Чем ближе выборы президента на Украине, тем больше говорят о них украинские силовики.
Глава МВД Арсен Аваков заявил, что его министерство не допустит подкупов и фальсификаций. Генеральный прокурор Юрий Луценко активно агитировал за президента Петра Порошенко, за что получил жалобу в Квалификационно-дисциплинарную комиссию прокуратуры. А Служба безопасности собирается блокировать онлайн-ресурсы якобы во избежание кибератак во время кампании.
В свою очередь, опасения у экспертов вызывает то, что финансово-промышленные группы (ФПГ) задействуют разные правоохранительные структуры ради реализации своих интересов, в том числе и на выборах. В то же время силовые органы инкорпорированы в различные олигархические структуры и зависят от них. Получается, что госструктуры сражаются друг с другом.
А учитывая, что возможности влияния на избирательный процесс у них мощные, такая борьба может привести к разрушению государственности.
Отработают с помощью пробелов
Конечно, для обеспечения выборов важна адекватная реакция правоохранительных органов. Но насколько качественно будет это обеспечение?
Полиция имеет право непосредственно вмешиваться в процесс выборов согласно закону о деятельности правоохранительных органов (слежение за ходом выборов и фальсификациями). Поэтому «копы» могут привлекать к ответственности отдельных участников предвыборной гонки.
«Правоохранительные органы имеют доступ к компроматам и информации о политических силах и их лидерах. Особенно это актуально в условиях децентрализации, когда избирательный процесс будет переброшен на плечи местной власти, а иерархическая система правоохранительной системы позволит при тех или иных обстоятельствах играть в пользу той или другой стороны», — предупреждает кандидат политических наук и член ГО «Украинский центр общественного развития» Ярослав Телешун.
Он добавил, что органы также контролируют финансы партий и политиков, потому что каждая политсила должна отчитываться, на что идут её деньги. А у силовых ведомств есть рычаги влияния на деятельность партий либо выборочно, либо в общем порядке.
Здесь правоохранителям помогает феномен итальянской забастовки, когда саботаж работы происходит путем строгого исполнения правил.
«В украинском законодательстве, конечно, есть пробелы. Например, в определении, что есть подкуп избирателей (так, в ЦИК за разъяснениями о понятии «подкуп» обратилась гражданская сеть ОПОРА. — Ред.), что и может активно использоваться правоохранительными органами. То есть по некоторым политсилам они отрабатывают полностью по закону, а на другие правонарушения просто не обращают внимания», — сказал эксперт.
Корректирование рейтингов полицией
В реальных демократиях силовые структуры — это инструмент для реализации прозрачных выборов. В авторитарных государствах и гибридных демократиях, в стиле Украины, это не просто инструмент, а гарант проведения качественных и прозрачных выборов. Например, в некоторых странах Латинской Америки и Турции такую функцию выполняют и армия, и полиция.
Телешун считает, что украинские силовики могут перетянуть на себя одеяло гарантов проведения выборов. Ведь с заявлениями о нарушениях избирательного законодательства можно обращаться как в Центризбирком, так и в правоохранительные органы.
«С началом кампании зарегистрировано уже 1041 такая жалоба. 730 из них — незаконная агитация, 66 — подкуп. По этим фактам открыто 38 уголовных производств», — ссылаясь на официальные данные, сообщил эксперт по организациям выборов Юрий Подорожний.
А член «Украинского центра общественного развития» Игорь Рейтерович добавил, что представители различных политических сил фиксируют многочисленные нарушения «с использованием правоохранительных органов как технологию или механизм влияния на своих оппонентов… механизм, который в зависимости от ситуации позволяет корригировать рейтинги».
Требуются муниципальщики
Примечательно, что сегодня на Украине — около 150 тысяч полицейских. При этом население Украины — около 40 миллионов, а избирателей — 35,6 миллиона.
«В Германии — 40 тысяч полицейских приходится на почти 83 миллиона человек населения. Это обусловлено технологическим обеспечением, уровнем финансирования и другими объективными факторами. Но там есть и государственная полиция, и муниципальная», — отметил Телешун.
А как раз в Европе следить за порядком, мелкими нарушениями и нарушениями на выборах — задача муниципальных правоохранителей. А общенациональные структуры продолжают заниматься вопросами защиты от разного рода криминалитета.
В Украине такой специальной муниципальной полиции на общеукраинском уровне нет. Есть она только в отдельных городах, созданная распоряжением местной власти (не путать с «муниципальной вартой», состоящей из ветеранов АТО вперемешку с праворадикалами из C14 и получающей столичное финансирование. — Ред). Но, по признаниям экспертов, она выполняет больше контрольную функцию, чем охранную.
В целом, считает Ярослав Телешун, Украина по объему правоохранителей на количество граждан соответствует определению полицейского государства, в котором порядок обеспечивают в основном карательными механизмами по отношению к гражданам.