26 апреля президент ПАО «Мотор Сич», депутат Верховной Рады Вячеслав Богуслаев сравнил себя с известным киевским изобретателем Игорем Сикорским, создателем вертолета, который был вынужден покинуть родину, однако достиг успеха в США.
«Был Сикорский и он был вынужден уехать за границу. Может и мне нужно уехать за Сикорским, чтобы стать отцом украинского вертолетостроения за границей?», — заявил Богуслаев. Впрочем, он сразу уточнил, что бегства от него не дождутся.
Вячеслав Богуслаев — последний на Украине «красный директор», контролирующий свое предприятие. Когда слушаешь его, становится понятно — он полностью отождествляет себя с заводом, говоря о достижениях завода «я сделал», «я добился» и т.д. Достижений много: «Мотор Сич» — крупнейший поставщик вертолетных двигателей в СНГ, завод также производит газовые турбины, которые использует «Газпром». Продукция «Мотор Сичи» продается в более 100 стран мира.
Подобные крупные комбинаты всегда представляют из себя нечто вроде государства в государстве. Богуслаев и «Мотор Сич» — это как Франция и Людовик XIV, сказавший знаменитую фразу «Государство — это я!» И сейчас это государство под угрозой.
Наезд СБУ
23 апреля около 40 сотрудников СБУ в масках и с автоматами наперевес штурмовали «Мотор Сич». При этом были избиты несколько сотрудников вневедомственной охраны, в том числе женщины. Один из охранников попал в больницу с сотрясением мозга.
«Проходят обыски в рамках статей 113, 114 Уголовного кодекса («диверсия», «шпионаж» — ред.) по факту подготовки к диверсии и шпионажа», — прокомментировали в СБУ это нападение.
По версии СБУ, состав преступления заключается в том, что должностные лица АО «Мотор Сич» якобы действовали с целью ослабления государства путем уничтожения указанного предприятия как объекта имеющего народнохозяйственное и оборонное значение. Будто бы именно для этого была осуществлена продажа китайским инвесторам контролирующего пакета акций завода — всего 56%. СБУ уже отчиталась о предотвращении преступления, 41% акций «Мотор Сичи» уже арестован.
Однако юристы сомневаются, что спецслужбы смогут доказать обвинения против Богуслаева в суде.
«Полагаю, что в данном случае, как и во многих других, следствие закончится ничем, поскольку доказать умысел собственников и руководства в уничтожении предприятия через куплю-продажу акций практически невозможно, а нарушение антимонопольного законодательства обернется лишь штрафом, хоть и существенным по сумме, но никак не связанным с уголовной ответственностью», — отмечал управляющий партнер адвокатского объединения «Suprema Lex», адвокат Виктор Мороз в комментарии украинскому изданию Delo.ua.
Зачем Богуслаев продал завод
Вячеслав Богуслаев уже не молод — в этом году ему исполнится 80 лет. В этом возрасте хозяину «Мотор Сичи» самое время задуматься о передаче предприятия наследнику. У Богуслаева есть сын Александр — известный разгильдяй, азартный игрок, который, как сообщали украинские СМИ, однажды за вечер «спустил» в казино $8 млн. Такому оставить завод то же самое, что уничтожить. Поэтому оставалось только отдать предприятие в хорошие руки и за хорошие деньги, чтобы и завод сохранить, и родственников без наследства не оставить.
До 2014 года наиболее вероятным покупателем был бы представитель российского бизнеса — 40% всей продукции завода поставлялось именно туда. Однако Майдан и последовавший госпереворот сделали этот вариант невозможным.
Но в 2016 году нарисовался вариант сотрудничества с китайским бизнесменом Ван Цзинем, который вложил около $3 млрд в завод «Мотор Сичи» в Китае. Этот завод должен помочь украинскому заводу закрепиться на самом важном для предприятия после российского китайском рынке. Кроме того, Богуслаев смог привлечь $200 млн инвестиций китайских партнеров непосредственно в украинский завод под 0,3% годовых.
Китайский инвестор, естественно, был заинтересован в защите своих капиталовложений, и продажа контрольного пакета акций завода могла стать своего рода гарантией.
Что интересно, как раз в то время, когда шли переговоры с китайскими инвесторами о продаже акций, в октябре 2016 года, «Мотор Сич» посетил премьер-министр Украины Владимир Гройсман. Главными темами для обсуждения стали возрождение промышленности, привлечения инвестиций, создания рабочих мест. Видимо, Гройсман не мог предложить Богуслаеву что-то, сопоставимое с предложением китайцев, чтобы избежать продажи завода.
Однако следует отметить, что высказанные СБУ подозрения имеют под собой определенную почву: китайцы в 90-е годы не одно украинское предприятие «выдоили» на предмет технологий, после чего этим предприятиям тихо пришел конец — ни инвестиций, ни заказов из КНР они так и не дождались. Повторится ли с запорожским гигантом такой сценарий?
Судьба «Мотор Сичи»
Нужно сказать, что экономические показатели «Мотор Сичи» сильно отличаются от той ситуации, что сложилась в промышленности на заре независимости Украины. Спад, вызванный разрывом связей с Россией, уже пройден.
В 2014-м, после Майдана, чистый доход предприятия упал с $1,07 млрд в 2013 году до $680,5 млн, в 2015-м этот показатель составил $576 млн и снова обвалился в 2016-м — до $387,9 млн. Однако уже в 2017 году завод нарастил прибыль на 52% до $589 млн, показав рост не только по сравнению с провальным 2016-м, но и с более успешным 2015-м годом.
Завод на подъеме, на 2018 год получено много госконтрактов — только МЧС выделено 400 млн грн на ремонт и модернизацию вертолетов, чем и занимается «Мотор Сич». При этом, по словам Богуслаева, контракты от Минобороны и МВД намного более значительны.
Акции завода уверенно растут с начала 2016 года. В конце марта 2018-го поставлен рекорд: акции завода продались по цене 6005 грн за штуку — при том, что начальная стоимость акций в момент их выпуска составляла всего 10 грн.
В такой ситуации даже продажа технологий не ставит крест на работе завода. Он обеспечен заказами, и его перспективы не выглядят плачевными. Зачем же тогда китайцы пошли на такие масштабные затраты? Одни только инвестиции в китайский завод, напомним, составили $3 млрд.
Версия Богуслаева
Как рассказал Богуслаев на пресс-конференции, прошедшей на следующий день после скандального визита сотрудников СБУ на «Мотор Сич», из-за сильного международного давления, которое оказывают на Китай западные страны, в том числе по линии Всемирной торговой организации (ВТО), китайцы понемногу начинают пытаться избегать нарушений авторских прав.
«Вы знаете, что в Китае очень хорошо копируют чужую технику. С Китаем в рамках ВТО борются многие страны, потому что они просто копируют. Я об этом много раз говорил. Их прижимают, и они цивилизованно хотят затянуть к себе сегодня Боинг, Эйрбас. Мои конкуренты — «Роллс-ройс», «Пратт&Уитни», уже открыли филиалы в Китае. И мы хотим это сделать. И мы будем это делать невзирая ни на что. Но нужен китаец с деньгами, который построит там площадку», — отметил «красный директор».
В современных условиях преимущества на рынках таких стран, как Китай и Индия получают те предприятия, которые имеют производственные и ремонтные мощности в этих странах. У «Мотор Сичи» нет собственных средств на такие инвестиции, к тому же в Китае иностранцы не могут самостоятельно открыть предприятие, сказал Богуслаев. Поэтому долгое время он был занят поисками китайского инвестора. В 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки.
«Там строится завод. Они дали задание Южгипроавиапрому в Харькове, проектный институт — украинский. Все легально делается. Спроектировали завод, вложили китайцы деньги. Подготовлены лицензионные соглашения по двум двигателям — по законам Украины. И мы пойдем туда невзирая ни на что», — подчеркнул почетный директор завода.
«У нас уже есть заводы в Индии, в Алжире, в арабских эмиратах, в Египте. И мы ремонтируем там двигатели и делаем новые. Я вообще не понимаю, почему лезут в управление такой большой компанией люди с "грязными" руками», — добавил он.
Богуслаев открыто назвал «наезд» СБУ попыткой рейдерского захвата и добавил, что она была согласована «на самом верху» — намекая на президента Украины Петра Порошенко.
«Я не могу понять их философию кроме одного — что они хотят отнять. Это ж так удобно — прислать "Альфу" в балаклаве, вскрыть сейфы, пригрозить судом, сроком пригрозить и отнять. Вот в чем суть этой провокации», — уверен Богуслаев.
Рука Порошенко
В начале своего президентского срока президент Украины Петра Порошенко посетил с визитом «Мотор Сич». Однако его участие в судьбе запорожского промышленного гиганта привело к потерям сотен миллионов долларов прибыли «Мотор Сичи» — из-за запрета на сотрудничество с РФ, установленного Порошенко. Если сравнивать с 2013 годом, то на текущий момент потери составили более $1,7 млрд. Никакие заказы от Минобороны, МВД и МЧС Украины эти потери не компенсируют.
Кроме того, глава украинского государства, в отличие от многих своих коллег в странах с развитой промышленностью, не принимал и не принимает никакого участия в продвижении интересов отечественных предприятий за рубежом, особенно в критически важных для «Мотор Сичи» Китае и Индии.
«Ни в Китай, ни в Индию наши руководители нашей страны не ездят. Их не принимают. Вы не можете сказать, что в Китае был украинский президент или премьер. Был вице-премьер в Китае, Кубив, спасибо ему большое. Он действительно там навел экономические мосты. Президент — невъездной в эти страны», — констатировал Богуслаев.
Теперь Порошенко, судя по всему, возмущен тем, что такой лакомый кусок, как «Мотор Сич», «проплыл» мимо его рук, и пытается отобрать завод. К тому же Богуслаев открыто называет себя политическим противником Порошенко и всей нынешней украинской власти, что в свете приближающихся выборов провоцирует Порошенко на атаки бизнеса Богуслаева.
Насколько далеко сможет зайти украинская власть в своих нападках на «Мотор Сич»? Судя по всему, отбирать завод у китайского инвестора Порошенко не решится. Отношения Украины и Китая и так далеко не безоблачны. Стоит вспомнить хотя бы долг Киева по поставкам зерна на сумму $3 млрд. Не случайно украинский президент до сих пор не совершил ни одного визита в Китай. Вряд ли Порошенко рискнет еще больше усложнить эти отношения.