"Полёты во сне и наяву", или Кризис переходного возраста Романа Балаяна - 17.01.2025 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История обложка
История

"Полёты во сне и наяву", или Кризис переходного возраста Романа Балаяна

"Полёты во сне и наяву". Кадр из фильма
Полёты во сне и наяву. Кадр из фильма
Читать в
ДзенTelegram
К 1981 году у режиссёра Киностудии им. Довженко Романа Балаяна кризис переходного возраста 40-летних совпал с творческим кризисом. После снятого в 1977 году по мотивам тургеневских "Записок охотника" фильма "Бирюк" он снимать перестал. Студия предлагала ему производственные драмы, но он их делать не хотел. А что он хотел, он сам не знал
Как потом признавался Роман Гургенович, он вёл себя эгоистично – семья сидела без денег. Балаян поделился своей проблемой с Никитой Михалковым. Он рассказал, что хотел бы прервать свой "цикл классики", чтобы, как он выражался, "выплеснуть всю накопившуюся желчь". Михалков предложил обратиться к сценаристу Виктору Мережко, по сценарию которого сам как раз снимал трагикомический фильм "Родня" с Ноной Мордюковой. В то время Виктор Иванович был уже широко известен в кинематографических кругах благодаря таким знаковым драмам, как "Здравствуй и прощай" (1972) или "Вас ожидает гражданка Никанорова" (1978).
В апреле 1981 года Балаян пригласил Мережко в Киев – ему как раз, как и его герою, исполнялось 40 лет, и поделился со сценаристом своей проблемой. Мережко сначала отказался – он не знал о чём писать. Тогда Балаян ему сказал:
"Напиши про меня. Все время мне снится, как будто я стою на горе высокой и потом лечу вниз. Просыпаюсь, я опять на земле: один со всеми проблемами, жена ругается, что денег нет, дети орут – кушать хотят…"
Мережко сразу придумал название "Полеты во сне и наяву". Потом он вспомнил о своем брате, сотруднике конструкторского бюро, который в 40 лет тоже долго никак не мог найти себя, и сел за работу.
Получившийся сценарий Балаяну одновременно и понравился, и нет. История его устраивала, ему не совсем нравилась комедийная подача проблемы главного героя – фирменный приём Виктора Мережко. Режиссёр раздумывал, брать сценарий в работу или не брать, и все же согласился, когда Мережко сказал, что отдаст его на "Ленфильм". Сценарий Роман Гургенович всё же немного переиначил, и переделывал потом ещё несколько раз, в том числе и во время съёмок.
Храни меня мой талисман
"Храни меня мой талисман": не понятый, но не забытый фильм Романа Балаяна150-летие со дня смерти великого поэта Александра Сергеевича Пушкина советские кинематографисты отметили весьма нетривиально. 31 августа 1986 года на экраны кинотеатров вышла снятая на Киевской киностудии им. Довженко, пожалуй, самая необычная и неоднозначная картина режиссера Романа Балаяна "Храни меня мой талисман"
Изначально планировалось, что главную роль инженера Сергея Макарова будет исполнять Никита Михалков. Но затем в марте на экраны вышел замечательный фильм Татьяны Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся" (1980). В нем циничного, компанейского и неоднозначного героя, как раз тот типаж, который требовался Балаяну, талантливо исполнила звезда отечественного кино и московского "Ленкома" Олег Янковский. Он был ближе к характеру главного героя будущего фильма Балаяна, все-таки кандидатуру Михалкова портила излишняя деловитость и жизнерадостность.
Мережко как раз немного повздорил с Никитой Сергеевичем на съемках "Родни", поэтому с заменой типажа главного героя согласился легко, и подкорректировал сценарий. Михалков на Мережко обиделся – он знал, что роль пишется под него, опять же – это он свёл этот творческий тандем, и тут вдруг такой поворот. Но Никита Сергеевич повел себя профессионально, не стал раздувать обиду, а Балаян, чтобы хоть как-то сгладить неловкость, придумал для своего фильма эпизод, где властный и категоричный режиссер (фактически Михалков сыграл камео), спроваживает главного героя со съемочной площадки. В этом же эпизоде в качестве камео снялся киевский актер Сергей Иванов из "В бой идут одни старики" (1973). Герой Янковского так его и спрашивает: "Кузнечик, да?"
"Полёты во сне и наяву". Кадр из фильма
Полёты во сне и наяву. Кадр из фильма
"Полёты во сне и наяву". Кадр из фильма
С Олегом Янковским Балаяна познакомил Мережко – актёр как раз начал сниматься в другом фильме по его сценарию "Влюблён по собственному желанию" (1982), киностудии "Ленфильм". По этой причине Янковский сначала у малоизвестного киевского режиссера и не хотел сниматься, его пришлось уговаривать. Уговорил его Михалков.
Весной 1981 года, отправляясь с Никитой Сергеевичем в Таллинн на съёмки "Собаки Баскервилей" (1982), Янковский в купе поезда прочитал сценарий. Михалков всячески расхвалил ему Балаяна, тактично умолчав о том, что первым кандидатом на эту роль был он сам. Актёр, в конце концов, согласился, но выдвинул условие – его экранную жену сыграет жена реальная – актриса Людмила Зорина. Балаян был не против. В дальнейшем эта роль осталась её единственной заметной работой в кино
В результате Янковскому пришлось разрываться между двумя съемочными площадками и театром – роли в спектаклях никто не отменял. Сложностей добавляло то, что к началу съёмок театр был на гастролях в Ташкенте и второй фильм снимали там же. Актер вечно спешил и очень сильно уставал, спал урывками по 3-4 часа. Он ещё шутил в то время, что живёт в "Бермудском треугольнике". Впоследствии Янковский сдружился с Балаяном, и тот его снял ещё в четырёх своих фильмах, в том числе и в ещё одном знаковом и очень атмосферном фильме 80-х "Храни меня, мой талисман" (1986).
Чародеи
"Чародеи": Стругацкие без СтругацкихБ. Стругацкий: "Посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю без отвращения. Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл регулярно и ежегодно идёт по телевизору под Новый год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит — есть за что…"
Снялся в "Полётах…" и другой любимый актер "Балаяна" Олег Табаков. До этого он приглашал его в две другие свои картины – экранизацию "Каштанки" (1975) и в "Бирюка" (1977). Олег Павлович на съемках "Полетов…" также разрывался между спектаклями в московском "Современнике" и съёмочной площадкой (а "Полеты…" снимали во Владимире), и каждую свободную минуту дремал.
Ещё одной снявшейся в "Полетах" кинозвездой стала Людмила Гурченко, сыгравшая бывшую любовницу главного героя. Привлечь её к съемкам Балаяну также порекомендовал Никита Михалков, и фильм от этого только выиграл. Однако изначально не все было так уж безоблачно – на пробах Людмила Марковна изобразила экспрессивную властную женщину. Но типаж требовался другой, и тогда Балаян, в качестве примера, упомянул игру актрисы Анук Эме. Гурченко ответила: "Хорошо, я буду просто молчать в кадре", и "попала" в нужный образ.
"Полёты во сне и наяву". Кадр из фильма
Полёты во сне и наяву. Кадр из фильма
"Полёты во сне и наяву". Кадр из фильма
Олега Меньшикова Балаян заметил ещё в его дебютной картине "Жду и надеюсь" (1980), которую делали на киевской киностудии. Изначально он должен был сыграть только в одном эпизоде. Но затем, увидев игру актера, Роман Балаян переделал сценарий, и персонаж Меньшикова стал полноценным героем второго плана. Его герой, молодой человек, уводит у инженера Сергея Макарова его юную любовницу и подталкивает своими подначиваниями к глупой и довольно жесткой выходке с "тарзанкой" и липовым утоплением.
Друг Никиты Сергеевича – актёр и режиссёр Александр Адабашьян (Берримор из "Собаки Баскервилей") сыграл у Балаяна скульптора. Герой Янковского по скульптуре своей любовницы Алисы понимает, что она позировала скульптору обнаженной и, скорее всего, спала с ним. Озвучивал героя Адабашьяна не он сам (он не мог прилететь на запись – был занят в съёмках) другой друг Михалкова – актер Юрий Богатырёв.
Кстати, любовницу главного героя Алису также озвучивала другая актриса – Елена Коренева, хорошо известная зрителю по ролям в фильмах "Ярославна, королева Франции" (1978), "Экипаж" (1979), "Тот самый Мюнхгаузен" (1979), "Сватовство гусара" (1979). Вскоре после "Полетов…" они вместе с Олегом Меньшиковым снимутся в "Покровских воротах" (1982) – знаковом для обоих актёров и отечественного кинематографа фильме.
Легенда о княгине Ольге. Кадр из фильма
"Легенда о княгине Ольге": заговорившие по-украински русские князья40 лет назад 27 февраля 1984 года на киноэкраны вышел один из немногих отечественных исторических фильмов, посвящённых древней Руси. Уже по этой причине лента зрителю запомнилась. В наше время она стала одним из средств украинской националистической пропаганды и ярким примером того, как на территории "неньки" привыкли извращать собственную историю
Исполнительнице же роли Алисы – актрисе Елене Костиной – со знаковыми ролями повезло меньше. У Балаяна она снималась, когда ещё училась в школе в 10-м классе. У девушки это была ее первая роль, какой-либо опыт съёмок у нее отсутствовал. Так что иногда ей приходилось выслушивать со стороны маститых актёров в адрес своей игры нелестные замечания. Но она всё стоически выносила.
Впоследствии Костина стала профессиональной актрисой, но расцвет её творчества пришелся на "святые 90-е", когда с кино на просторах бывшего СССР было не очень хорошо. Тем не менее на сегодня в её "копилке" почти полсотни ролей. Кстати, статую для "Полетов…" действительно лепили с неё, только не с обнажённой, а одетой в обтягивающую водолазку.
Сценарист Виктор Мережко тоже снялся в фильме в эпизодической роли, но в титрах он не указан.
Снимать Роман Балаян решил во Владимире – он считал, что провинциальная застройка этого периферийного города как нельзя лучше соответствует стилистике фильма. Съемки начались 14 сентября 1981 года – в первую очередь по ноябрь включительно снимали натуру. Первую сцену делали всего два часа – это была сцена с участием камео – Никиты Михалкова и Сергея Иванова.
Балаян на съёмочной площадке отличался демократичным и очень мягким отношением к актёрам. Он не нервничал, по крайней мере внешне, когда они опаздывали, когда забывали текст, прислушивался к их предложениям и иногда реализовывал.
Зелёный фургон. Кадр из фильма
Фильм "Зеленый фургон": шедевр, так и не снятый Высоцким28 декабря 1983 на советские телеэкраны вышел фильм, который, если бы он попал в прокат, наверняка сделал бы огромную кассу. Но так сложилась судьба, что была снята только его телевизионная версия, однако она вошла в золотой фонд советского кино и до сих пор по целому ряду причин пользуется немалой популярностью
В качестве проектной конторы, в которой работает главный герой, снималась… проектная контора, которая располагалась в пристройке к церкви Никиты Мученика во Владимире. Она занималась проектированием восстановления памятников архитектуры.
В одном из эпизодов фильма герой Янковского бросает взгляд в окно и видит там мальчика, который кружит на роликовых коньках на одном месте – его помрежи привезли из Владимирской спортивной школы. Балаян придумал эту сцену, чтобы художественными средствами показать, как главный герой не может вырваться из монотонного круга ежедневных забот.
"Полёты во сне и наяву". Кадр из фильма
Полёты во сне и наяву. Кадр из фильма
"Полёты во сне и наяву". Кадр из фильма
Эпизод с дыней" и сымитированным героем Янковского сердечным приступом сняли у входа в одно из зданий Богородице-Рождественского монастыря на Большой Московской улице. По сюжету любовница героя выбегает из его дверей. Всё бы ничего, да вот только в те времена там располагалось областное КГБ, так что для владимирцев личность этой героини после данного эпизода заиграла новыми красками.
Первоначально в соответствии со сценарием Мережко полёты во сне играли в фильме центральную роль. Герой мистическим образом мог посещаться во сне в места, в которых ранее никогда не бывал. Полёты для него становились навязчивой идеей – он даже мастерил крылья и в финале, в день своего 40-летия, разбивался насмерть на глазах у собравшихся на пикник сотрудников конторы и близких. Балаян от трагичного финала Мережко отказался, а свой придумал, когда во время поисков натуры увидел на поле стога сена, между которыми на велосипедах гоняли какие-то сельские пацаны. Тогда-то и появилась идея с глупой шуткой главного героя с липовым утоплением, после которой обиженные гости разъезжаются, а он, насквозь промокший, под моросящим дождем гоняется за пацанами на велосипедах с веником в руках и затем, рухнув в стог, плачет.
Съёмки не стали откладывать, и сняли сцену сразу же, несмотря на то, что под рукой не было всего нужного оборудования – съёмочную тележку заменила люлька случайного мотоцикла.
Анна и Командор (кадр из фильма)
"Анна и Командор" – странный светлый фильм киностудии им. ДовженкоЭтот удивительный фильм однозначно запомнился советским зрителям. Даже те, кто его не видел, задумывались, кто же такой этот загадочный Командор, и почему в паре с ним идет какая-то Анна. Интриги добавляло и то, что в этом фильме снялись настоящие мегазвёзды советского кино: Алиса Фрейндлих, Василий Лановой и Иннокентий Смоктуновский
Фильм на киностудии принимали со скрипом, заставили даже что-то переделывать. В результате производство затянулось больше, чем на год. Фильм чиновники критиковали за безыдейность, за подражательство Феллини (Балаян, действительно, даже крутил на съёмочной площадке музыку Нино Рота из "8 ½", чтобы создать атмосферу в стиле Феллини). И композитора Вадима Храпачева он попросил написать музыку в этой стилистике. Но все-таки фильм допустили к прокату, хоть и по второй категории – с показом в периферийных кинотеатрах. В том числе и поэтому в прокате картину посмотрели всего 6,4 млн зрителей.
Но фильм охотно покупали иностранные прокатчики, и с началом перестройки "Полеты…" пустили в прокат второй раз, уже по первой категории. Государственные премии СССР за него получили Роман Балаян, Вилен Калюта (оператор), Виктор Мережко, Олег Янковский. Картина стала одним из символов Перестройки и сильно повлияла на стилистику советского кинематографа перестроечной и первых лет постперестроечной эпох.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала