Разговор шёл о том, что получит Южная Пальмира от особого экономического статуса, почему он важен именно сейчас и почему губернатор Одесской области Михаил Саакашвили не хочет экономического процветания региону, которым руководит.
Режим «порто-франко» в Одессе уже действовал. Причём, весьма успешно. Город получил его в 1817 году, т.е. практически сразу же после основания. «Порто-франко» в регионе внедрили на 40 лет, и именно с этим режимом связывают экономический рост Одессы того времени. Прошло 150 лет, и «порто — франко» в Одессе решили возродить.
В начале этого года активисты движения «Одесса за «порто-франко» собрали более 40 000 подписей в поддержку внедрения в Одессе особого экономического режима. Позднее была подготовлена соответствующая петиция — на официальном сайте президента Украины она набрала более 25 000 голосов. Сейчас данная петиция находится на рассмотрении Кабинета министров Украины.
В Киеве состоялся Всеукраинский экономический форум «Порто-франко в Одессе: возрождение традиций». Ведущие экономисты, политики и общественные деятели сходятся во мнении: свободные экономические зоны для Украины в период кризиса могут быть серьёзным стимулом для развития, а Одесса в данном случае должна стать пилотным регионом.
- В своё время Одесса уже имела статус «порто-франко». Почему сейчас решили его возродить?
— С чего Одесса начиналась, тем она, в итоге, и стала. Благодаря статусу «порто-франко» Одесса стала крупнейшим транспортным узлом — постепенно развиваясь, она приобрела структуры и морского, и железнодорожного, и автомобильного транспорта. Сейчас, когда мы имеем спад экономики, создание специальных экономических зон является универсальным инструментом для того, чтобы привлечь новые инвестиции. А новые инвестиции — это новые рабочие места и новая инфраструктура. По сути, предприниматели, крупные инвесторы будут идти в то место, где они будут иметь налоговые льготы. Хорошо ли от этого будет людям, которые живут в нашем регионе? Конечно.
- Вместе с тем противники внедрения в Одесской области статуса «порто-франко» говорят о том, что сейчас данная идея явно неактуальна и даже обвиняют Вас в сепаратизме…
— Сепаратизмом «порто-франко» не является. Некоторые безумные деятели сейчас кричат о том, что мы якобы ратуем за законы, которые устанавливают государственную границу по периметру Одесской области. Это полный бред, и я считаю, что таким деятелям нужно лечиться. Кстати, в Одессе есть прекрасное медицинское учреждение на ул. Академика Воробьёва 9 (по этому адресу расположена одесская областная клиническая психиатрическая больница №1 — ред.). Я думаю, им там стоит записаться на приём к психиатру, и у них обнаружат целый букет заболеваний (смеётся).
Повторяю: все утверждения о том, что «порто-франко» в Одессе — это сепаратизм, полнейший бред. У нас есть нормативная база, которая регулирует создание специальных экономических зон. Это закон от 1992 года, подписанный тогдашним президентом Леонидом Кравчуком. Я не лоббирую все те законопроекты, которые сейчас находятся на рассмотрении в Верховной Раде. Среди них нет идеального документа. По сути, каждый из этих законопроектов нуждается в доработке. И было бы неплохо, если бы государство всерьёз занялось данной проблемой.
Кстати, я убеждён, что этот проект можно реализовать даже с уже существующей законодательной базой. Нужно лишь внести минимальные изменения в Налоговый кодекс, предоставив возможности существования специальных экономических зон, как это было в период с 1996 по 2005 год. Да, тогда эти специальные экономические зоны не все были совершенными. Но даже в тех условиях это позволило привлечь инвестиции в размере $100 млн. И это только в Одессе. В среднем, каждая специальная экономическая зона из 11, которые тогда существовали, привлекла порядка $28 млн. К примеру, свободная экономическая зона «Трускавец» привлекла $25 млн. Был построен крупный гостиничный комплекс «Rixos-Прикарпатье».
- Что необходимо для того, чтобы возродить свободную экономическую зону в Одесской области? Каких действий Вы ждёте от государства?
— Государству необходима чёткая политика определения транспортных коридоров, которые будут проходить через юг Одесской области. Это первое. А второе — нужно вернуть льготы для свободных экономических зон, которые были отменены. Можно пойти по примеру Владивостока, на территории которого к концу 2015 года планируется создание свободной экономической зоны с признаками «порто-франко» и технопарка одновременно. Таможенные платежи там будут снижены в 2 раза, в 6 раз будет ускорен возврат НДС. Единый налог для предприятий, которые будут там вести свою деятельность, составит 10%, а единый налог для физических лиц-предпринимателей — 6%.
Вдвое будут сокращены страховые платежи. Это аккуратный пробный шаг России по превращению Владивостока в открытый порт. Объясняется это тем, что Российской Федерации надоело безмерно вкладывать средства в такую «чёрную дыру» как Дальний Восток. Государственные деньги там просто разворовываются, хоть ты госкорпорацию в этом регионе создавай, хоть министерство по делам развития Дальнего Востока. Это всё без толку. Частный инвестор является гораздо более лучшим управленцем, чем государство. Потому что он отвечает за те деньги, которые заработал. А государственные чиновники относятся к деньгам по-другому: как к безликой массе, за которую они не несут ответственности.
В итоге — пожалуйста: «супостат-агрессор», как бы выразились некоторые наши просвещённые деятели, будет иметь на Дальнем Востоке «сепаратистский регион» с признаками «порто-франко». Но каждый страдает в меру своих умственных отклонений. А Российская Федерация будет развивать свои порты, которые стоят в узловых точках транспортных коридоров.
- Если Одесса получит статус «порто-франко», на какой экономический эффект Вы рассчитываете и как скоро?
— Это зависит от объёма налоговых поступлений, которые будут в данной свободной экономической зоне, и от той территории, которую она будет занимать. Лично я не считаю, что статус «порто-франко» нужно предоставлять сразу для всей Одесской области. Это контрпродуктивно. Необходимо начать хотя бы с небольшой территории вокруг Одесского морского торгового порта.
Во-первых, для того, чтобы определить дальнейшие пути развития данной свободной экономической зоны. Скажем так, концепцию и те транспортно-логистические узлы, те коридоры, которые она сможет пропускать через себя и обрабатывать. Также создание свободной экономической зоны будет своеобразным рекламным шагом для привлечения в наш город новых инвесторов. И в случае положительного опыта можно будет говорить о дальнейшем расширении данной специальной экономической зоны на определённую часть Одессы и Одесской области.
- И всё-таки: если для начала статус «порто-франко» получит морской порт и прилегающая к нему территория, как скоро можно будет ощутить положительный эффект и в какую сумму он может оцениваться хотя бы ориентировочно?
— Положительный эффект… В период с 1999 по 2005 годы, когда была относительно здоровой мировая экономика, т.е. по сути за 6 лет, только Одесский морской торговый порт привлёк $100 млн инвестиций. Я думаю, что сейчас не только за счёт порта, а ещё и за счёт прилегающих к нему территорий в виде полей фильтрации можно в ближайшие 5 лет ожидать как минимум аналогичных объёмов — в $100 миллионов.
Как минимум, потому что уже имеется положительная история существования данной свободной экономической зоны. В дальнейшем же привлекательность этого проекта будет зависеть от действий руководства государства. Потому как любую здравую идею можно погубить неграмотным управлением.
- А что касается действий руководства Одесской области — почему губернатор Михаил Саакашвили не поддерживает данный проект? Ведь, по идее, он должен быть заинтересован в экономическом развитии региона, которым руководит…
— Я считаю, что Михаил Саакашвили абсолютно не заинтересован в экономическом развитии нашего региона. Он заинтересован в развитии того государства, ставленником которого является — Соединённых Штатов Америки.
- А насколько велика поддержка идеи «порто-франко» среди населения Одесской области?
— В октябре активисты общественного движения «Одесса за «порто-франко» провели опрос предпринимателей рынка «Привоз», и более 80% респондентов поддержали внедрение в Одессе зоны свободной торговли. В целом же, по нашей информации, эту идею поддерживают как минимум 55% здравомыслящих людей, живущих в нашем регионе. Это люди, которые хотят работать, предприниматели, которые привыкли брать инициативу в собственные руки, но прекрасно понимают, что с нынешним положением вещей многого они не добьются. Одесситы ждут положительных изменений, ждут того свежего ветра, который поможет им, скажем так, расправить крылья, раскрыть паруса навстречу будущему.