«Голос» покинул партии, преодолевающие проходной барьер», — так, несколько коряво озаглавила публикацию 15 июля очередных рейтингов компания Active Group. Действительно, в этом — главная новость и главная сенсация опроса.
По данным соцопроса, проведенного Active Group с 6 по 8 июля, партия Святослава Вакарчука набирает 3,7% от общего числа опрошенных и 4,8% от числа тех, кто намерен идти голосовать и определился со своим выбором.
Тут можно возразить, что Active Group далеко не самая авторитетная социологическая контора, и даже число опрошенных в данном исследовании вообще не названо (есть разница — опрошено 200, 2000 или 20 000 человек). Да и вынос новости про «Голос» в заголовок и начало текста наводит на мысль о «заказухе»…
Однако похожие данные 9 июля опубликовал Киевский международный институт социологии (КМИС), пожалуй, самая уважаемая социологическая компания Украины. Опрос, проведенный с 26 июня по 7 июля, показал, что у «Голоса» есть поддержка 3,4% от числа тех, кто намерен идти на выборы, и 4,4% от числа тех, кто намерен идти голосовать и определился со своим выбором. Это еще меньше того, что показала Active Group, хотя КМИС и не акцентирует внимание на партии Вакарчука.
В опросе КМИС «Голос» упал до пятого, в опросе Active Group — до шестого места в рейтингах. Но в данном случае место в рейтингах уже не так важно — куда важнее то, что результат «Голоса» ниже 5%-го барьера, установленного для прохождения партий (при голосовании по партийным спискам) в Раду.
Между тем месяц назад партия Вакарчука вышла на третье место в рейтингах — после «Слуги народа» и «Оппозиционной платформы — За жизнь» — оставив позади себя и «Европейскую солидарность», и «Батькивщину». Это по опросам социологической группы «Рейтинг». Опросы КМИС месяц назад давали «Голосу» меньше — пятое место с 5,6% от числа тех, кто намерен идти голосовать и определился со своим выбором.
«Рейтинг» и сейчас дает «Голосу» заметно больше 5%, хотя и на треть меньше, чем месяц назад: 6,6% вместо 8,1% от числа тех, кто намерен идти голосовать и определился со своим выбором. Другие соцопросы дают «Голосу» около 7%, кстати, столько же было и в проведенном 28—30 июня опросе Active Group. То есть, партия Вакарчука действительно ощутимо теряет голоса.
Причин этому несколько.
Во-первых, как я и отмечал 6 июля, с третьей недели июня голоса у Вакарчука стал отыгрывать Порошенко, рейтинг «Европейской солидарности» которого перед этим за несколько недель «сдулся» почти вдвое, и именно эти избиратели резко наполнили силой «Голос». Между тем, нагнетание ситуации продолжается, и продолжается переход голосов западноукраинского и в целом прозападного электората от «Голоса» к «Европейской солидарности». 7 июля Вакарчук с партийцами вышел на блокаду NewsOne, но это вряд ли повлияло на рейтинги.
Во-вторых, крайне неудачные теледебаты 28 июня с Юлией Тимошенко, где выяснилось, что Вакарчук не знает, почем на Украине газ для населения (а ведь галопирующие цены на коммунальные услуги за последние годы стала едва ли не основной головной болью для рядовых украинцев). И это бы еще полбеды, но лидер партии сначала бодро заявил на вопрос, знает ли цену — «Конечно!», а потом начал унизительно мекать, словно студент-прогульщик на экзамене, заявив в итоге полную ахинею. Политолог Сергей Раимов тогда напророчил Вакарчуку «потерю 2—3%» и был прав.
Анализируя падение рейтингов «Голоса», политический обозреватель Александр Швец заметил 10 июля на сайте «Слово и дело»: «Возможное объяснение тут кроется в низком личном уровне доверия к Святославу Вакарчуку. У него вдруг оказался (в упомянутом выше опросе КМИС. — Авт.) негативный баланс доверия — недоверия: 26,7% относятся к нему положительно, 29,6% — отрицательно, большое количество нейтральных — 34,1%. Похоже, предвыборная медийная активность главного голоса «Голоса» работает только во вред партии. Человек-символ крайне неубедителен в качестве политика-практика».
В-третьих, нельзя не отметить такой момент, как своеобразие формата агитации «Голоса». Партия сделала упор на бесплатные концерты «Океана Эльзы» и Facebook. Согласно опубликованному 11 июля официальному отчету этой соцсети, только за прошедший месяц за продвижение официальной страницы «Голоса» было заплачено 88 742 долл., что стало рекордом среди всех украинских партий. Причем рекордом стало и число заказов на продвижение партийной страницы — 238 за месяц!
Понятно, что «партия новых людей», ориентируясь на молодежь и образованный электорат, решила отойти от привычного «засеивания дорог» бигбордами и раздачи листовок у выходов из метро. Но тем не менее, одним Facebook выборы не делаются, здесь не Штаты. А посетители концертов — довольно небольшая электоральная группа.
Одним словом, наложилось сразу несколько обстоятельств — неверный выбор формата рекламной кампании, ставка на культовый статус Вакарчука как певца двух Майданов (но на любых дебатах молчащего как рыба) и эффективная контратака партии Порошенко, загнавшей избирателя в ситуацию выбора между «возвращением регионалов и пророссийским реваншем» и теми, кто борется с этой тенденцией, то есть позиционирующей себя врагом всего русского и российского «Европейской солидарностью». В этой схеме "Голосу" места не оставлено.