«А вы где сейчас кочуете?» — когда цыганская женщина начинает беседу с такого вопроса, это, как мне кажется, означает определенную степень доверия. Это вопрос своему, человеку, находящемуся в пути и поиске счастья. «Да вот, — отвечаю, — между Москвой и Донецком нынче кочую». «Наши есть и там, и там, наши есть везде», — констатирует Луиза Жемчужная, лидер донецкого Театра цыганской песни «Шатрица», с которой мы договорились встретиться у знакового гастронома столицы ДНР с несокрушимым названием «Москва».
Пути византийских волшебников
У Луизы обворожительная белозубая улыбка и визитная карточка, которую не так часто встретишь. С одной стороны вороной конь, два гитариста, две артистичные дамы в ярких нарядах, понятно, телефоны, e-mail и все дарованные передовыми технологиями «прибабахи» вроде skype или viber. С другой — предложение обратиться к биоэнерготерапевту погадать на картах Таро, снять порчу, сглаз, невезение и обзавестись талисманами на удачу. Здорово, верно?
Беседовали долго, потому что было интересно. Мне, во всяком случае. А цыганские женщины были терпеливы с гостем. В основном, говорила Наталия Варакута, прекрасно поставленным преподавательским голосом. Луиза Жемчужная добавляла реплики, яркие, вполне годящиеся для выступлений с эстрады. Все казалось, что сейчас она запоет. Нет, сдержалась.
— Сударыни, а есть в Донецке еще цыганские организации, кроме вашей?
— «Мирикля» существует с 2004 года. Нам повезло, зарегистрировали организацию как раз 8 апреля. Всего до войны в Донецкой области работало 9 ромских общественных организаций. Но женская только одна.
— А что за радость такая зарегистрировать организацию 8 апреля?
— Это Международный ромский день.
— Испокон веков было принято говорить «цыгане». Тот же Александр Сергеевич Пушкин, наше все, писал, мол «цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют». Опять-таки, фильмы снимали «Цыган», «Цыганка Аза». Оперетта «Цыганский барон». И это нормально воспринималось. Но сейчас все чаще делается упор, мол, не цыгане, а ромы, ромский народ. С чем это связано? Вам-то явно виднее, как корректно говорить и писать.
— За границей, в Европе, например, принято говорить «рома» (Наталия певуче делает ударение на последнем слоге). Ром — мужчина, ромни — женщина, а все вместе — рома — множественное число. Но в российской традиции принято говорить цыгане, и это не обидно. К нам приезжал представитель цыганского музея из Германии, говорит, что у них так не принято. «Цыгойнер» — это бродячий воришка. Так в западной традиции повелось. Но у нас никто не обижается, если назвать цыганом или цыганкой.
— А откуда взялось слово «джипси»? Любителям музыки прекрасно знакома группа «Джипси Кингс».
— Это обозначает «египетский». Понятие из истории. Когда цыгане вышли из Индии, они же пошли немножко северней, там была Византия.
— Действительно, немножко северней и западней.
— В тех местах цыгане 400 лет жили-жили. В Византии была провинция, которая называлась Малый Египет. Возникло название «джипси», то есть, «египтяне». Есть версия, что слово «цыгане» происходит от «атсинганос» — гадатели, волшебники. Так их называли византийские греки. Название прижилось, слегка видоизменилось, но и сейчас мы им пользуемся.
Миру — мир, цыганам — деньги
— Цыганам живется немножко лучше, чем остальным…
— Вот это внезапный поворот, не ожидал.
— Ничего удивительного. Цыгане держатся вместе. В семьях принято поддерживать друг друга. Никто не отсаживает от стола ни старшего, ни младшего. Есть свои законы и традиции, замкнутое пространство. Люди живут в государстве, но немножко отдельно.
— Но что-то подсказывает, что трудностей война все равно добавила.
— Очень тяжело стало заработать копеечку. Дедушки и бабушки сейчас, увы, уходят в мир иной, а могли бы еще жить. Это связано с психосоматикой. Собственно, это и не только стариков касается, молодых тоже — онкология свое дело делает. Случались и попадания снарядов в цыганские дома. У нас была ситуация, когда во время обстрела мама и с ребенком побежали прятаться в подвал. И вот у этой молодой женщины от страха остановилось сердце. Есть люди на Петровке (один из наиболее пострадавших районов Донецка — прим. авт.), у которых сгорело жилье, они остались без документов, безо всего. Собственно, у нас все, как и у всех остальных жителей Донецка.
— Уезжают люди?
— Да, едут на заработки. Целые этнические группы выехали в самом начале войны. И правильно сделали. Было компактное поселение, только жители его покинули, как туда стало прилетать, попадать.
— Предчувствовали, что ли?
— Сработал третий глаз. В Ивановскую область подались, в Егорьевск, в Москву. А кто-то в Житомир уехал. Где есть родственники, туда и поехали.
Здесь Луиза Жемчужная вскочила на любимого конька, в переносном, понятно, смысле: «Когда нам плохо — мы поем и пляшем. Когда хорошо — мы тем более поем и пляшем».
«Понял, — говорю я, — Вот тут я и разобрался, в чем разница между русскими и цыганами. Цыгане в любом случае пляшут, а русские пьют — с горя или на радостях».
«Конечно, — соглашается Луиза, — Они пьют, а мы для них танцуем. Но, конечно же, лучше, чтобы цыган звали, когда хорошо».
Наталия Варакута подводит итог внезапно возникшему исследованию русско-цыганских отношений в условиях горя и радости: «Когда рождается ребеночек, надо его заранее готовить, что он будет делать, когда ему хорошо и когда плохо. Есть такая поговорка: «Миру — мир, цыганам — деньги». Вот поэтому мы самые, что ни на есть пацифисты».
Разведчик Будулай, Яшка-цыган и другие героические рома
— Когда я шел на эту встречу, то размышлял над образами цыган в кино. И вспомнил двоих персонажей, которые воевали. Это Будулай, по сценарию он фронтовик, разведчик. И Яшка-цыган из «Неуловимых», тоже разведчик, только в Гражданскую войну…
Мы тоже отправляли ему свои истории, одна из которых вошла в книгу. Когда мы ходим на митинги к шурфу у третьей больницы (во время Великой Отечественной войны немецкие фашисты замучили и сбросили в шурф шахты многих жителей Донбасса — прим. авт.), так вот там были убиты люди разных национальностей. Одна старая цыганка мне рассказывала, когда поднимали на поверхность трупы, они нашли кусок пиджака своего отца, только по нему и определили, что тот там погиб. Даже сейчас от этого ужаса мурашки по коже. У цыган на подкорке записано, что нельзя человека лишать жизни. Это может только Бог.
— Сейчас идет война в Донбассе. Цыгане участвуют в этом конфликте с оружием в руках?
— К сожалению, да, с самого начала. И с одной, и с другой стороны. С нашими понятно — когда приходят в твой дом, надо защищать семью. Такая ситуация уже безвыходная. А с той стороны много в людях просыпается чувств, когда им рассказывают, что на Украину напали. Там свою роль играет ложная информация.
— Совсем недавно в Киеве проходила масштабная цыганская акция…
— Да, она была приурочена ко дню ромского холокоста, когда в печах Аушвиц за одну ночь было сожжено порядка 3 тысяч цыган. Со всей Украины собрались люди, чтобы выразить свою скорбь у памятника в Бабьем Яру, провести концерт-реквием в Мариинском парке. После всех этих убийств…
— Вы имеете в виду совсем недавние цыганские погромы на Украине?
— Конечно. После этого проходили пикеты. Писались письма в международные организации. Поднимали юристов. Делали все, что могли. Теперь же была попытка через душу достучаться. Поэтому концерт-реквием. Люди должны понять, что мы живем в одном социуме и не являемся друг другу врагами.
— Вас приглашали на эти мероприятия?
— Приглашали, но мы решили не ехать.
— Почему?
— Если будут рома, которые воевали с той стороны, а тут мы приедем… Как вы себе это представляете? Будет нехорошо.
Ответ на цыганские погромы
— По Украине прокатилась целая череда трагедий, когда цыганские лагеря уничтожались, причем, самым жестоким образом. Общий ход событий говорит, что это не случайные происшествия, а система. Что рассказывают об этом ваши единоплеменники с той стороны? Есть же, я полагаю, такое явление как «цыганская почта».
— Наши рома тоже разные. Есть очень образованные, цивилизованные. Вы посмотрите и по виду никогда не определите, что это цыгане. Есть ученые, профессора. Некоторые из них скрывают свою национальность.
— Зачем?
— Предубеждение в обществе все же существует. А есть другие, скажем, беженцы из наших краев. Когда началась война, кто-то поехал на Украину, решил, что там будет безопасней, что там спасение. Одни остановились в Голосеевском районе, но ведь там же их никто не ждет. Денег, чтобы заплатить за жилье, нет, а надо еще и как-то детей прокормить. Вот они и поставили палатки. Их оттуда стали гнать. Потом были случаи во Львове и Закарпатье. Там очень музыкальная семья, целая династия… Погибший мальчик тоже играл на гитаре. Пришли ночью нацисты и стали их убивать.
— Для вас такие погромы стали неожиданностью?
— Может получится, что подобные погромы будут продолжаться, как украинским цыганам действовать? Уходить в Донбасс или в Россию?
— Если государство не решит проблему на законодательном уровне, исход может быть самый печальный. Может случиться, что цыгане будут вынуждены сами защищаться.
— Возможна ответная реакция?
— Никто не пойдет что-то там громить, грабить, мстить, сбиваться для этого в группы — это все исключено. А вот объединяться для защиты… Хотя, конечно, скорее всего, люди будут уезжать. Может Европейский суд что-то решит? Уже весь мир поднялся, и в ООН обсуждают тему погромов. Но почему-то Украина позволяет себе страшные вещи.
— А на сайте «Миротворец» цыгане есть? Сам-то я там уже давно ветеран.
— Есть, конечно. Кто активно выступает, открыто — там. Имеется и некоторые, которые попали туда случайно. «Добрые» люди помогли.
Куда катится цыганское колесо?
— У вас на флаге нарисовано колесо. Куда оно сегодня катится?
— Наш путь лежит в образование, в сохранение самобытности и культуры. Надо все сберечь: песни, танцы, язык, историю. Все, что народное — проверено тысячелетиями. Это настоящее. Бриллианты! Но обязательно образование. Это позволяет нашим людям лучше жить, достойно зарабатывать. Вот смотрите, только за последние дни, какие новости принесла цыганская почта. Мальчик из Херсона получил красный диплом в мединституте. Девочка из Московской области окончила школу с золотой медалью и поступила на специальность биохимия и генетика, на бюджет. Это наши цыганские дети! В Донбассе тоже многие учатся в ВУЗах. В школы уже почти все ходят. Несколько лет назад мало-мало, кто ходил в школу, а теперь редко найдешь, кто не учится.
— Скажите, а скоро война кончится?
— В течение года.
— Вот спасибо вам за это, за конкретику и оптимизм.
— Вы меня как-то умиротворили, что, кстати, довольно сложно. Не стану больше задавать вопросы, чтобы не расплескать настроение. Спасибо вам. Пойду кочевать дальше.
— И вам спасибо. Помните, что у цыган генетический, врожденный оптимизм. Он и не позволил народу пропасть.