Это действительно крайне неожиданно, поскольку многочисленные заявления и интервью Волкера в преддверии поездки в Дубай не оставляли ни малейшей надежды на то, что сторонам удастся сблизить позиции. Казалось, что американский чиновник, побывавший несколько дней назад в Киеве и пообщавшийся там с представителями украинского руководства, полностью поддерживает радикальную антироссийскую линию. И вот Сурков произносит кощунственные и невозможные слова о конструктивности и реализуемости инициатив США. Эта оценка ломает привычную архитектуру российско-американских переговоров по Украине, каждый раунд которых заведомо оценивается как провальный.
Как и в предыдущие разы главной темой встречи стал план развертывания миротворческой миссии в зоне внутриукраинского конфликта. «На этот раз американские партнеры привезли гораздо более конструктивные предложения в сравнении с "белградскими". В целом он выглядит вполне реализуемым — по меньшей мере, на первый взгляд», — в таком вполне сенсационном ключе высказался помощник президента России относительно инициатив, с которыми Волкер прибыл в Дубай. Напомню, что на предыдущей встрече из 29 пунктов, предложенных американцами, российская сторона сочла приемлемыми для рассмотрения только три. Публике и тогда не было известно о содержании американского плана, о том, что принято, что отвергнуто и почему, но в целом было понятно, что взгляд спецпредставителя США на украинские проблемы вообще никак не коррелируется с подходами Москвы.
Сейчас тоже никто, конечно, не удосужился объяснить, какова суть «конструктивных предложений» и почему они выглядят как «вполне реализуемые». Сурков пока что пообещал внимательно изучить представленный Волкером проект размещения миссии ООН и дать ответ. Но кое-что из сказанного помощником российского президента уже дает представление о том, в какой именно точке наметилось сближение. «Главное в нем (в плане) — довольно подробный план поэтапного развертывания миссии в увязке с реализацией политических пунктов Минских соглашений. Это сбалансированный подход, которого мы все время добиваемся» — заявил Сурков.
Что это значит? Москва и раньше говорила, что не надо пытаться единым махом решить все проблемы, жестко увязывая проблемы безопасности с политическими темами, понимание которых в Москве и Вашингтоне не совпадает. Надо попытаться разбить процесс ввода миротворцев на этапы и смотреть, что получается в ходе реализации каждого из них. Главная задача — снизить напряжение на линии противостояния, добиться по возможности полного прекращения огня, обеспечить которое и призваны «голубые каски». Политические же противоречия стоит отложить или оставить на потом, сделав приоритетным вопрос о повышении уровня безопасности на участках, примыкающих к линии фронта.
Похоже, что именно эта позиция Москвы нашла понимание у Госдепартамента. «План поэтапного развертывания» предполагает по крайней мере одно — что это развертывание может начаться до согласования позиций по спорным моментам. Что же касается «увязки с реализацией политических пунктов Минских соглашений», то здесь, конечно, ожидать простых решений не приходится, поскольку амнистия, выборы на территории, не контролируемой Киевом, сохранение правоохранительных органов народных республик — это все пункты, торпедируемые Киевом не без поддержки США. Понятно, что на них договаривающиеся стороны спотыкнутся еще множество раз.
Удивительным кажется и тот факт, что Сурков назвал реакцию американской делегации на озабоченность Россией так называемым законом о реинтеграции Донбасса адекватной. Владислав Юрьевич в интервью дал крайне жесткую и нелицеприятную оценку законодательному акту, принятому Радой: «На момент переговоров текст этого закона не был опубликован. Но уже ясно, что его цель — запоздалая легализация незаконных действий киевской власти в ходе конфликта на юго-востоке. В течение трех лет Украина незаконно применяет армию против собственных граждан». Если похожим образом он высказывался и по ходу встречи, то адекватная реакция, то есть, по меньшей мере, отсутствие возражений со стороны американцев является очень обнадеживающим моментом, поскольку это может свидетельствовать о реальном желании Вашингтона достичь договоренностей по главной теме, а не фиксироваться на мелочах.
Итог дубайских переговоров может в результате оказаться ошеломительным. На всякий случай замечу, что может и не оказаться. Уже казалось бы окончательно похороненный, утративший всякие шансы на реализацию проект размещения миротворческой миссии ООН в зону конфликта, неожиданно, наперекор всей логике событий последнего времени, обрел ясные перспективы. Это, конечно, вовсе не означает, что Госдеп капитулировал и готов отказаться от поддержки Киева в пользу российских инициатив и того, как Москва трактует Минские соглашения. Нет, надо полагать, что линия США на восстановление территориальной целостности Украины останется неизменной. Просто никто не мешает, продолжая требовать «вернуть Крым и Донбасс», попробовать параллельно попытаться начать ввод миротворцев — сначала на отдельные участки, потом, может быть, и по всему периметру конфликта. Как удастся договориться. Но если удастся сдвинуть процесс с мертвой точке и приступить к каким-то конкретным действиям, то это будет колоссальный дипломатический прорыв. И для Москвы, и для Вашингтона.