«Госпожа Тимошенко дважды была премьер-министром, и у нее дважды была прекрасная возможность разобраться с «Нафтогазом»: либо ликвидировать, либо сделать его прибыльным. Она не сделала ни первого, ни второго», — заявила пресс-служба «Нафтогаза» в Twitter.
В интервью изданию «Украина.ру» экономист, сопредседатель Фонда энергетических стратегий, эксперт в сфере энергетики Дмитрий Марунич отметил, что не понимает логику в ликвидации «Нафтогаза» во времена премьерства Юлии Тимошенко. Сейчас же она заговорила о «Нафтогазе» потому, что компания в стране в последнее время особенно непопулярна, ее окружают скандалы с премиями, зарплатами менеджмента и лично Андрея Коболева.
«Я не вижу возможности ликвидации "Нафтогаза" до окончания срока действующего контракта с "Газпромом". Да, "Газпром" подал иски о досрочном расторжении контракта, но к чему приведут судебные и арбитражные разбирательства, и сколько они будут длиться, неизвестно. Однозначных ответов на эти вопросы не существует», — заметил Дмитрий Марунич.
По словам эксперта в сфере энергетики, реформа газового рынка в том виде, в котором она изначально задумывалась, должна была привести к тому, что «Нафтогаз» станет нефтетрейдером, а не структурой-монополистом, которой она продолжает оставаться сегодня.
«Ряд объективных факторов, в частности решение арбитража по искам, согласно которому нельзя передавать транзитный контракт, и субъективных факторов, в частности нежелание руководства «Нафтогаза» в лице Андрея Коболева утрачивать контроль над финансовыми потоками, привели к такому варианту развития событий», — резюмировал Дмитрий Марунич.
Стокгольмский арбитраж в декабре 2017-го и феврале 2018 года вынес решения по спорам компаний в отношении контрактов на поставку и транзит газа соответственно, обязав в итоге «Газпром» выплатить украинской стороне $2,56 млрд. Российский концерн в марте обжаловал эти решения в суде Швеции, а в мае потребовал полной отмены решения по транзитному контракту. 28 июня Апелляционный суд округа Свеа оставил в силе свой вердикт о приостановке исполнения решения Стокгольмского арбитража по делу о транзите.