«Настоящим Маурисио Бабилония, проживающий в Макондо, уведомляется о том, что необходимо выпустить желтых бабочек, война закончилась». Это фраза из романа «Сто лет одиночества». Она и стала посланием, посредством которого членов группировки «Революционные вооруженные силы Колумбии» (РВСК) уведомили 29 августа о вступлении в силу приказа о прекращении огня. Приказ был отдан через несколько дней после сообщения о подписания мирного соглашения между РВСК и колумбийским правительством, положив, таким образом, конец 52 годам вооруженного конфликта. Следующим шагом стал всенародный референдум, состоявшийся в воскресенье 2 октября.
2 октября колумбийцы должны были ответить «да» или «нет» на следующий вопрос: «Поддерживаете ли Вы итоговое соглашение о прекращении конфликта и установлению долгосрочного и прочного мира?». Большинство людей с энтузиазмом говорили «да», хотя были и такие, которые решительно высказались против. Их возглавлял бывший президент Алваро Урибе, по своей реакционности превосходящий австрийских правых под руководством Монтессори (Montessori).
Если говорить не о результатах, которые, как и в ходе многих других референдумов, не являются юридически обязывающими, следует подумать о причинах, по которым люди голосовали «за» или «против», поскольку таким образом можно получить картину идеологического разделения колумбийского общества (кстати, не сильно отличающегося от других).
Логика сторонников Урибе: мирные договоренности, вместо наказания, освобождают боевиков РВКС от всякой ответственности. Те, кто сказали «нет», согласны с тем, что в истории человечества есть добрые и злые люди, а правом казнить или миловать обладают лишь те, кто пишут эту историю. Иными словами, они руководствуются принципом «око за око», возведенным в ранг государственной политики.
Логика тех, кто сказал «да», более утонченная. Среди приводимых ими доводов самым важным, наверное, является взгляд на прекращение боевых действий как на историческую возможность социальной интеграции тысяч людей, которых система привилегий и сегрегации —столь циничная и столь латиноамериканская — всегда выбрасывала на обочину. Те, кто сказали «да», убеждены, что нет граждан первого и второго сорта и, таким образом, исходят из того, что историческое прощение должно быть улицей с двусторонним движением.
Маурисио Бабилонию, воровавшего кур, при жизни преследовали желтые бабочки, как дурное предзнаменование смерти. Однажды военный выстрелил ему в позвоночник, в результате чего его парализовало. Затем он умирает, «истязаемый желтыми бабочками, ни на мгновение не оставляющими его в покое, и всеми отвергаемый…». Сторонники мирных соглашений как бы посылают сигнал всем Маурисио Бабилониям, которых знала история: теперь им не нужно жить как виновным, они уже не будут жить, постоянно преследуемые желтым предзнаменованием обреченных на вечные муки.
Валерия Луиселли
Перевод ИноСМИ