"Их знали только в лицо" – фильм про боевых пловцов, которых не было - 07.02.2025 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История обложка
История

"Их знали только в лицо" – фильм про боевых пловцов, которых не было

"Их знали только в лицо". Кадр из фильма
Их знали только в лицо. Кадр из фильма
Читать в
ДзенTelegram
6 февраля 1967 года в Москве состоялась премьера одного из самых кассовых советских фильмов, снятого киностудией Довженко. Фильм пользовался у кинозрителей, особенно мальчишек, огромной популярностью. Их даже не смущало, что история, рассказанная в нём, был полностью вымышленной
В 1963 году в Киеве издательством "Молодь" был опубликован приключенческий роман писателя Эдуарда Ростовцева "Час испытаний". Настоящее его имя – Эдуард Исаакович Шницер, он родился в Ростове-на-Дону, откуда и появился псевдоним.
В юности писатель закончил Краснодарское авиационное училище, но затем отучился на заочном отделении юридического факультета Львовского государственного университета и впоследствии работал во Львове судебным исполнителем и юрисконсультом. Уже в 50-е годы начали печататься его повести о работе уголовного розыска. Роман же "Час испытаний" Ростовцев посвятил действиям советских подпольщиков, которые в некоем черноморском портовом городе действуют как боевые пловцы – подрывают вражеские корабли.
Роман на Украине пользовался большой популярностью и попал в руки режиссера Антона Тимонишина. Он родился в 1921 года на Волыни на хуторе Береззя. Сейчас это село Сёмаки недалеко от Луцка. При поляках Антон закончил польскую коммерческую гимназию, с 1944 года служил актёром в Волынском драмтеатре. Уже будучи довольно взрослым человеком, поступил в Киевский национальный институт театра, кино и телевидения им. Карпенко Карого. В 1958 году закончил его режиссёрский факультет и стал работать на киностудии Довженко: сначала в 1959 году вторым режиссером на фильме "Солдатка", затем пошли самостоятельные работы – научно-популярные и короткометражные. В 1964 году совместно с Алексеем Швачко (наиболее известный фильм – "Разведчики" (1968) снял первый полный метр – "Ракеты не должны взлететь" (20,7 млн. зрителей). Затем ему в руки попала книга Ростовцева.
Тимонишин обратился к писателю с предложением написать по "Часу испытаний" сценарий к фильму, что тот с радостью согласился сделать. Но редакторов студии его работа не устроила, хотя, конечно, материал они посчитали очень привлекательным для экранизации.
К работе над сценарием привлекли редактора Комитета кинематографии при Совете министров УССР Белу Юнгера, по национальности – венгра. В конце 30-х он бежал из Венгрии, переплыл Прут и оказался в СССР, работал на шахтах Донбасса. Во время войны в составе интернационального батальона участвовал в обороне Сталинграда. В 1945 году попал в Киев в качестве переводчика, работавшего в лагере для военнопленных с венгерскими и румынскими военнопленными, да здесь и остался. Закончил Литературный институт им. М. Горького в Москве, после этого стал профессиональным драматургом и автором детских сказок.
Жажда. Кадр из фильма
"Жажда": как Отто фон Штирлиц дал Одессе воду2 февраля 1960 года на советские киноэкраны вышел фильм Одесской киностудии "Жажда". Для Одессы эта кинолента стала знаковой, поскольку основана на реальных событиях. Однако после "перестройки", как это стало со многими знаковыми символами нашей страны, появилось много псевдоисториков, которые поставили описываемые в фильме события под сомнение
В качестве консультанта привлекался к написанию сценария ленинградский драматург и сценарист, тоже участник войны, Игорь Луковцев. Одна из его самых известных работ – сценарий к фильму "Нахимов" (1946).
Наконец сценарий нового фильма в украинском Комитете кинематографии утвердили, и режиссёр приступил к поиску актёров. На главную женскую роль он пригласил молодую сногсшибательной красоты актрису МХАТа Ирину Мирошниченко, которая до этого на экране успела засветиться только в эпизодической роли в фильме "Я шагаю по Москве" (1964). Оттуда режиссёр о ней и узнал.
На главную мужскую роль пригласили актера тоже московского Театра им. Станиславского Александра Белявского, которого современные зрители больше знают по роли бандита "Фокса" из "Место встречи изменить нельзя" (1979). Но в 1966 году он был больше знаменит по главной роли в фильме "Иду на грозу" (1965) и как один из первых ведущих мега-популярной в СССР юмористической телепередачи "Кабачок "13 стульев"". Кроме того, 12 ноября 1966 года в СССР впервые показали также очень популярный польский сериал "Четыре танкиста и собака", в одной из серий которого Белявский сыграл советского офицера-сапёра капитана Ивана Павлова.
Из сыгравших в фильме известных актёров стоит ещё выделить киевского актера Леся Сердюка, который исполнил роль итальянца Беллависты, и ленинградского Алексея Смирнова, будущего Макарыча из "В бой идут одни старики" (1973). Он уже приезжал в Киев на съёмки в 1960 году на фильм "Роман и Франческа", сниматься в котором согласился исключительно, чтобы посмотреть, как отстроили украинскую столицу. После этого приглашался и приезжал регулярно. В фильме у Тимонишина он сыграл маскирующегося под барыгу на Привозе подпольщика. Его коронная фраза "и дело будет абгемахт" ("согласовано" – с нем.) из этого фильма, что говорится, ушла в народ.
"Их знали только в лицо" стал последним фильмом, в котором сыграли вместе братья Пётр и Лаврентий Масохи. Первый был больше известен по довоенному кино, сыграл в знаковых для советского кинематографа произведениях Александра Довженко "Арсенал" (1928) и "Земля" (1930), в культовом фильме того времени "Тринадцать" (1936), в "Трактористах" (1939), "Щорсе" (1939). За то, что при немцах играл в театре, Петру Емельяновичу запретили сниматься в кино, и запрет этот был снят только после смерти Сталина. Данная работа в кино стала для него последней, хоть он и прожил ещё более 30-ти лет.
Александр Довженко
"Украинская трилогия" Александра Довженко: прорыв в мировой кинематограф
Его младший брат Лаврентий Масоха снялся в другом культовом довоенном фильме "Большая жизнь" (1939) и его послевоенном продолжении 1946 года. В кадре он впервые исполнил знаковую для Донбасса песню "Спят курганы темные". Современные поколения его больше помнят по эпизодической роли в "Семнадцати мгновениях весны". Она стала причиной его смерти, так как он очень распереживался, когда смог правильно произнести свой короткий текст только где-то с 20-го дубля, и получил справедливый нагоняй от режиссёра.
Ветеран Гражданской войны Дмитрий Капка в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" (1961) играл вечно пьяного ткача Шапуваленко. Помните, он пел?
Сам п’ю,
сам гуляю,
сам стелюся,
сам лягаю!!!
В новом фильме Капка сыграл в эпизоде покупателя на Привозе, которому герой Алексея Смирнова "втюхивает" за пачку табаку сломанные часы. Эпизод микроскопический, но замечательно передаёт атмосферу города, где все друг с другом торгуют.
По сюжету "Их знали только в лицо" герои Мирошниченко и Белявского в оккупированном немцами приморском городе, в котором угадывается Одесса, собирают для подпольщиков информацию. Она помогает им уничтожать в порту вражеские боевые корабли.
Верность (кадр из фильма)
Вопреки чиновникам: "Верность" Тодоровского29 ноября 1965 года на советские киноэкраны вышла первая самостоятельная работа знакового советского режиссёра Петра Тодоровского. До этого он работал на Одесской киностудии оператором и снимал такие известные советские фильмы, как "Весна на Заречной улице" (1956), "Два Фёдора" (1958) и "Жажда" (1959)
История эта целиком и полностью вымышленная, так как никаких крупных кораблей, которые показаны в фильме, у немцев и итальянцев на Чёрном море не было. По Конвенции Монтрё 1936 года нейтральная Турция не пропускала в Чёрное море боевые корабли большого тоннажа. Опять же, подводные диверсанты у Черноморского флота во время войны отсутствовали, они были только на Балтике, где Финский залив очень мелководен. Дело в том, что ласты и акваланги, которые показаны в фильме, у СССР появились только после войны. До этого советские водолазы, в том числе и лёгкие водолазы-разведчики Балтфлота, ходили исключительно по дну. Уже одно это делает фильм сильно грешащим против истины.
Одесские подпольщики действительно работали в Одесском порту, но их диверсии в основном заключались в уничтожении топлива для вражеских самолётов и танков, и в спасении большей части порта от подрыва немцами в 1944 году при сдаче города Красной Армии.
Некоторые обвиняют создателей фильма в том, что они зря показали итальянских боевых пловцов – их, дескать, на Чёрном море не было. Это не совсем так. 14 января 1942 года командующий кригсмарине гроссадмирал Эрих Рёдер обратился к Королевским ВМС Италии с официальной просьбой помочь на Чёрном море. Немцы были впечатлены действиями итальянских боевых пловцов-диверсантов на Средиземноморском театре боевых действий, где они потопили или вывели из строя несколько крупных кораблей и судов Британского флота. Основной их целью на Черноморском театре должен был стать Севастополь.
На базе 10-й итальянской флотилии MAS от итальянского mezzi d'assalto (штурмовые средства) была создана 4-я флотилия MAS, которая отправилась в оккупированный немцами Крым. Торпедные катера, взрывающиеся катера МТМ и сверхмалые подводные лодки типа CB производства фирмы Caproni перебрасывались по суше железнодорожным и автомобильным транспортом. Правда, в Одессе итальянцы не появлялись, они действовали сначала против Севастополя из Ялты, а потом из Севастополя, против Новороссийска.
Тем не менее, украинские киноделы не считали несоответствие сюжета реальной жизни поводом для отказа от экранизации. Натурные съемки проводились в Одессе. В качестве гестапо, например, показано здание областной филармонии. Оно находится примерно в двух кварталах от здания по ул. Пушкинской 27, где в годы войны действительно находилась тайная полиция.
  - РИА Новости, 1920, 16.12.2024
Щит и меч Александра Святогорова. Легенда советской разведки против абвера и Моссада15 декабря 1913 года в Харькове в семье рабочего родился человек, которому суждено было прожить долгую жизнь и стать легендой советской разведки. Подвиги его были настолько невероятны, что он стал прототипом сразу нескольких киногероев, хотя его фамилия стала более-менее известна широкой публике, пожалуй, только после развала СССР
Фильм вышел на киноэкраны в феврале 1967 года и собрал невероятно большую для Киевской киностудии кассу – 43,8 млн. зрителей. Это четвёртый по числу зрителей фильм киностудии, за всю её уже почти вековую историю.
К сожалению, режиссер фильма Антон Тимонишин ушёл из жизни очень рано, не оставив воспоминаний – в 1968 году он снял еще один "морской" фильм "Эксперимент доктора Абста" (29.8 млн. зрителей; что характерно – тоже про боевых пловцов), а уже в 1969 году его не стало. Ему было всего 48 лет.
Александр Белявский довольно рано перенёс инсульт, который сделал его инвалидом, поэтому мемуаров он тоже не оставил. А Ирина Мирошниченко, к сожалению, подробности о съемках фильма никому не рассказывала, по крайней мере автор подобных воспоминаний не нашёл, поэтому больше о нем, к сожалению, рассказать ничего не может. Но может порекомендовать обязательно его посмотреть, потому что из всех советских фильмов о войне он один из самых динамичных и захватывающих, хоть описанные в нем события и не соответствуют действительности. Зато очень многие наши ветераны-боевые пловцы выбрали свою стезю именно благодаря ему. Уже одно это рекомендует его к просмотру.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала