Сперва отчет. Потом посмотрим - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сперва отчет. Потом посмотрим

Читать в
ДзенTelegram
Собираются ли отправлять в отставку Арсения Яценюка

26  января фракции коалиции на совещании у спикера договорились, что на первой же пленарной неделе парламента должен пройти отчет правительства Яценюка. В связи с этим сразу поползли слухи об отставке премьера, распаде коалиции и досрочных выборах.

В связи с этим надо отметить три момента. Во-первых, по законодательству Украины отчет правительства и рассмотрение вопроса о доверии Кабинету министров — это разные вещи, хотя взаимосвязь между ними есть.

Так согласно статье 228 регламента Верховной Рады по итогам обсуждения отчета правительства парламент «принимает соответствующее постановление», а «в случае, если деятельность Кабинета Министров Украины признана неудовлетворительной, Верховная Рада при условии соблюдения требований статьи 87 Конституции Украины может принять резолюцию недоверия Кабинету Министров Украины без дополнительного включения этого вопроса в повестку дня пленарного заседания Верховной Рады».

То есть, если Рада признаёт работу Кабмина неудовлетворительной, правительство не отправляется в отставку, но процедура выражения ему недоверия упрощается, то есть достаточно лишь собрать подписи трети депутатов или получить представление президента и вопрос автоматически включается в повестку дня.

Во-вторых, все разговоры об отставке Яценюка со стороны фракций коалиции не сопровождаются демаршами по поводу выхода из нее. Напротив, когда фракция «Самопомич» около недели назад решила отозвать из Кабмина министра аграрной политики, назначенного по ее квоте, и разругала правительство, она при этом подчеркнула, что не выходит из коалиции. Такая ситуация объяснима, ибо развал коалиции грозит досрочными выборами.

Но местные выборы показали, что почти никому из коалиционных партий перевыборы Рады невыгодны. «Народный фронт» вообще не преодолел бы 5%-й барьер, списки «БПП» и «Самопомочи» показали бы несколько худший результат, чем в 2014-м. Президентский блок может и компенсировал бы это улучшением результатов по мажоритарным округам, но даже в лучшем случае прирост мандатов был бы мизерным. А вот «Батькивщина» увеличила бы представительство, но все равно — не впечатляюще.

Кроме того, ни одна из политических сил не хочет быть могильщиком коалиции. Если ее официальный распад приведет к досрочным выборам, такой статус отнимет у нее голоса. Кроме того, выход малой фракции не лишит коалицию депутатского большинства. При выходе «Батькивщины» у нее будет в этом случае 245 мандатов при необходимых 226. А если вместо партии Тимошенко выйдет «Самопомич», то 238. Значит, для распада коалиции надо сговориться обеим малым фракциям, а это в случае досрочных выборов еще больше ухудшит репутацию каждой, чем если бы она выходила из коалиции отдельно.

В-третьих, внезапным договоренностям об отчете правительств предшествовали настойчивые слухи, исходящие как от депутатов, так и от администрации президента о ротациях в кабмине. Так, речь шла о многих должностях и фамилиях, в частности, о назначении зама главы АП Виталия Ковальчука первым вице-премьером и об увольнении Арсена Авакова с поста главы МВД. Но когда так настойчиво говорят именно об отдельных переменах в Кабмине, это значит, что главу правительства как раз не собираются трогать. Задачей президента и его фракции выглядело переформатирование правительства, которое стало бы более удобным для Порошенко при сохранении Яценюка в должности. Как никак, при смене премьера «Народный фронт» может выйти из коалиции и тогда вопрос досрочных выборов станет реальностью.

При этом откладывание такого конфликтного вопроса, как конституционные изменения, теоретически облегчало договоренности о переформатировании правительства. А вышло наоборот — Яценюк и его люди решили повысить ставки. Так, уже когда стало ясно, что на этой сессии поправки по децентрализации невозможны, премьер выступил с идеей референдума — не по данным поправкам, а вообще по некой новой Конституции. То есть он поддержал внесенный по инициативе активистов майдана законопроект (среди 11 подписавших его депутатов — все члены коалиции, но ни одного близкого к Порошенко) о разработке новой конституции, минуя Раду, специальным конституционным собранием.

Но хотя речь у премьера формально шла не о децентрализации, конечно инициатива коснулась и ее. Ведь если нужна новая конституция, то смысл поправок к нынешней девальвируется, они, если и будут приняты, окажутся временными. А в интерпретации министра МВД Авакова референдум нужен как раз для утверждения и децентрализации, и внесенных президентом поправок по судебной реформе, которые до сих пор не вызывали заметного противодействия в Раде.

Ответом на повышение ставок со стороны премьера и его партии стала инициатива с отчетом правительства. Но какова ее цель? Думаю, изначально планируется показать Яценюку, что его поддержка в парламенте и, прежде всего, в коалиции невелика, и голоса, собранные за признание работы Кабмина неудовлетворительной, должны стать весомым аргументом для кадровых изменений в правительстве. То есть базовый сценарий — попугать премьера и сделать его сговорчивей, но, конечно,  на деле он может привести и к другим результатам.

Например, после признания работы КМ неудовлетворительной, премьер добровольно подает в отставку. Это для президентской команды куда лучше, чем резолюция недоверия. Ведь можно умыть руки и сказать: мы не хотели отставки, но он сам ушел. А вот как раз до выражения недоверия правительству дело вряд ли дойдет.

Но и в случае добровольной отставки премьера встает вопрос или о сохранении коалиции, или о ее дееспособности, ибо если она не распадется, но все равно не сможет договориться о правительстве, тогда, скорее всего, потребуются досрочные выборы (хотя в таком случае роспуск парламента — это право, а не обязанность президента). А сцементировать ее могла бы только авторитетная фигура премьера.

© РИА Новости . Михаил Маркив / Перейти в фотобанкПрезидент Украины Петр Порошенко встретился с министром иностранных дел Швеции Карлом Бильдтом
Президент Украины Петр Порошенко встретился с министром иностранных дел Швеции Карлом Бильдтом

И в этой связи надо серьезно отнестись к слухам о том, что на эту роль может быть предложен экс-премьер и экс-глава МИД Швеции Карл Бильдт. Особенно после того, какими словами он опроверг эти слухи: «У Украины очень хороший премьер-министр. Нет причин, чтобы его менять». Ведь комплименты в адрес Яценюка и демонстрация нежелания его подсидеть — это лучший способ получить голоса «Народного фронта», если дело дойдет до смены главы правительства.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала