Виктор Суслов: Правительство Украины не справляется с практической работой - 07.09.2015 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Виктор Суслов: Правительство Украины не справляется с практической работой

Читать в
ДзенTelegram
Корреспондент издания «Украина.Ру» Алена Сергеева поговорила с экс-министром экономики Украины Виктором Сусловым

Украинское правительство победно заявляет о договорённостях с кредиторами относительно реструктуризации внешнего долга. Его пятую часть спишут, а погашение остального отстрочат на четыре года. Однако экономисты говорят о том, что праздновать преждевременно, потому что данное соглашение угрозы дефолта не снимает, а всего лишь отодвигает её.

Кроме того, остаётся проблема долга перед Российской Федерацией, на списание которого, вопреки украинским ожиданиям, Россия пока не идёт. Срок погашения кредита неумолимо приближается, и 3 миллиарда долларов нужно будет выплатить уже в декабре.

«Масла в огонь» подливают и международные рейтинговые агентства: 27 августа «Fich» снова понизило рейтинг Украины, признав дефолт практически неизбежным. Корреспондент издания «Украина.Ру» Алёна Сергеева поговорила с экс-министром экономики Украины Виктором Сусловым. Сейчас он независимый финансовый эксперт, заслуженный экономист Украины. В. Суслов убеждён, что долг Российской Федерации Украина всё-таки выплатит.

— Виктор Иванович, премьер-министр Арсений Яценюк посоветовал руководству Российской Федерации взыскать 3 миллиарда долларов долга с бывших высокопоставленных представителей украинской власти. Мол, «те, кто брали деньги, — получили политическое убежище в РФ. Пусть позовут бандитов, которых они приютили, и пусть у них забирают деньги». Тем не менее, вы убеждены в том, что Украина выплатит долг Российской Федерации. Почему?

— То, что говорит премьер-министр Яценюк — это абсолютно популистский подход. Деньги занимал не Янукович лично для себя. И не Азаров. У России заимствовала Украина как государство, были подписаны все необходимые соглашения. Поэтому возвращать будет тоже Украина. Но это сейчас вопрос номер два. А вопрос номер один состоит в следующем. Исходя из той информации, которая буквально на днях была размещена на сайте министерства финансов, соглашение с кредиторами о реструктуризации долга юридически никак не оформлено. Можно считать, что оно и не достигнуто. Речь идёт только о предварительных договорённостях с комитетом кредиторов, которые совершенно неправильно и, опять — таки, из популистских соображений представители украинского правительства объявили уже свершившимся фактом.

Этот комитет, как заявляют в министерстве финансов, представляет приблизительно 50% держателей украинских облигаций. Можно предположить, что на самом деле в нём нет и половины. Кроме того, Кабинет министров на своём заседании должен был рассмотреть соответствующий проект закона о реструктуризации долга, после чего данный документ должны были подать в Верховную Раду. Насколько мне известно, по состоянию на сегодняшний день этот законопроект в парламент ещё не подан. По графику рассмотрения предполагается, что голосование кредиторов начнётся только 15 сентября. А как они проголосуют, мы не знаем.

— Насколько высока вероятность того, что кредиторы проголосуют за реструктуризацию и 20% долга Украины спишут?

— Я в этом не уверен. Потому как вполне возможно, что в комитете кредиторов представлены менее половины от их общего количества. Кроме того, есть вопрос относительно российского займа. Совершенно непонятным остаётся, включили ли Кабинет министров и комитет кредиторов этот займ в число тех, которые подлежат реструктуризации.

На сайте министерства финансов приведен перечень соответствующих облигаций. Российского займа, который оформлен как облигации Украины, в нём нет. Возможно, что эти бумаги скрыты под общей формулировкой «государственные еврооблигации». Возможно, их там и нет. Но если они там присутствуют, сразу же можно сказать, что положительного решения не будет. Ведь Россия на официальном уровне не дала согласия на реструктуризацию, и это ставит под сомнение в целом достижение согласия с комитетом кредиторов.

Ранее многие эксперты, в том числе и я, говорили о том, что для успеха переговоров нужно вывести российский займ из числа тех, в отношении которых рассматривается вопрос о реструктуризации. В таком случае вероятность достижения соглашения была бы выше. Кстати, то же самое рекомендовал и Международный валютный фонд, поскольку рассматривал и продолжает рассматривать этот займ как межгосударственный. А такие кредиты реструктуризации не подлежат. То, что он межгосударственный, я могу утверждать с полной уверенностью, поскольку я был свидетелем его подписания. Подписание состоялось на заседании межправительственной комиссии Украина — Россия в присутствии президентов, премьер-министров и практически полного состава правительств двух стран. Подписывали этот документ министры финансов.

Утверждать сейчас, что это частный займ, который не имеет отношения к межгосударственным, очень сложно. Так что Украина, не заняв чёткой позиции по этому вопросу и допуская большое количество популистских заявлений, рискует сама сорвать важное соглашение по реструктуризации долгов. Но другой вопрос — какова цена этой реструктуризации.

— А какой может быть эта цена и чем придётся расплачиваться за реструктуризацию?

— Проблема в том, что в соглашении заложены такие условия, которые могут грозить Украине ещё неизвестно какими последствиями. Говорится о том, что кредиторы спишут 3,6 миллиарда долларов. За это с 2021 года в течение 20 лет Украина будет должна выплачивать кредиторам дополнительные платежи. При росте экономики 3 — 4% в год нужно будет платить 15% с каждого процента прироста валового внутреннего продукта, а при росте экономики свыше 4% придётся выплачивать, соответственно, по 40%. Если прогнозировать развитие экономики, (а я думаю, что Украина всё — таки выйдет из кризиса) то, по самым предварительным подсчётам, страна заплатит кредиторам в несколько раз больше, чем они спишут.

В самом худшем варианте, сумма будет большей в 10 раз. Я убеждён, что Верховной Раде нужно очень внимательно изучить эту ситуацию. Есть большие сомнения в правомерности таких действий. И только проанализировав, можно ли продавать будущие доходы Украины, можно ли позволять налогообложение роста ВВП, уже принимать решение. Допускаю, что это соглашение Украине не выгодно, и подписывать его нельзя.

— А что касается долга Украины перед Российской Федерацией. Вы считаете, что, невзирая на нынешнюю риторику руководства, Украина всё — таки заплатит?

— Нынешняя риторика связана с давлением на кредиторов. А ещё — с необходимостью внушать гражданам Украины хоть какую-то уверенность в том, что не будет дефолта.

Странно и удивительно, но премьер — министр Арсений Яценюк ещё до достижения соглашения и до его подписания взял на себя ответственность заявить, что угроза дефолта снята. А как же она может быть снята, если соглашения ещё нет? Ведь 23 сентября Украина должна заплатить очередные 500 миллионов долларов по внешним долгам.

Кстати, со стороны Кабинета министров ничего не говорится о том, будет страна платить или не будет. Уже несколько раз Правительство тянуло до последнего дня, сохраняя интригу — заплатит или объявит дефолт.

Недавно министр финансов Наталия Яресько вновь заявила, что если закон о реструктуризации не будет принят Верховной Радой, то Украине придётся объявлять дефолт. А это полностью противоречит заявлению премьер-министра, который сказал, что угрозы дефолта уже нет. Когда высшие должностные лица постоянно опровергают друг друга и запутывают всех, это крайне непрофессиональное поведение. Так нельзя.

— То есть, кредит Украина Российской Федерации выплатит, но в самый последний момент, как уже бывало неоднократно?

— Если будет выбор: заплатить или дефолт, то, скорее всего, заплатят. Потому что сегодня, имея золотовалютные резервы Нацбанка в объёме около 12 миллиардов долларов, (об этом недавно заявил премьер-министр Арсений Яценюк) Украина, конечно, в состоянии выплатить эти 3 миллиарда.

— Тем временем, некоторые зарубежные средства массовой информации (я сейчас имею в виду НЕ российские) отмечают, что из-за игр с долгом перед РФ Украина теряет доверие кредиторов. Потому как именно кредитор может освободить должника от ответственности, но никак не наоборот. В противном случае есть риск того, что кредиторы больше не будут занимать должнику, который может отказаться платить или потребовать у третьей стороны исполнения своих обязательств. «А те, кто, возможно, хотел бы дать взаймы, теперь знают, что лучше подождать развития событий». В частности, об этом пишет польское издание Obserwator Polityczny. Каковы перспективы дальнейших займов?

— Я согласен с утверждениями, которые Вы привели. К этому могу добавить следующее. Непосвящённым кажется странным, что после того как правительство объявило о достижении соглашения с кредиторами, ведущие рейтинговые агентства мира (которые являются американскими) тут же понизили рейтинги Украины. А понижение рейтинга до последнего преддефолтного уровня означает, что инвестиций будет ещё меньше. В украинскую экономику они идти не будут, поскольку вероятность дефолта не уменьшилась, а возросла.

— Чем это может быть опасно для Украины?

— Это опасно тем, что остановится обновление предприятий. Об отказе выплатить долги уже объявляли крупнейшие промышленные и аграрные холдинги. Состоялась реструктуризация задолженностей крупнейших украинских банков. Если Украина не сможет получать новых частных займов, (а такие кредиты, в первую очередь, должны идти на инвестиции) — обновление и в промышленности, и в сельском хозяйстве прекратится.

В этом году падение ВВП уже составляет 14,7%. Промышленное производство упало более чем на 20%, экспорт сократился на 35%. Одна из основных причин — резкое сокращение внешнего кредитования. Безработица на Украине возросла до 11,5%. Дальше она будет только увеличиваться. Поверьте, 11,5% — это очень много. Для многих людей это катастрофа. Безработица среди молодёжи составляет 23%. То есть практически каждый четвёртый молодой человек не имеет работы. Украина идёт к тяжелейшему кризису, и одна из главных причин — непрофессиональная популистская политика правительства.

— И ещё о политике правительства. Министр труда и социальной политики Украины Павел Розенко сообщил о том, что с 1 сентября на Украине повысили прожиточный минимум. Теперь это будет 1330 грн. в месяц на одного человека. Минимальная зарплата составит 1378 грн. (ранее было 1218 грн.), а минимальная пенсия увеличилась с 949 до 1074 грн. Министр говорит о том, что повышение социальных стандартов коснется свыше 12,5 миллионов украинцев. Вырастет более 80 видов социальных выплат, пособий, компенсаций, стипендий… Виктор Иванович, всё это, конечно, хорошо. Однако если учесть, что только по официальным данным инфляция в годовом измерении — уже превышает 55%, нынешнее повышение получается весьма символическим, Вы не находите?

— Это всего лишь заявления. Министр говорит о повышении с 1 сентября. Я спрашиваю: «а чем всё это повышено?» Повысить минимальную зарплату и минимальную пенсию можно только законом. У нас что, принят какой-то закон? Ничего не принято.

А вот все эти заявления… они популистские. Возможно, повышение всё-таки состоится. Кстати, законом о бюджете на 2015 год повышение минимальной заработной платы, пенсий и других социальных выплат предусмотрено с 1 декабря. Чтобы повысить их с 1 сентября, нужно было внести поправки к закону о бюджете, предусмотреть дополнительные источники финансирования. А люди в правительстве вместо того, чтобы выполнять конкретную практическую работу — готовить законопроекты, подавать их в Верховную Раду, проводить соответствующие решения, заявляют о повышении. На самом деле не повышено ничего.

Беседовала Алёна Сергеева

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала