По словам премьера, этому предшествовали тяжелые переговоры с МВФ.
«Цены с 1 ноября на газ вырастут только на 23,5%. Не на 60%. Это то, что нам удалось невероятными усилиями достичь вследствие этих переговоров (с МВФ. — ред.)», — сообщил Владимир Гройсман.
Как рассказал изданию Украина.ру эксперт в сфере энергетики, сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, принятие этого решения было неизбежным.
— Вопрос был только в сроках. Украина вынуждена повышать тарифы потому, что в противном случае не будет денег Запада, а если не будет денег Запада, то в следующем году реален дефолт по внешним долгам.
Единственное, что Кабмину удалось запутать общественность. Решение должны были принять 18 октября, потом заявили, что принятие решения перенесли на 27 октября. А сегодня, 19-го, Гройсман объявляет о повышении цен на газ. Удивительная история произошла.
- Почему, по-вашему, события развивались таким образом?
- Когда украинцам ожидать нового повышения цен на газ?
— Вероятно, с апреля следующего года последует дальнейшее повышение тарифов — до 80% от импортного паритета. И выведение на 100% от импортного паритета (стоимость газа для украинских потребителей должна стать выше, чем стоимость его закупки у иностранных контрагентов — ред.) к 2020 году. По крайней мере, такую этапность предусматривала договорённость с МВФ, о которой мне известно из источников, близких к Кабинету министров Украины.
- Как повышение тарифов скажется на электоральных перспективах власти?
— Очевидно, что власти это популярности не добавит. Но с другой стороны, откладывать это решение или не принимать его уже не было возможности. Гройсман и так более года тянул. Он должен был повысить тарифы ещё в прошлом году, но понимал всю непопулярность решения и пытался как-то договориться с МВФ. Но в итоге удалось только незначительно снизить давление на бюджеты домохозяйств. Но всё равно тарифы будут повышены.
Конечно, будет непопулярное решение, общество будет воспринимать это негативно. В результате роста тарифов люди, которые пользуются газом, будут платить за него больше на 23,5% процента. Нужно будет выделять больше субсидий на газ. Ничего хорошего в этом нет.
- Однако вряд ли субсидий станет больше. Властями ужесточаются требования по выделению субсидий на услуги ЖКХ. Судя по всему, количество граждан, которые получают субсидии, сократится примерно на 20%. В свете того, что ещё и повышаются цены на газ, как будет развиваться кризис неплатежей за услуги ЖКХ? На начало октября долги украинцев достигли 38 млрд грн, или $1,35 млрд.
Если бы тарифы подняли на 60%, как этого требовал МВФ, то нечто подобное могло бы иметь место. Однако всё равно это накопление долгов. Бюджет на следующий год, который на днях приняли в первом чтении в парламенте, потребует пересмотра, поскольку потребуется увеличение субсидий. Хотя, как вы справедливо сказали, власть реализует курс на то, чтобы уменьшить объёмы субсидий.
Конечно, когда 70% домохозяйств претендуют на получение субсидий, это ненормально. У власти нет другого варианта, кроме как ужесточать требования их получения. Дальше будет идти повышение тарифов, и чем это закончится, сказать сложно.
- На что же рассчитывают украинские власти? У них есть хотя бы намёк на план как поправить положение?
— Генеральная гипотеза следующая: в некоем будущем, которое должно было наступить уже сейчас, вырастут доходы населения настолько, что субсидии сократятся до приемлемых размеров — примерно 10% домохозяйств, как, например, в Испании. Однако этого не происходит, потому что тарифы растут быстрее, чем доходы, и при этом теневой сектор не хочет показывать свои реальные доходы.
Очевидно, если бы украинцы показали свои реальные доходы, то ситуация бы существенно улучшилась. Но дурных нема. Эти клоуны ходили на Майдан, однако потом, когда они поняли, что от них потребуется, никто из «майданутых» не захотел показывать свои реальные доходы.