Литературного подъема, какой переживает Донецк в годы текущей войны, здесь, пожалуй, не было никогда. Местные поэты и писатели не щадят клавиатур, блокнотов и карандашей, выдавая на-гора все новые и новые нетленные сроки, в разных жанрах. Как полагается людям с оголенными нервами и повышенной степенью ответственности, они пытаются переосмыслить происходящее, найти ответы на самые насущные вопросы современности. Одному из них удалось даже обнаружить рецепт, как остановить войну в Донбассе. Правда, он писатель-фантаст… А что поделать, если более реалистичных вариантов никто сформулировать не сумел?
Владислав Русанов, о котором идет речь, надо заметить, человек незаурядный. Большой оригинал! Вроде бы, чистый технарь, преподающий студентам местного технического университета таинства высокого (и глубокого) искусства бурения скважин. Но это только одна грань его таланта. Внутренний гуманитарий Русанова регулярно берет верх над его внутренним инженером, результатом чего стали два десятка книг, успешно издаваемых в России, и целая россыпь рассказов и успешных переводов закордонных авторов. Придумывать миры, которые выглядят реалистично, да еще и притягивают читателей — это исхитриться надо. А циклы книг «Горячие ветры Севера», «Клинки порубежья», «Победитель драконов», давно принесли Русанову звонкую славу.
Недавно Владислав Русанов написал рассказ «Эффект Юза», который и стал формальным поводом для этого интервью. Действие там происходит в Донецке в декабре 2014 года. Ситуация сложнейшая. В смысле, и в реальном донецком декабре 2014 она была далеко не сахарной, и в фантастическом пространстве, где маг-хранитель пытается спасти от уничтожения свой родной город от украинской агрессии, тоже пришлось попотеть и поскрипеть извилинами — простыми и магическими. Рассказ еще не опубликован, мне автор позволил изучить его в рукописи, так сказать. Словом, раскрывать тайны сюжета будет не очень интеллигентно. Лишь намекну, что к борьбе за Донецк были подключены могучие силы, включая основателя города Джона Юза, американского президента Авраама Линкольна и других внезапных персонажей.
- Владислав, скажите, как живется магу-хранителю в воюющем Донецке?
— По-разному, но, могу точно сказать, — не скучно. Не дают расслабиться. Работы много. То ведьмы простой люд прельщают, то менестрели свару затеют, то гоблины комендантский час нарушат. Да ещё эти некроманты с той стороны фронта так и норовят через каналы свои чародейские — «СТБ» да «1+1» именуемые — души человеческие завоевать… Глаз да глаз за всеми. А для отдыха и медитации времени совсем не остаётся.
- Как много фантастического довелось вам встретить в Донецке за время войны? Или не довелось, и все реально до безобразия?
Ведь чем отличается герой фантастики от героя, так называемой, «большой литературы». В боллитре героя обидят, так он рефлексирует три главы, а потом подаёт на обидчика в суд или гадости исподтишка делает. А в фантастике? Там герой достаёт свой верный меч… или парабеллум… или бластер и объясняет, что «фу таким быть».
Именно поэтому в фантастических книгах Добро всегда побеждает Зло. Победит и у нас.
А что не быстро всё происходит, так это законы жанра — эпопея должна быть эпопейной, и плохо то Зло, которое можно победить быстро.
- Война вдохновляет творческих людей или наоборот отбивает всякие желания, приходится писать через силу?
— Война даёт мощный энергетический толчок, стимулирующий творчество. Ведь это эмоциональный и нравственный надрыв, который вызывает в сознании образы, метафоры и всякие прочие видения. Соответственно, человек хочет записать свои мысли, оформить в литературном виде. Жаль только, что времени на это катастрофически не хватает по сравнению с довоенными годами. Иной раз придумаешь несколько четверостиший, пока едешь в маршрутке, но не успеешь записать. Пока домой попадёшь, дорвёшься до специальных записывающих устройств — блокнота с карандашом, а уже всё, забыл…
- В ДНР скоро выборы главы, какими качествами должен обладать новый руководитель? С точки зрения практикующего фантаста, разумеется.
— Сточки зрения практикующего фантаста, скорее всего, он должен уметь зрить в будущее. Как он это будет делать — с использованием научных прогнозов или при помощи хрустального шара — это уже вопрос метода. Как учёному по основной специальности мне ближе первый метод, но, как маг-хранитель, вполне могу допустить и второй. Лишь бы на пользу дела шло.
Ну, и конечно, глава должен обладать всеми качествами главного героя фантастического романа. Смелость, решительность, честность, верность присяге… Ведь фантастика до сих пор пишет о людях, на которых хочется равняться. Вот и на первое лицо Республики нужно равняться тоже.
- В рассказе «Эффект Юз» основатель нашего города чуть ли не брат-близнец Линкольна. Как по мне, кроме формы бороды сходство не такое уж очевидное…
— Это на фотографиях не очевидное. А скульптура Юза, которая стоит на в Донецке… Тут каждый раз задумываешься, кто пред тобой. Я вполне допускаю, что автор монумента, Александр Митрофанович, хотел изобразить молодого Джона Юза, но получился Честный Эйб. Я же не сам это придумал, я студентов опрашивал.
- Ваши книги запрещены на Украине?
- Есть ли в украинской политике персонажи, годные для того, чтобы стать прототипами действующих лиц фантастических произведений? А в донецкой?
— Вообще-то, у меня, да под настроение, любой человек может стать персонажем фантастического романа. И становились. Вот возьмём, к примеру, трилогию «Клинки Порубежья». Она писалась после первого майдана, поэтому есть там князья Юстын и Януш, спорящие за корону. А в сенаторах оного королевства тоже хватает узнаваемых персонажей. В частности, есть там некий Петро Цярош, что в переводе на русский обозначает Пётр Порох. И другие.
В «Горячих ветрах севера» тоже есть два персонажа: вышибалы в борделе братья Клычи — Клыч-старший и Клыч-младший.
В романе, который я завершил совсем недавно, в сентябре 2018 года, описаны восставшие провинции одного герцогства, которые решили отделиться, а им за это объявили войну. Стреляют по городам большими каменными ядрами из мортир. Так вот там тоже хватает персонажей, перекликающихся с действительностью. Например, капитан вольной роты Арсеньо. Правда, его судьба столь же печальна, как и у прототипа. Враги заложили под дом бочонок с порохом, подожгли фитиль… Это не считая того, что у меня в образах местных менестрелей выведены практически все донецкие поэты. Хотя это уже не о политике…
Если подвести краткий итог, то везде можно найти живого и интересного прототипа для персонажа. Было бы желание.
- Скажите, кому-нибудь вообще, из реальных людей или фантастических персонажей, может в сегодняшнем Донецке житься уютно и комфортно?
Значит, будем жить и все трудности, которые нарушают наш уют и комфорт, преодолеем. Уверен, со мной согласятся и маги, и люди, и обитатели «ночного мира», которые остались в Донецке осознанно, чтобы жить в нём и хранить его.