Дело в том, что он касается всех религиозных организаций Украины, среди которых не только православные, но и протестанты, католики, иудеи, лютеране, буддисты и т.д. И если вопрос смены подчиненности общин их не касается, то вопрос регистрации новых общин коснется их непосредственно.
Контролирующий орган над религией
В отличие от первоначальной редакции законопроекта, 4128-д устанавливает новые правила регистрации религиозных общин и организаций, а также участие в регистрации «органов исполнительной власти, которые реализуют государственную политику в сфере религии». Об этом уже заявил глава юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов: «Принятый законопроект… регулирует не только вопросы определения подчиненности, но и вопросы государственной регистрации и создания нового органа при Министерстве культуры, который будет регистрировать уставы религиозных организаций. Предлагается внести изменения и в закон «О свободе совести и религиозных организациях», и в закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и общественных формирований». Фактически, таким образом, создали "анархическую" систему регистрации религиозных организаций, потому что регистраторы в Министерстве юстиции действовали согласно соответствующим нормам, а новые регистраторы — бессистемные и их деятельность неконтролируемая».
По его словам, «прикрываясь якобы благой целью "облегчить религиозным организациям изменять свою подчиненность", они на самом деле усложнили процедуру регистрации устава религиозных организаций». Теперь Департамент по делам религии и национальностей в составе Министерства культуры будет иметь рычаг влияния на любую религиозную организацию.
Следует заметить, что до принятия законопроекта вышеназванный департамент имел скорее наблюдательно-консультационную функцию и только следил за ситуацией в религиозной сфере. Теперь же откровенный русофоб Андрей Юраш, возглавляющий департамент, получит простой и эффективный инструмент давления на религиозные организации. В первую очередь, разумеется, под удар попадет Украинская Православная Церковь (УПЦ).
Созданная 15 декабря прошлого года Православная Церковь Украины (ПЦУ) очень тепло относится к униатам Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Более того, появляются заявления о возможном объединении «православных» из новосозданной церкви и католиков-униатов. При этом у униатов весьма напряженные отношения с римско-католической Церковью, несмотря на подчиненность обеих папскому престолу.
Несложно представить ситуацию, когда униаты смогут надавить на так называемого «патриарха» Филарета, а тот, используя свое влияние, надавит в Департаменте по вопросам религий для проверки документов на право пользования, например, Кафедральным соборм Львовского архидиацеза Собора Успения Девы Марии. Этот собор используют католики. Для осуществления захвата понадобится лишь проведение проверки Департаментом по вопросам религий и требование провести переоформление права пользования собором. А заблокировать перерегистрацию, как будет видно ниже, очень просто.
Перерегистрация как способ давления
Как заявляет глава Юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов: «В течение года религиозные организации должны привести свои уставы в соответствие с настоящим законом. В том случае, если определенные положения в уставах ему перечат, уставы будут считаться недействительными. То есть те положения, которые регулируют внутреннюю деятельность религиозных общин, согласно этому закону, будут считаться недействительными».
Но, для того чтобы провести перерегистрацию устава, религиозные общины должны привести их в соответствие с законом, то есть провести собрание участников общины и принять новый устав. Этот устав орган регистрации, то есть отделение Департамента по вопросам религии, может вернуть, о чем говорится в последнем абзаце статьи 14 новой редакции закона «О свободе совести и религиозных организациях»: «В случае, если религиозная организация не устранила выявленные недостатки в установленный срок, все документы, которые пришли в органы исполнительной власти, которые реализуют государственную политику в сфере религии… кроме заявления про регистрацию устава религиозной организации, возвращаются ей с сопровождающим письмом с разъяснением причин возвращения».
Кроме этого Институт религиозной свободы выявил еще ряд сложностей, которые создает принятый законопроект для религиозных организаций. По мнению экспертов института, требование подачи списка участников общего собрания при регистрации новой редакции устава является неоправданным вмешательством государства во внутренние дела общины и нарушением права верующих на конфиденциальность. Кроме прочего это является отягчающим условием сохранения статуса юридического лица.
Требование для религиозных общин подать документы о подтверждении права собственности или пользования помещением, по адресу которого указывается их местонахождение, является неоправданно отягчающим препятствием для их религиозной деятельности. Также в случае регистрации новой общины это создает юридическую коллизию, так как право собственности или пользования может иметь лишь юридическое лицо, создание которого возможно лишь после регистрации.
Тем не менее, принятый законопроект оставляет возможность для религиозных общин, прежде всего речь идет об УПЦ, бороться за свои права. Для этого требуется закрепить в уставе либо протоколом список участников общины, в пользовании (или собственности) которой находится храм. Это позволит избежать участия в собраниях привозных «активистов».
По словам украинского юриста главы НПО «Общественная правозащита» Олега Денисова: «таким образом ни чиновники, ни представители общественных организаций не могут больше составлять списки для голосований, обходить дома прихожан и созывать их на собрания, такие действия могут делать только лица, указанные в уставах религиозных организаций, и только в установленном там порядке».
То же самое стоит сделать и другим религиозным организациям, желающим защититься в случае возможного захвата имущества.
Религиозное законодательство в России
Государственная регистрация религиозных организаций требуется и в России в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Функция регистрации возложена на Министерство юстиции и его территориальные отделения.
В России процесс регистрации религиозной организации заключается в создании юридического лица и его включение в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). На Украине религиозная организация может не иметь статуса юридического лица.
Имея статус юридического лица, религиозная организация в России в соответствии со статьями 21 и 22 может владеть или пользоваться имуществом, недвижимостью, в том числе и за границей. При этом статья 21.1 создает механизм блокирования сделок с имуществом со стороны уполномоченных органов религиозной организации, что должно быть закреплено в уставе религиозной организации. Таким образом, в российском законодательстве есть понятие органа в религиозной организации, уполномоченного на осуществление сделок с имуществом.
Кроме религиозных организаций в России могут действовать религиозные группы, которые не имеют статуса юридического лица и которым не требуется регистрироваться. Для легальной деятельности им требуется только в письменной форме уведомить регистрирующий государственный орган по месту нахождения.
До 2015 года в России действовало правило «15 лет», в соответствии с которым регистрирующаяся религиозная организация должна предоставить подтверждающие документы о том, что она существует более 15 лет. Это было сделано после засилья в 90-х годах многочисленных сект, большинство из которых носили деструктивный характер.
Но в то же время в законе есть ограничения для религиозных организаций, которые не входят в централизованную религиозную структуру, то есть действуют только на местном уровне. Им запрещено в течение 10 лет с момента их регистрации создавать образовательные организации, учреждать СМИ, иметь при себе представительство иностранной религиозной организации, проводить религиозные обряды в детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
В целом российское законодательство оценивается как направленное на защиту традиционных религиозных организаций, таких как православие, ислам, иудаизм.
Председатель Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов так оценил действующий «Закон о свободе слова и о религиозных организациях»: «сбалансированный законодательный акт, отражающий позиции подавляющего большинства действующих в России религиозных организаций, в первую очередь традиционных для нашей страны конфессий: православия, ислама, иудаизма и буддизма. Я бы подчеркнул, что данные конфессии являются нациообразующими».