Музыкальный мост Москва — Париж, "новый" Шопен. Обзор событий культуры - 01.11.2024 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура обложка
Культура

Музыкальный мост Москва — Париж, "новый" Шопен. Обзор событий культуры

© Украина.руКоллаж: Культура за неделю
Коллаж: Культура за неделю  - РИА Новости, 1920, 01.11.2024
Читать в
ДзенTelegram
В России и Франции отмечают юбилей Русского музыкального общества; украинская синти-поп группа записала взорвавший чарты русскоязычный трек; в Нью-Йорке обнаружили ранее неизвестное произведение Шопена
165 лет РМО
Великий князь Константин Константинович, внук Николая Первого и загадочный поэт К. Р. был бы, вероятно, очень удивлён, узнай он, что Императорское Русское музыкальное общество, за дела которого он болел, которое он опекал и пестовал, спустя 165 лет всё же будет отмечать очередной свой юбилей, вновь сотрудничая с французскими музыкантами.
Теперь оно, правда, называется "Российское музыкальное общество" и прошло множество различных этапов — от создания в разгар романтизма в 1840 году (тогда оно тоже носило иное название — "Симфоническое музыкальное общество"), символического года — 1850-го, когда оно было сформировано уже в том виде, в котором знал его великий князь, стараниями Алексея Фёдоровича Львова, не только дворянина, политического (член Сената) и военного деятеля, но и музыканта, директора Придворной певческой капеллы (на благо которой столько сделали Михаил Иванович Глинка и Дмитрий Степанович Бортнянский), а к тому же автора гимна Российской империи "Боже, царя храни!"
К деятельности ИРМО имели отношение Антон Григорьевич Рубинштейн, Милий Алексеевич Балакирев и многие, многие другие выдающиеся русские музыканты. Но главное, чего добилось общество — вывода академической музыки, которой в те годы противопоставлялись лишь фольклор и цыганский романс из ниши совершенно закрытого и элитарного развлечения, предназначенного исключительно для столичной знати.
Конечно, в оперный театр и филармонию русские (и все прочие жители империи) люди попадут лишь после Великой Октябрьской революции, но ИРМО уже во второй половине XIX века популяризировало отечественную музыку в провинции (Тифлисе, Полтаве, Саратове, Воронеже, Тобольске и других городах), открывая всё новые отделения, устраивая концерты столичных и иностранных музыкантов.
Революция прекратила его деятельность, но советская власть сформировала другие, более централизованные органы руководства музыкальной деятельностью советских композиторов и исполнителей, а в 1991 году оно было фактически восстановлено. Хотя, скорее, всё же создано заново, с названием "Всероссийское музыкальное общество".
В понедельник, 28 октября, в Большом зале московской консерватории отметили юбилей гала-концертом, который был назван "Код времени". Главным исполнителем стал Государственный Кремлёвский оркестр под управлением Константина Чудовского, исполняли произведения композиторов, которые сотрудничали с РМО тогда, на рубеже веков, — Глинки, Рубинштейна, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Александра Бородина, Модеста Петровича Мусоргского, Петра Ильича Чайковского.
Вышел на сцену и итальянский тенор Витторио Григоло — звезда La Scala, Metropolitan Opera, Covent Garden. Он исполнил отдельные номера из "Любовного напитка" Гаэтано Доницетти и "Тоски" Джакомо Пуччини.
Значительное культурное событие состоится же сегодня, 1 ноября, — в Москве и Париже. Между двумя (безусловно музыкальными) столицами будет проведён концерт-телемост с участием пианистов Реми Женье и Дмитрия Маслеева, трансляцию планируют вести в Московской и Парижской консерваториях, в программе — произведения Сергея Прокофьева, Мориса Равеля и Сергея Рахманинова.
Рахманинов станет символической, объединяющей фигурой: Маслеев сыграет в Рахманиновском зале, в Женье — в Парижской русской консерватории, названной в его честь.
Рахманинов Держинская - РИА Новости, 1920, 01.04.2023
"Самый русский" композитор Рахманинов и судьбы других великих эмигрантовПервого апреля 2023 года свой 150-ти летний юбилей отмечает русский композитор Сергей Рахманинов, большую часть своей жизни проживший во Франции и США
"Зрада" в музыкальных чартах
"Адская колыбельная" — песня украинской синти-поп группы "Пошлая Молли", которая в очередной раз обнажила общественный раскол, но достаточно мирно.
Довольно-таки депрессивный и узнаваемый по первой строчке "Когда все ложатся спать, я включаю рок-н-ролл" сингл стал первым за два года, который выпустила группа.
Вплоть до конца февраля 2022 года коллектив давал десятки концертов в месяц в разных городах России. После начала военных действий прекратил, концертная деятельность переместилась в Европу, основатель, фронтмен и солист группы Кирилл Бедный (Кирилл Тимошенко) объяснял, что это — принципиальная позиция.
Стать "хорошими" для радикальной части украинской общественности у музыкантов всё равно бы не вышло — до смерти пришлось бы оправдываться и за концерты в РФ после 2014-го, и за русский язык песен, потому сейчас они перебрались в Грузию и свободно поют на русском.
Всколыхнулось информационное поле тем, что русскоязычная "Адская колыбельная" (донельзя мрачная, но сфокусированная на личных страданиях лирического героя, а не чем-либо общественном) попала в топы как российских, так и украинских платформ — она действительно популярна.
Русский язык в интервью местным СМИ музыканты назвали языком мира, политических провокаций на своих концертах не устраивают, рады и российским, и украинским зрителям.
В украинском топе чартов, кстати, вновь оказалась и уроженка Черкасс, лучшая певица России-2023, по мнению многих музыкальных премий, Анна Асти (Анна Дзюба), с которой непримиримые украинские СМИ ведут войну уже больше двух лет, но всё безуспешно — почти всегда в топе.
  - РИА Новости, 1920, 24.01.2024
Титулованная украинка в России. Что случилось с Анной AstiПризнанная в 2023 году лучшей певицей России и получившая рекордное количество наград, Anna Asti (Анна Дзюба) уже в начале 2024 года уехала из страны, а большой концертный тур певицы оказался под угрозой
"Это — аутентичный Шопен"
Китайскому пианисту-виртуозу Ланг Лагу очень повезло: один из первых он исполнил на днях вальс a-moll Фредерика Шопена, найденный на прошлой неделе сотрудником музея Моргана на Манхэттене в Нью-Йорке Робинсоном Макклелланом — почти 200 лет с момента написания.
Как и в случаях с другими внезапными находками нотных партитур давно ушедших из жизни композиторов (такое случалось и с Иоганном Себастьяном Бахом, и с Дмитрием Шостаковичем, и совсем недавно, в Лейпциге, с Вольфгангом Амадеем Моцартом), необходимо относится к новостям с осторожностью, настаивают музыковеды и историки музыки.
Тем не менее, пишет The New York Times, в данный момент сомнений практически не осталось — вальс написал Шопен.
Макклеллан обнаружил нотный листок среди других памятных сокровищ — писем Йоганнеса Брамса, Чайковского и Пабло Пикассо.
"Я подумал: "Что здесь происходит? Что это может быть?" — сказал Макклеллан. — Я не узнал музыку", — цитирует его газета.
Уже после того, как сотрудник музея — и сам пианист и композитор — сыграл дома на электронном инструменте найденную пьесу, он отправил ее исследователю творчества Шопена в Университете Пенсильвании Джеффри Каллбергу.
Специалист подтвердил: с большой вероятностью произведение действительно написано великим романтиком.
Каллберг считает, что "Вальс" был написан 20-летним композитором, то есть в первой половине 30-х годов XIX века. Скорее всего, уже после того, как он навсегда покинул Варшаву.
"Это не самая сложная музыка Шопена. Но это аутентичный стиль Шопена, [одно из самых аутентичных произведений], которые вы можете себе представить", — сказал Ланг, записывая пьесу в Steinway Hall на Манхэттене.
О Дмитрии Бортнянском — в статье Марии Нестеровой Композитор Бортнянский из Киевской губернии. Первая русская опера, масонский гимн, шаг к романсу на сайте Украина.ру.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала