, только монетарный фактор (прямое влияние роста денежной массы на инфляцию и уровень цен. — Ред.), потому что Соединенные Штаты заявляют о том, что и дальше будут повышать ставку Федеральной резервной системы.
Они делают кредит дороже, меньше денег появляется на рынке, а когда денег меньше, соответственно, не на что покупать фьючерсы на нефть. Значит, стоимость фьючерса начинает снижаться вслед за снижением спроса на него.