Об этом заявил первый зампред председателя ЕК Франс Тиммерманс. Он уточнил, что Еврокомиссия рекомендовала Совету ЕС принять решение в рамках статьи 7, параграфа 1 договора о Европейском союзе.
«С тяжелым сердцем мы решили открыть процедуру по статье 7, параграфу 1. Но факты не оставили нам никакого другого выбора. Я уже выступал здесь в июле, и я вам ясно сказал, что мы почти пришли к ситуации, в которой нам придется открыть статью 7. Ситуация не улучшилась. Наоборот, все ухудшилось, и у нас нет другой возможности, кроме того, чтобы сделать это сегодня», — сказал Тиммерманс в среду на пресс-конференции в Брюсселе.
Как объясняется в коммюнике Еврокомиссии, статья 7, параграф 1 договора о Евросоюзе предусматривает, что, если Совет ЕС решением большинства в четыре пятых своих членов констатирует, что существует явный риск серьезного нарушения одним из государств-членов общих ценностей, обозначенных в статье 2 договора, Еврокомиссия может начать такую процедуру, представив мотивированное предложение.
Тиммерманс при этом пояснил, что, «если польские власти реализуют рекомендованные меры в ближайшие три месяца, то комиссия всегда готова по консультации с Европейским парламентом и Советом ЕС пересмотреть это мотивированное предложение».
Он отметил, что хочет быть правильно понятым: все, о чем Еврокомиссия просит Совет ЕС и Европейский парламент, это «сделать то, что комиссия делает в течение двух лет — проанализировать ситуацию и решить, есть ли, действительно, с точки зрения этих двух институтов, явный риск серьезного ущемления правового государства».
«И если таковой будет позиция других институтов, они также могут направить рекомендации польскому правительству, и будем исходить из этого. Речь не идет о «ядерной опции», а только о попытке восстановить диалог», — объяснил Тиммерманс, отметив, что из прессы наслышан о неких «ядерных» карательных акциях.
Помимо рекомендации Совету ЕС, добавил зампред ЕК, Еврокомиссия приняла еще два решения в рамках претензий к Варшаве по соблюдению принципов правового государства, и все три решения связаны между собой.
Во-первых, Еврокомиссия опубликовала в среду четвертую рекомендацию по состоянию правового государства, ясно указывая, какие меры польские власти еще могут принять, чтобы исправить ситуацию за три ближайших месяца.
Во-вторых, Еврокомиссия решила продолжить процедуру в отношении Польши по нарушению законодательства ЕС, так как считает, что существует ущемление правового государства в том, что касается общеправовых судов.
Рекомендации, которые Еврокомиссия повторила Польше, — это изменить закон о Верховном суде, чтобы не сокращать возраст выхода на пенсию ныне действующих судей и устранить полномочия президента относительно продления мандатов судей Верховного суда; изменить закон о Национальном совете судебных органов таким образом, чтобы не прекращались мандаты судей-членов и чтобы гарантировались их выборы коллегами по цеху; восстановить независимость Конституционного суда, обеспечивая выборность его председателя, зампреда и членов.
Выдвинуты и другие рекомендации, направленные на защиту независимости судебной власти.
Оговорка Тиммерманса о том, что речь пока не идет о каких-либо реальных жестких мерах ЕС в отношении Варшавы, вызвана тем, что договор о Европейском союзе предусматривает довольно сложную процедуру наказания государства-члена в случае подобных нарушений, и первый параграф статьи 7 еще не ведет напрямую к санкциям.
Последнее слово, согласно статьи 7, параграфа 2, остается за Европейским Советом. Если он «единогласно по предложению одной трети государств-членов или Европейской комиссии и после одобрения Европейского парламента» констатирует «существование серьезного и устойчивого нарушения каким-либо государством-членом ценностей, указанных в статье 2 («уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам» — ред.)», то сначала должен предложить этому государству-члену представить свои замечания по данному вопросу.
Но единогласной констатации, как уже давал понять председатель Евросовета Дональд Туск, добиться будет чрезвычайно сложно, так как страны Вышеградской группы (Польша, Чехия, Словакия и особенно Венгрия) во многом солидарны с Варшавой в том, что Евросоюз преувеличивает свои полномочия по регламентации их внутренней жизни.
Но, если допустить, что такая констатация состоится, то квалифицированным большинством государств ЕС может быть принято «решение о приостановлении отдельных прав, вытекающих из применения договоров к соответствующему государству-члену, в том числе права голоса представителя правительства этого государства-члена в Совете».