Он рассказал, что суть поправки, которую требуют внести США и МВФ, раскрывается в понятии суда апелляционной инстанции, которым дополнено ст. 3 КПКУ. А там указано — апелляционная палата Высшего антикоррупционного суда (ВАКС) является апелляционной инстанцией в судебных решениях ВАКС, утвержденных как судом первой инстанции. То есть — есть решение ВАКС как суда первой инстанции, и обжаловать его нужно в апелляционной палате.
А теперь настаивают на необходимости в эту норму и еще в два переходных положения внести изменения о том, что даже решения, вынесенные местными судами, как судами первых инстанций, должны быть обжалованы в апелляционной палате ВАКС.
Закон дает год на формирования суда, но суд начнет функционировать только после съезда судей ВАКС и принятия решения о создания суда, которое будет опубликовано в официальном печатном издании. А это может случиться хоть через несколько лет.
«Необходимо, по меньшей мере, отобрать 35 судей, из них 10 будут работать в апелляционной палате ВАКС. Это непросто — есть предохранители и способы влияния на формирование этого суда. Например, в законе есть норма, где основанием недопуска для участия в конкурсе на должность судьи есть факт внесения данных в ЕРДР (Единый реестр досудебных расследований — ред.) о криминальном нарушении юридического лица, где этот кандидат работал. Так, если кандидат, вероятно, проходит, но не устраивает власть, полиции ничего не мешает внести в ЕРДР данные компании, где соискатель работал», — подчеркнул политолог.
При этом, подметил Вигиринский, международные организации, с которыми сотрудничает Украина, в ходе отбора судей имеют право подать не менее двух предложений по кандидатурам на должность судей. Ввиду этого, политолог считает, что Западные лоббисты могут подать, например, 30 кандидатов, а далее Высшая квалификационная комиссия судей, которая так или иначе зависит от президента, отбирает из этих 30-ти некое необходимое лоббистам количество.
14 июня вступил в силу принятый 7 июня Закон Украины об Антикоррупционном суде.