Старый символ Нового Года Дед Мороз «декоммунизирован», на его место установлен Святой Николай — всё это делается для того, чтобы заставить украинцев забыть, что они с русскими один народ. Таково мнение журналиста и правозащитника Алика Ветрова.
Святой Николай вместо Деда Мороза
Сегодня православные Украины отмечают День Святого Николая. Католики уже отметили его несколько ранее — 6 декабря. Конечно же, поздник, посвящённый мифологизированному образу одного из ранних христианских святых, не произошёл на Украине и является, во многом, общеевропейской традицией. Живший в четвёртом веке, Святой Николай был современником императора Константина и участником первого Никейского собора, выработавшем кредо современного христианства. В качестве святого он почитаем практически во всех христианских конфессиях. Популярная легенда, введённая в обиход его поздними жизнеописаниями, также весьма плотно увязала его с детьми и подарками. Именно потому он является христианским символом новогодних торжеств и празднований по всей континентальной Европе, а также прообразом британского Отца Рождества и американского Санта Клауса.
Тем не менее, это уже второй год, когда в Незалежной ему отводится особое место и значение. На Украине День Святого Николая — политизированный праздник. Он тесно связан с процессом декоммунизации имён, дат и символов, проводимым сейчас правящим режимом. Массовость и значимость, отводимая сегодня Дню Святого Николая, официальная поддержка это праздника из Киева — всё это имеет своей целью установить раннехристианского святого на место Деда Мороза, традиционной новогодней фигуры, которую так хорошо знаем мы, знали наши отцы и деды. Между тем, если всё пойдёт так, как то задумывают президент Порошенко, премьер-министр Яценюк и иже с ними, то Деда Мороза в будущем могут не знать наши дети.
Чем Дед Мороз так не угодил Киеву? Ответить на это достаточно просто. Его образ всё ещё почитаем и ассоциируем с новогодними праздниками в России — стране, являющейся ныне злейшим врагом пусть не украинского народа вообще, но официального Киева и стоящих за ним сил. Дед Мороз был символом Нового Года в Советском Союзе, он остаётся им в России. Более того, он остаётся таковым символом в Донбассе. Киев стремится размежевать Незалежную с её советским прошлым и разорвать те культурные и кровные узы, что связывают украинцев равно и с их соотечественниками на востоке страны, и с братским народом России.
На Украине с образом христианского святого пытаются увязать также идеи русофобии и ура-патриотического украинского национализма. Служащий изначально символом новогоднего единения и солидарности, Святой Николай становится для нынешней Украины символом раздора и ненависти. Киевская власть только рада использовать его в таком ключе.
Мнение эксперта
За комментарием по данному вопросу редакция НА «Харьков» обратилась к одесскому правозащитнику, журналисту Алику Ветрову.
«К сожалению, Украина за последние два года деградировала по всем направлениям. Причём сделала она это не то чтобы невольно и случайно. Это была целенаправленная программа по абсолютной деградации общества: все ценности, которые были близки народу — православному народу, славянскому народу, братскому народу с русскими и белорусами — берут и выбивают из-под ног и используют в пропагандистских целях. Более того, делают это безбожно и абсолютно бессовестно. Причём расчёт делается на то, что всё это будет воспринимать, прежде всего, молодое поколение», — комментирует Алик Ветров.
Противопоставлять Святого Николая Деду Морозу, а Деда Мороза называть пережитком Советского союза, утверждая, что он подпадает под закон о декоммунизации, — всё это кажется эксперту чем-то диким.
«Празднование Нового Года связывается с волшебством, магией, с чудом, с исцелением души, с физическим исцелением, с тем, что дети его ждут, потому что это время, когда дарятся подарки и сбываются желания и мечты. Между тем, украинский «паноптикум», украинская власть, умудряется опошлить любое, к чему они прикасаются. Соответственно, она заражает бубонной чумой и раковыми метастазами даже самые прекрасные порывы души и самые замечательные праздники, которые существуют у нашего славянского народа», — продолжает Алик Ветров.
Журналист подчёркивает, что, как бы это там ни старалась преподать киевская власть, не существует особого украинского народа. Украинский народ, малоросский народ — ответвление и часть большего славянского народа, братский народ жителей России и Беларуси.
«Как угодно это называйте, в любом случае, это один корень, одни родители, одна земля. Честно признаться, если бы мы не имели отношения к Украине и не переживали за ней, то к тому как балуются с подобными праздниками украинские политики, сами управляемые из Госдепа США, можно было бы относиться с сарказмом и иронией. Но всё же очень обидно, что заложниками этих игрищ становятся миллионы граждан Украины. Нормальные люди, которые чтят праздник Нового года», — приводит своё мнение Алик Ветров.
Эксперт отмечает, что сейчас на Украине существуют две реальности: одна — информационная, пропагандистская; другая реальность — жизнь людей.
«Использование Дня Святого Николая в пропагандистских целях — это обыкновенное кощунство. Это богохульство, как угодно называйте. В любом случае, это неприемлемо. Но я думаю, что народ мудрее. Он переживёт это всё, и этот праздник будет одним из тех моментов с помощью которых весь этот разрез, который между нами сделали, будет сшит. Он срастётся безболезненно и потом даже шрама не останется. Все мы будем отмечать День Святого Николая на нашей общей русской земле», — заключает Ветров.