По его уверениям, на прошлой неделе новый оператор ГТС, ООО «ОГТСУ», подал заявку на сертификацию к НКРЭКУ (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. — Ред.).
«Это один из финальных шагов анбандлинга, после сертификации оператор будет полностью готовым к независимой работе», — написал Коболев на своей странице в Facebook.
Глава компании добавил, что поданные регулятору документы «ОГТСУ» подготовил в тесном сотрудничестве с международными экспертами и они полностью соответствуют требованиям украинского и европейского законодательства.
«Учитывая сжатые сроки, которые остаются до 1 января 2020 года, когда должно завершиться выделение независимого оператора ГТС, группа «Нафтогаз» обратилась к НКРЭКУ и секретариату Энергетического сообщества с просьбой о параллельной сертификации», — сообщил Коболев.
Он заверил, что со своей стороны как «ОГТСУ», так и группа «Нафтогаз» делают все возможное, чтобы завершить анбандлинг вовремя и качественно.
Прежде всего необходимо было обеспечить независимость оператора газотранспортной системы. Анбандлинг предусмотрен профильным законом о рынке газа и евродирективами Третьего энергетического пакета ЕС.
Согласно европейскому законодательству, активы по транспортировке, добыче и поставке газа не могут быть сосредоточены в руках одного собственника. Речь идёт о выделении из структуры «Нафтогаза» газотранспортных активов и передаче функций по транзиту газа от компании «Укртрансгаз», входящей в структура «Нафтогаза», новому независимому оператору ГТС. Анбандлинг будет считаться успешно завершенным, когда оператор получит подтверждение своего независимого статуса от украинского отраслевого регулятора и секретариата Энергетического сообщества ЕС.
Между руководством «Нафтогаза» и прошлым правительством несколько лет не утихал спор по поводу модели анбандлинга.
Новый Кабинет министров утвердил план разделения НАКа буквально за день до начала трехсторонних газовых переговоров в Брюсселе. Теперь придется наверстать время, упущенное в предыдущие два года, и в ближайшие месяцы создать действительно независимого оператора ГТС в полном соответствии с требованиями европейского законодательства.
Согласно плану разделения, Фонд госимущества передаст «трубу» в пользование «Оператору ГТС». А «Оператор» получит сертификацию и подпишет новый контракт с «Газпромом».
«Это, по большому счету, перенос стопки бумажек из одного офиса в другой, как бы цинично это ни звучало. Ничего не строится — никаких новых компрессорных станций, не нужны никакие капиталовложения. Формально необходимо просто показать НКРЭКУ и Энергетическому сообществу, что все теперь работает по Третьему энергопакету.
Самое печальное, на мой взгляд, что вокруг этой всей истории с анбандлингом у нас водят хороводы с бубнами. Такое впечатление, что это концептуально на что-то влияет», — сказал Дмитрий Марунич в комментарии Украина.ру.
Украина надеется на подписание нового контракта на транспортировку газа по своей территории с 1 января 2020 года на основе европейского законодательства, а также настаивает на заключении транзитного контракта на десять лет при условии прокачки 60 млрд кубометров газа в год с возможностью увеличения объема до 90 млрд кубометров.
Бонус для России, с точки зрения украинской стороны, заключается в том, что «Нафтогаз» готов забыть об иске в Стокгольме на 10 млрд долларов, если украинская ГТС будет полноценно функционировать. Европейский Союз солидарен с Украиной и настаивает на том, чтобы Москва подписала с Киевом новый долгосрочный транзитный контракт.
По итогам переговоров в Брюсселе министр энергетики и окружающей среды Украины Алексей Оржель сообщил, что украинская сторона передала дорожную карту имплементации и необходимых шагов для обеспечения сертификации ГТС, чтобы контракт был подписан.
«Мы активно занимаемся подготовкой для того, чтобы с 1 января 2020 года мы подписали договора в соответствии с европейским энергетическим законодательством», — подчеркнул Оржель.
Вместе с тем министр не исключил возможность того, что договор подписан не будет.
Глава Минэнерго РФ Александр Новак, в свою очередь, заявил, что, если европейское законодательство действительно будет имплементировано, Россия готова работать и в соответствии с европейским законодательством.
«Это означает — готовы бронировать мощности с 1 января 2020 года. Однако мы обозначили и риски, которые российская сторона видит с точки зрения сроков принятия соответствующих законов, нормативных актов, сертификации оператора, поскольку сертификацию должны делать европейские органы. И здесь нет никаких гарантий, что это будет сделано своевременно», — заявил Новак.
Поэтому, если Украина не успеет до 1 января, Россия предложила продлить действующий контракт или подписать дополнительное соглашение до момента, когда будет готова нормативная база.
Как пояснил Дмитрий Марунич, Украина сама инициировала разделение «Нафтогаза» и настаивала на работе по европейским правилам.
Тут стоит учитывать, что «Газпром» уже очевидно не успевает закончить строительство «Северного потока-2» и других дополнительных мощностей, чтобы полностью исключить Киев из схемы транзита газа в Европу.
Недавно по решению Европейского суда немецкий оператор ограничил доступ «Газпрома» к мощностям трубопровода Opal. В этих условиях было понятно, что «Газпром» попробует заключить краткосрочный контракт с новым оператором.
«Совершенно не очевидно, что даже после окончания строительства «Северного потока-2» будет возможность загружать его на 100%. Ситуация достаточно сложная. И невозможно сказать, что Путин всех переиграл, а Украина всех нагнет, потому что у нее есть труба. Эти два взаимоисключающих тезиса некорректны», — пояснил Марунич.