"Вокруг Булгакова": в поисках мастера
© Украина.руКоллаж: Вокруг Булгакова

"Даже у меня, правдивого повествователя, но постороннего человека, сжимается сердце при мысли о том, что испытала Маргарита, когда пришла на другой день в домик мастера, по счастью, не успев переговорить с мужем, который не вернулся в назначенный срок, и узнала, что мастера уже нет", – говорит экзальтированный рассказчик и мы ему как бы верим
Нет, верим мы ему конечно в любом случае – независимо от целей Маргариты по факту исчезновения мастера она должна была быть расстроена. Но верим только отчасти, потому что рассказчик не забыл упомянуть, что с мужем Маргарита всё же не поговорила. Скорее всего, он действительно не пришёл с работы. Но осадочек остался – гораздо комфортнее ожидать возвращения мастера в тех идеальных условиях, которые обеспечил ей муж.
Впрочем, осадочек остался и от другой фразы – "узнала, что мастера уже нет".
Сама фраза "мастера уже нет" имеет кладбищенский оттенок. Если бы было сказано "в подвальчике" – звучало бы более оптимистично. Но из дальнейшего текста мы знаем, что Маргарита о судьбе мастера не знает и верит в лучшее.
Вопрос в другом – как узнала?
Наиболее очевидный вариант – увидела печать на двери. Тогда, как и сейчас, после исчезновения ответственного квартиросъёмщика правоохранительные органы помещение опечатывают, что видел Стёпа Лиходеев на дверях Берлиоза.
Но тут возникает ещё другой вопрос – а точно ли никто не знал о связи мастера и Маргариты, как уверял мастер Бездомного?
Из текста романа известно, что в курсе была домработница Маргариты Наташа. Но об этом не знала даже сама Маргарита – Наташа ей сказала, когда Маргарита уже воспользовалась кремом Азазелло.
И это всё? Легко установить, что нет – не всё.
Как минимум оба были знакомы с Алоизием Могарычем – трудно себе представить, что они общались с ним по отдельности и он ничего не заподозрил – мы помним, что у них к Могарычу разное отношение.
Ну и дворик там, наверное, не проходной (как в оригинальном Мансуровском переулке) и каждый посетитель неминуемо привлекает внимание ну вот хотя бы кухарки застройщика, которая была свидетельницей бегства уже покойных мастера и Маргариты (очевидно – в облике привидений) и подняла тревогу из-за начавшегося в подвальчике пожара. Безусловно, означенная кухарка не знала, кто такая Маргарита (хотя не факт – они живут не так далеко друг от друга), но она безусловно знала, что какая-то женщина к их жильцу ходит и отношения у них явно не совсем общественно одобряемые.

11 апреля 2021, 07:00"Вокруг Булгакова"
«Вокруг Булгакова»: подвальчик мастераСо стороны Остоженки Мансуровский переулок сразу привлекает внимание удивительной архитектурой построенного в начале XX века доходного дома Лоськова. В котором сейчас находится посольство Сирии. А сделав ещё несколько шагов по переулку вы увидите небольшой деревянный домик, за забором которого скрывается легендаСледующая подозрительная фраза:
"Она сделала всё, чтобы разузнать что-нибудь о нём, и, конечно, не разузнала ровно ничего. Тогда она вернулась в особняк и зажила на прежнем месте".
Хм… интересно-то как. А что такое это "всё", что она могла сделать до возвращения домой? Напрашивается вариант – спрашивать всех встречных о том, что случилось с мастером в расчёте на то, что среди спрошенных будут понятые…
Нет, вообще логика понятна – мастера могли арестовать, но он мог и как Берлиоз попасть под трамвай. Действия властей в принципе должны быть одинаковыми – подвальчик опечатали бы. Понятые, а ими могли были быть застройщик, его кухарка, другие жильцы, безусловно знали – достаточно было зафиксировать наличие или отсутствие мастера в момент опечатывания помещения. Те соседи мастера, которые понятыми не были, наверняка должны были уже знать – это ж какие возможности для слухов и пересудов!
В общем, мудрено понять, как именно Маргарите удалось ничего не выяснить при таких вводных. Скорее всего, она не пыталась никого спрашивать (что разумно – на человека, который интересуется судьбой арестованного, наверняка донесли бы). Но и просто подслушивать у палисадника – так себе занятие. Кстати, само по себе такое поведение, учитывая, что Маргариту до этого около домика многократно видели (не могли не видеть), представляется крайне подозрительным.

6 апреля, 12:00"Вокруг Булгакова"
"Вокруг Булгакова": Маргарита – штрихи к портретуВторая часть романа "Мастер и Маргарита" начинается с описания жизненных обстоятельств и внутреннего мира Маргариты. Смысл во всём этом есть, поскольку объясняет многие предшествующие и последовавшие события: так или иначе Маргарита и её грехопадение – важнейшая линия романаВпрочем, о чём это мы? Маргарита каждый день заходит в дом, выходит из него. Вход у мастера отдельный, вопросов относительно того, к кому она ходит – нет… Это только мастер думает, что никто ничего не знает. Но он вообще не от мира сего.
И вот тут начинаешь понимать, что Маргарита не могла не быть связана с органами – те же самые понятые должны были сообщить правоохранителям, что мол так и так – ошивается тут одна дамочка. Ежедневно, да. И правоохранители должны были по идее отреагировать – оставить сотрудника, который бы сопроводил дамочку на беседу (понятно, что ради её одной засаду бы устраивать не стали). А поскольку никаких мер предпринято не было, то напрашивается вывод – сотрудники были в курсе, и фигура Маргариты их не интересовала. Рассказчик же то ли идиотничает, то ли выгораживает Маргариту.
Впрочем, почему бы не предположить тут вмешательство нечистой силы? Как мы знаем, сатана и его окружение не пытаются брать на себя полномочия правоохранительных органов, но повлиять на них она наверное могут…
И, раз уж мы упомянули Воланда, то возникает вопрос – а как с его интересами в создавшейся ситуации? Как ни странно, но его интерес соблюдён и его всё должно устраивать…
Роман Воланду, конечно, был нужен, но не так, чтобы сильно – в конечном итоге, как мы знаем, он довольствовался напечатанной частью (кстати, в точности как сам Булгаков при жизни обошёлся частично изданной "Белой гвардией"). Полный же текст погиб безвозвратно, не смотря на заявление о том, что "рукописи не горят" – горят, ещё как горят…

23 марта, 12:00"Вокруг Булгакова"
"Вокруг Булгакова": Маргарита и роман мастераВстреча мастера и Маргариты не была случайной, а чувство, которое между ними возникло, сам же мастер считает каким-то болезненным – "так поражает молния, так поражает финский нож!" Логично ожидать, что за этим последует что-то не то… Куда больше ему нужны были души мастера и Маргариты и одним из этапов борьбы за них было, как раз, доведение Маргариты до отчаяния.
Отчаиваться же было от чего: кем бы ни был для Маргариты мастер – любовником, автором бессмертного романа или тем и другим, он исчез и где его искать было совершенно непонятно. Соответственно, у нечисти была даже не тропинка, а асфальтированное шоссе к душе Маргариты и, соответственно, мастера…
Подписывайся на