Разумеется, дело не только и не столько в Приходько, сколько в тактике прорыва информационной блокады, к которой намерена прибегнуть команда Юлии Тимошенко.
О блокаде
Безусловно, сейчас ещё нельзя говорить о полноценной информационной блокаде. Тимошенко имеет возможность размещать наружную рекламу на улицах и контекстную рекламу в интернете (многие наблюдатели вежливо интересуются, зачем она это делает, ведь её целевой электорат не зависает в социальных сетях…). Тимошенко имеет доступ на телевидение (до сих пор преступно, с точки зрения националистов, не принуждены к прекращению вещания закрытые Радой 112-й канал и «НьюзВан»). Не пресекаются и массовые акции Тимошенко.
Тем не менее, опыт подсказывает, что лояльное отношение к Тимошенко на данном этапе связано с тем, что она подыгрывает Порошенко. О чём сейчас говорит Тимошенко? О ЕС и НАТО, о томосе, о финансировании армии, об украинском языке. В общем, обо всём том, что важно для радикально-националистического избирателя, на которого она и ориентируется. При этом, однако, она фактически повторяет уже сказанное Порошенко, причем с более слабых позиций. В идеологической сфере именно президент формирует повестку дня.
Однако на следующем этапе Тимошенко наверняка перейдёт к социально-экономической проблематике, которая важна для её основного электората. Тут важно понимать, что обращение к националистам для неё — обязательная программа, поскольку ей важно застраховать себя от силового давления с их стороны (имеется в виду самоорганизованное давление) и ослабить контрпропаганду, направленную против неё как «пророссийского кандидата». Не решив эти две проблемы, дальше можно и не соваться. А вот решив их, можно расширять свое электоральное поле за счет тем, интересующих не только 15-20% националистов.
Скорее всего, речь будет идти о предложенных ею мораториях на повышение коммунальных тарифов, продажу земли сельскохозяйственного назначения и газотранспортной системы.
И вот тут Тимошенко может столкнуться с организованным противодействием, апробированным во времена «антинародного режима», включая внезапное лишение лицензий операторов наружной рекламы, «чёрный список» на всех телеканалах, кроме парламентского, неожиданные ремонты в местах ожидаемых встреч с избирателями и т.п. Может, этого всего, конечно, не будет, и почти наверняка будет по-другому (т.е. блокаду будут устраивать не непосредственно власти, а прирученные «патриоты»).
И вот именно тогда Тимошенко может пригодиться Приходько.
Об Анастасии Приходько
В общем, это просто девушка, которая пытается найти свое место в этом мире.
Изначально она делала эстрадную карьеру. Окончив Киевское музучилище и Институт культуры, она в 2007 году победила на «Фабрике звёзд-7» и сотрудничала с Константином Меладзе. В 2009 году попыталась пройти на «Евровидение» от Украины, была дисквалифицирована и отправилась на него от России с двуязычной песней.
С началом войны она поддержала украинскую сторону, занялась волонтёрством, но со временем оказалась в конфликте с Порошенко и в июле даже подала на него в суд. Она утверждает, что её попросили сняться в социальном ролике, который оказался предвыборным роликом Петра Порошенко (наблюдатели полагают, что Приходько просто кинули на деньги, — за социальные ролики ведь не платят).
В октябре она сообщила об уходе со сцены: «Устала слушать о том, что я не формат. Музыканту настоящему трудно, когда он почти не имеет поддержки и его заставляют стать похожим на всех!»
Решение уйти в политику, по её словам, было связано с желанием больше помогать людям. Приходько заявила: «Я сознательно решила разорвать все контакты в России и вернуться в Украину. Именно так, сознательно, я отказалась там от всех своих наград и преференций. Также сознательно я стала изучать украинский язык (! — сильное заявление от человека, который принципиально выступал с русско-украинской песней. — Авт.) и помогать нашим ребятам на фронте как волонтёр. И, конечно, я сознательно подала иск против Администрации президента Украины, защищая свою честь и достоинство. Теперь пришло время сознательно сделать первый шаг в своей политической жизни».
Приходько обычно упрекают за то, что в майском интервью она высказалась против возможности сотрудничать с «Оппозиционным блоком» и БЮТ. Однако такие претензии не обоснованны. Во-первых, это было до того, как она заявила об уходе со сцены и начале политической карьеры (т.е. речь шла о немного ином формате сотрудничества). Приходько не доверяет политикам с длительной историей, но ей самой как начинающему политику нужен ментор… Да и сотрудничество с оппозицией могло нанести ущерб сценической карьере. Во-вторых, это было до конфликта с окружением президента — сейчас сотрудничество с оппозиционным кандидатом выглядит вполне естественным.
Кстати, в политике она уже была — в сентябре-октябре состояла в Радикальной партии Ляшко. Видимо, тоже «обдуманно» пришла, потом разочаровалась, поскольку хотела получить помощь для своих благотворительных проектов, а ей предложили «просто политику». Ляшко, правда, постоянно не везет на певичек — до этого он неосмотрительно взял в свой список Злату Огневич.
Зачем?
Возможно, конечно, Приходько для Тимошенко просто «брелок» — мода на использование в избирательных кампаниях популярных общественных деятелей не от нас пошла и никуда не делась.
Польза от такого рода шагов сомнительна. Да, узнаваемость у неполитических общественных деятелей высокая, но реализовать её в виде электоральных рейтингов — задача нетривиальная. Собственно, решить эту задачу удается обычно в тот момент, когда деятель действительно становится политиком и убедительно представляет людям свою программу.
Но в данном случае перед Тимошенко и не стоит задача делать из Приходько полноценного политика. Ей надо воспользоваться её узнаваемостью и способностью создавать информационные поводы для продвижения своей программы. Потому что одно дело — отказать в чем-то Тимошенко, а другое — певице и политику, имя которой на слуху не только на Украине, но и в Европе вызывает интерес.
Разумеется, сотрудничество с Приходько — только один из возможных тактических шагов для прорыва информационной блокады.
Другие придумки Тимошенко
Довольно типичный приём — использование агитаторов в формате «от дверей к дверям». Эта программа недешёвая и требует хорошо организованной агитационной сети (после ухода Турчинова сеть «Батькивщины» находится не в лучшем состоянии), но сама по себе она вполне эффективна. Ну а если с такой программой пустить, допустим, Анастасию Приходько? Разумеется, не просто так, а к заведомым фанатам. Это ведь само по себе будет информационным поводом, к которому потянутся журналисты…
В целом же надо вспомнить мотивацию Приходько, почему она в мае не захотела идти к Тимошенко, — та слишком давно в политике, все её знают как облупленную… Придать Тимошенко новое качество может новая программа (такой ход был с успехом использован на выборах 2007 года) и новые люди, которые будут эту программу доносить.
Сама же Тимошенко с ее неоднозначным имиджем отходит на второй план.