Представителям ОБСЕ сказали, что миссии сначала нужно получить предварительное разрешение от портовых властей на доступ к объекту.
«Семнадцатого августа СММ следила за сообщениями о танкере "Механик Погодин", пришвартованном в порту на юго-западной окраине города Херсон. У входных ворот нефтяного терминала на улице Марии Фортус мужчина, представившийся сотрудником Службы безопасности Украины, сообщил СММ, что им необходимо получить предварительное разрешение от властей порта на доступ к объекту. СММ будет следить за этой ситуацией», — говорится в отчете миссии за 19 августа.
Украина нашла повод для ареста
После блокировки танкера украинские власти несколько дней искали мотив для захвата судна. В итоге сообщили, что «Механик Погодин» загрязняет воду в гавани Херсона.
Позднее экипаж, опасаясь провокаций СБУ, не пустил «проверяющих» на судно. Это развязало руки украинским силовикам — появился повод арестовать танкер, что они и сделали.
Заместитель постоянного представителя президента Украины в Крыму Изет Гданов сообщил, что Киев заблокировал «Механика Погодина» в порту Херсона на три года. При этом министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявлял, что судно могут конфисковать, "чтобы покрыть убытки".
В свою очередь глава Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов назвал сложившуюся ситуацию безумием.
«Нет хитрого расчета — просто логика конфронтации»
Напомним, 10 августа СБУ заблокировала в порту Херсона российский танкер "Механик Погодин", на борту которого находится экипаж из 12 человек. По информации украинских силовиков, танкер якобы принадлежит российской компании, которая внесена в санкционный список Совета национальной безопасности и обороны страны.
Но оператор судна, компания "В. Ф. Танкер", заявила, что не числится ни в каких санкционных списках, в том числе украинских.
Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин не понимает, зачем Украине и Европе эта ситуация.
«Киев в свое время уже спровоцировал скандал с "Нордом" и добился того, что судоходство в акватории Азовского моря сейчас затруднено. А нынешняя ситуация затрудняет судоходство уже в акватории всего южного побережья Черноморья Украины. Международные игроки смотрят, реагируют на скандал: ставки на страховые услуги по доставке грузов через украинские порты вырастут, и снизится прибыльность экспорта продукции. Зачем это украинскому бюджету, который и так держится только на двух опорах: доход от экспорта и помощь Евросоюза?" — задается вопросом политолог в эфире радио Sputnik.
По его мнению, политика здесь доминирует над экономикой, Киев ввязался в конфликт, и у него уже нет возможности дать обратный ход, иначе оппоненты внутри страны обвинят власть в том, что она "прогибается перед Москвой".
«А для бюджета это чревато убытками. Никто не просчитывал долгосрочные комбинации. Если ЕС поймет, что ему придется еще возмещать выпадающие доходы украинского бюджета, то не факт, что он на это пойдет, и вообще не урежет финансовую помощь. Здесь нет никакого хитрого расчета — просто логика конфронтации", — сказал Салин.
Повлиять на Киев могут только США
А юрист-международник, почётный адвокат России Валерий Ванин уверен, что с точки зрения международного права действия украинских властей нарушают все договорённости, в том числе конвенции, связанные с ОБСЕ.
«Юридическое воздействие на украинские власти можно оказать обращениями в украинские суды, которые в данный момент являются сильно политизированными. От украинской Фемиды не представляется возможным ожидать справедливого судебного решения, но предание огласке данных незаконных действий также может оказать существенное влияние», — отметил Ванин в комментарии RT.
В сложившейся ситуации оказать влияние на Украину может только Вашингтон, подчеркивает адвокат.
«Судно — это территория Российской Федерации»
Ситуацию с задержанным в Херсоне «Механиком Погодиным» изданию Украина.Ру прояснила пресс-служба российской компании ООО «В. Ф. Танкер» — ей принадлежит танкер. Компания зарегистрирована и находится в Нижнем Новгороде.
Танкер «Механик Погодин» выполнял перевозку дизельного топлива из Туркменистана в Украину по договору фрахта в интересах канадской компании Oil Marine Shipping and Chartering Inc. Порт приписки у судна — Санкт-Петербург. На борту — 12 членов экипажа, капитан — Михаил Замятин.
Сейчас экипаж чувствует себя хорошо, проблем со здоровьем ни у кого нет. Люди обеспечены питанием и медикаментами.
«Ограничений в передвижении членов экипажа нет. Но во избежание провокаций и в целях обеспечения готовности судна к отплытию в любой момент после получения разрешения портовых властей экипаж добровольно остается на судне», — сообщили в пресс-службе.
В то же время задерживали судно безосновательно, под надуманными предлогами: ни судовладелец, ни фрахтователь, ни грузовладелец не получали каких-либо официальных уведомлений о причинах задержания, отмечают в «В. Ф. Танкер».
В пресс-службе также рассказали, что представитель ГУ России на Украине посетил судно и встретился с экипажем и капитаном уже после ухода указанных неустановленных лиц: генконсул заверил, что консульством была подана нота протеста на действия украинских властей.
Важно, что без разрешения капитана судна украинские правоохранители не имеют права заходить на палубу: судно является территорией Российской Федерации. Зайти на танкер силовики могут только при наличии решения компетентного суда.
Арестованный «Норд»: у моряков проблемы со здоровьем
В целом же ситуация с «Механиком Погодиным» — продолжение морского противостояния между Украиной и Россией. Старт ему дал официальный Киев, когда 25 марта украинские пограничники задержали крымское судно «Норд» под флагом России в Азовском море с 10 членами экипажа. Все они — граждане России, но Киев считает их украинскими гражданами. Два члена экипажа сумели вернуться в Крым через Белоруссию, семерых сняли с рейса в Минск.
Капитану судна Владимиру Горбенко инкриминируют «нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее с целью причинения вреда интересам государства», ему грозит до 5 лет лишения свободы.
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова после встречи с семьями моряков попросила власти Украины, международные организации и СМИ помочь освободить экипаж «Норда» — вернуть их к своим родным и близким.
Москалькова уточнила, что на встрече мать капитана судна рассказала ей, что мужчине грозит до пяти лет тюрьмы, из-за плохого здоровья он может не пережить такое заключение. В тяжелом положении, по словам омбудсмена, находятся и остальные члены экипажа.
Жена старшего механика судна сообщила омбудсмену, что у ее мужа недавно отказывали ноги, добавила Уполномоченный по правам человека в РФ.
Подготовка к выборам вместо здравого смысла
После обострения ситуации вокруг «Механика Погодина» обостряется и морская конфронтация Украины и России. Официальный Киев уже жаловался, что российские пограничники «злоупотребляют» своим правом на досмотр украинских кораблей, звучали даже нереализуемые призывы к ООН и НАТО сопровождать судна Украины.
При этом действуют россияне строго по закону. И можно предполагать, что действия украинской стороны не останутся без ответа — досмотры ужесточатся, а Киев получит новые поводы представить себя жертвой.
Страдает и украинская экономика: многие российские морские транспортные компании уже отказываются от «украинских грузопотоков», даже транзитных — никто не хочет повторить судьбу «Механика Погодина».
Но отказаться от политики повышения ставок на Украине уже не могут. В марте 2019 года — президентские выборы, президент Порошенко предстает в роли «борца с Россией», а пойти на компромисс с РФ значит обрушить и без того падающие рейтинги — националисты и радикалы тут же завопят о «зраде» (предательстве). Так что акватория Азовского и Черных морей превращается в еще одну точку украино-российского противостояния.