Пять основных боевых танков российской армии в зоне СВО
06:30 29.10.2024 (обновлено: 11:56 29.10.2024)
Боевая эффективность танка определяется огневой мощью, передвижением и защищенностью. Эти параметры открывают путь к сравнению боевых машин по техническим характеристикам: масса, мощность двигателя, дальность выстрела, вооружение, броня, скорость перезарядки, скорость передвижения и другим
В зоне СВО российская армия использует несколько видов еще советских танков, а также их российские модификации. Подробнее — в материале Украина.ру.
Т-62
© УралвагонзаводТанк Т-62
© Уралвагонзавод
Танк Т-62
Средний танк Т-62, разработанный на КБ "Уралвагонзавода" в Нижнем Тагиле, принят на вооружение Советской армии еще в 1962 году, под модификацией МВ снят с вооружения в российской армии в 2011 году. Массово машины выпускали до 1972 года, впоследствии советские власти озадачились совершенствованием машины в связи с Афганской кампанией. Танк отметился также в чеченских войнах, вооруженном конфликте с Грузией в 2008 году.
© УралвагонзаводТанк Т-62 в музее
© Уралвагонзавод
Танк Т-62 в музее
О применении модификации Т-62М в зоне СВО стало известно из СМИ в феврале 2023 года.
© СкриншотТанк Т-62М в зоне СВО
© Скриншот
Танк Т-62М в зоне СВО
Двигатель "шестьдесятдвойки" — 12-цилиндровый дизельный четырехтактный танковый В-55В мощностью 580 л. с. с электрогенератором на 6,5 кВт (или же В-55У на 620 л.с. На Т-62М с ранних Т-72). Ходовая часть танка, как утверждают "автовладельцы", мало отличается от ходовой части более позднего Т-72. Гусеницы такие же, а вот двигатель — В-46-5 на 690 л. с. с наддувом в случае модификации Т-62МВ.
© Парк ПатриотТанк Т-62МВ
© Парк Патриот
Танк Т-62МВ
На Т-62 установлена одна коробка передач, на бортах — редукторы, в отличие от Т-64 и Т-72, где установлены бортовые коробки передач.
Двигатели серии В-2 (разработка 1937 года) — советские двигатели, разработка которых началась в 1930-е годы одновременно с первой же государственной танкостроительной программой. До СССР в России не было ни серийных дизельных двигателей, ни, соответственно, тракторов и в принципе гражданской моторизованной техники. На легендарном танке Т-34, например, установлен двигатель В-2-34. Шутки шутками, но В-2 — такое же оружие победы.
На Т-62М установлена базовая броня плюс дополнительные пакеты. В открытых источниках пишут о штатной 100-мм броне корпуса и 200-мм — лба литой полусферической башни. Защита старых 62-х была неэффективной против кумулятивных снарядов, эту задачу инженеры решили дополнительными стальными коробами, внутри которых наварены под углом стальные пластины, залитые полиуретаном или каким-либо другим компаундом. Таким образом броню подняли по качественным характеристикам приближенно к более позднему Т-64. Минус решения — танк менее защищен от бронебойных подкалиберных снарядов.
Впрочем, динамическая защита "Дрозд" появилась на "шестьдесятдвойке" в 1985 году.
Т-62М вооружен пушкой У-5ТС гладкоствольной 115-мм "Молот" (2А20 индекс ГРАУ), принятой на вооружение в 1959 году. Она позволяет стрелять бронебойными, кумулятивными, осколочно-фугасными, шрапнельными снарядами, а также противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) — например, для комплекса "Кастет", разработанного на тульском КБП в 70-х годах прошлого века для противотанковых пушек. На танк устанавливают также тульские танковые комплексы управляемого вооружения "Бастион" и "Шексна". Кстати, украинская ПТУР "Стугна", принятая на вооружение ВСУ в 2006 году, конструкционно повторяет "Кастет".
Особенность тульских разработок управляемого вооружения заключается в том, что боеприпас наводится на цель по лазерному лучу, а то, что запуск ПТУР в принципе производится из орудия танка, — заслуга академика Аркадия Шипунова, в честь которого и называется КБП. На оружейных форумах можно часто встретить критиков лазерной системы как якобы устаревшей (все-таки начало разработок было положено к концу 1950-х годов), однако эта система проверена временем и надежна.
После выстрела гильзу выбрасывает за борт через специальный люк специальный механизм.
© 38niii.ruТелескопический шарнирный прицел ТШС
© 38niii.ru
Телескопический шарнирный прицел ТШС
Прицел — телескопический шарнирный со стабилизацией (типа ТШС-41), прибор наведения с ночным режимом. Стабилизатор "Метеор" использует электродвигатель поворота башни, из-за высокой инерционности которого высока погрешность, отмечают пользователи. Прицел спарен с дальномером, установленным на башне, а также с баллистическим вычислителем. Сетка прицела рассчитана для ведения огня прямой наводкой подкалиберными снарядами на расстояние до 4 тыс. метров, кумулятивными — до 3 тыс. метров.
Танк с такой системой управления огня ("Волна" в случае 62М или "Кастет" на 62) в современных условиях, отмечают "автовладельцы", более подходит для стрельбы с закрытых огневых позиций, в качестве самоходной артиллерийской установки.
Также на Т-62М установлены 7,62-мм пулемет ПКТ и зенитный 12,7-мм пулемёт ДШКМ. На Т-62МВ также есть системы пуска дымовых гранат "Туча" и противопожарная "Сода" на моторно-трансмиссионном отделении (МТО).
Т-62 известен как первый в мире танк с гладкоствольной пушкой с высокой скоростью бронебойного подкалиберного снаряда. Первая партия в количестве 25 штук была выпущена в 1961 году. Всего, по данным "Уралвагонзавода", за весь период серийного производства выпустили 19 019 танков Т-62.
Экипаж: водитель-механик, командир, наводчик, заряжающий.
Основные характеристики танка Т-62МВ:
масса 37 тонн,
максимальная скорость 50 км/ч,
максимальная скорость по грунтовой дороге 22–27 км/ч,
запас хода 450 км.
Т-64
© Парк ПатриотТанк Т-64А
© Парк Патриот
Танк Т-64А
Советский основной боевой танк Т-64 серийно выпускался с 1964 по 1987 годы. Разработан на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени Малышева. Для этого танка специально создали отдельный конструкторский дизельный отдел.
Итак, для первых танков Т-64 был разработан революционный на тот момент дизельный четырехцилиндровый двухтактный двигатель 4ТПД мощностью 400 л. с. известным советским конструктором авиадвигателей Алексеем Чаромским (главный конструктор моторов харьковского завода). Мощности этого двигателя было недостаточно, к четырем цилиндрам добавили еще один — так получился 5ТПД с 580 л. с., и 5ТДФ — форсируемый до 700 л. с. Прототипом этих двигателей послужил трофейный немецкий поршневой авиационный Jumo 205-C (устанавливался на самолетах "Юнкерс").
Броня танка — комбинированная: бутерброд из стальной брони с прослойкой стеклопластика. Башня — литая стальная броня и алюминиевый наполнитель.
На Т-64 установлена 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 (2А21 по индексу ГРАУ) с гидроэлектромеханическим механизмом заряжания.
Модификацию Т-64А (принята на вооружение в 1968 году) оснастили крупнокалиберной 125-мм пушкой Д-81 (2А46), зенитным 12,7-мм пулеметом с дистанционным управлением, системой управления огнем с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем.
На КБ "Точмаш" (КБТМ, Москва) в 1970-х разработали новый комплекс управляемых ракет 9К112 "Кобра" с наведением по узконаправленному радиолучу, ракетами снарядили новую "шестьдесятчетверку". Боеприпас состоит из двух частей, которые автоматически стыкуются при досылании ракеты в казенник пушки. Разработку испытывали на переоборудованном Т-64А, который впоследствии получил наименование Т-64Б.
© Парк ПатриотТанк Т-64БВ
© Парк Патриот
Танк Т-64БВ
Комплекс позволяет вести стрельбу по вертолетам, которые движутся со скоростью не выше 300 км/ч на высоте до 500 метров на дальностях до 4 тыс. метров.
"Кобру" также установили на более поздний Т-80Б.
Система управления огнем — 1АЗЗ с полуавтоматической системой управления снарядом (излучатель на снаряде и радиолиния обратной связи с аппаратурой на танке).
В 1980-х "Точмаш" модернизировал комплекс под новую ракету 9М128, но к завершению разработки на Т-72 и Т-80 уже устанавливали принятые на вооружение тульские комплексы "Свирь" и "Рефлекс".
Танк Т-64 дорабатывали поэтапно после того, как приняли на вооружение.
© Телескопический шарнирный прицел ТШС Прицел ТПД-2-49
© Телескопический шарнирный прицел ТШС
Прицел ТПД-2-49
В 1971 установили прицел-дальномер ТПД-2-49, ночной прицел, ламповую радиостанцию Р-123М (модернизированную). Зенитно-пулеметная установка закрытого типа с пулеметом НСВТ-12,7 "Утёс" (6П17) калибра 12,7 мм появилась на танке в 1972 году, новая башня из комбинированной брони с керамическим наполнителем - в 1973 году, а также новые приборы ночного видения, оборудование для самоокапывание и др. ежегодно.
С 1985 года на Т-64А устанавливают динамическую броню "Контакт", полупроводниковые радиостанции Р-173 "Абзац". А пока инженеры доводили "шестьдесятчетверку", в СССР выпустили еще два новых боевых танка.
Экипаж Т-64А: водитель-механик, командир и наводчик. Сократить экипаж удалось за счет установки механизма заряжания оружия.
Основные характеристики танка Т-64А:
масса 36 тонн,
максимальная скорость 60 км/ч,
средняя скорость по грунтовой дороге 25–45 км/ч,
запас хода 550 км.
Т-72
© УралвагонзаводПамятник создателям танка Т-72
© Уралвагонзавод
Памятник создателям танка Т-72
Основной боевой танк Т-72 "Урал" разработан на Уральском танковом заводе в Нижнем Тагиле. Изначально предполагалось, что завод будет выпускать харьковскую "шестьдесятчетверку", но получилось так, что инженеры от этой "шестьдесятчетверки" оставили часть ходовой и вооружение, использовали наработки по башне и корпусу. Серийное производство Т-72 началось в 1974 году.
На "семьдесятдвойку" установили разработанный в Нижнем Тагиле двигатель В-46 мощностью 780 л. с. Ходовую часть заменили на свою, разработанную для модификации Т-62Б. Механизм заряжания заменили на автомат собственной разработки, гусеницы унифицировали с Т-55 и Т-62.
На танк установили 125-мм гладкоствольную пушку Д-81ТМ (2А26М — модифицированную версию пушки 2А26 для Т-64А). На модернизированный Т-72А (1979 г.) — 2А46.
© УралвагонзаводГусеничная лента для Т-55, Т-62 и Т-72
© Уралвагонзавод
Гусеничная лента для Т-55, Т-62 и Т-72
Одно из отличий гусениц Т-72 и Т-64— в "семьдесятдвойке" сокращен зазор между траками с 2 см до нескольких мм, отсутствуют дренажные отверстия для удаления грязи. Кроме этого, занижен зазор между опорными катками и верхними краями гусениц. Пользователи отмечают, что это нововведение в сравнении хуже сказывается на проходимость и работу системы самоочищения машины.
© Парк ПатриотДренажные отверстия на гусеничной ленте танка Т-64
© Парк Патриот
Дренажные отверстия на гусеничной ленте танка Т-64
Когда "шестьдесятчетверка" идет по донбасской грязи, комья удаляются за счет свободного пространства, "семьдесятдвойка" же проматывает грязь по гусеничной ленте кругами.
В 1970-х советские инженеры вели работы по оснащению танков комплексами управляемого вооружения с системами наведения противотанковых управляемых реактивных снарядов (ПТУРС). В прицел встроили каналы наведения ПТУРС. На базе ночного прицела ТПН-3 "Кристалл" (для Т-64, Т-72 и Т-80) специалисты ЦКБ КМЗ и ЦКБ "Пеленг" (сейчас ОАО "Пеленг", Белоруссия) разработали прибор наведения по лучу лазера. Эта разработка и позволила устанавливать тульские "Свирь" на Т-72 и "Шексну" на Т-62.
© Прицел ТПД-2-49Прицел-дальномер ТПД-К1
© Прицел ТПД-2-49
Прицел-дальномер ТПД-К1
На Т-72 (как и на Т-64, Т-80) устанавливали первые лазерные прицелы-дальномеры ТПД-К1, принятые на вооружение в 1975 году. Впоследствие на базе этого прицела был создан ТПД-К2 "Торос" для танка Т-80.
"Семьдесятдвойка" прошла более двух десятков разных модернизаций в СССР и России. Например, последняя — Т-72Б3 — в России существует в четырех версиях: для поставки в ВС РФ (2011 г.), для биатлона (2014 г.), с автоматизированной коробкой передач и пушкой 2А46М-5-01 (дебютировали на параде 9 мая на Красной площади в 2017 г.), версией образца 2022 года. Кроме этого модернизацию Т-72 проводили в Белоруссии, на Украине, в Казахстане, Азербайджане, Словакии, Чехии, Польше, Сербии, Хорватии, Грузии, Югославии и других странах мира.
Например, в 2015 году в России для танкового биатлона были отобраны 18 танков Т-72Б3, модернизированных на "Омсктрансмаше" в Омске. На Т-72Б3 установили прицел-дальномер 1А40-4 с многоканальным прицелом наводчика "Сосна-У" (разработка белорусского "Пеленга"), способной работать в ночном режиме и позволяющий прицеливаться на расстояние до 5 километров. Обновленный танк получил встроенную динамическую защиту, пушку 2А46М-5.
С 2017 года на танк Т-72Б3 устанавливают двигатель В-92С2 с турбонаддувом на 1000 л. с. или форсированный В-92С2Ф на 1130 л. с. — первый двигатель, созданный за предшествующее десятилетие специально для этого танка. Производитель — Челябинский тракторный завод.
Новый форсированный двигатель максимальной унифицирован с предшественником, что позволяет проводить замену без каких-либо доработок.
Экипаж: три человека.
Основные характеристики танка Т-72БМ:
масса 44,5 тонн,
максимальная скорость движения 60 км/ч,
средняя скорость движения по грунтовой дороге 4045 км/ч,
запас хода 500 км,
возможность преодолевать водную преграду глубиной до 5 метров.
Т-80
© Парк ПатриотТанк Т-80У
© Парк Патриот
Танк Т-80У
Основной танк Т-80 принят на вооружение Советской армии в 1976 году, выпускался на Кировском заводе в Ленинграде, на "Омсктрансмаше" в Омске и на Харьковском заводе имени Малышева. Ленинградский Т-80У получил газотурбинный ГТД-1000ТФ на 1100 л. с., харьковский Т-80УД — дизельный двигатель. Танк разрабатывался на базе Т-64А.
На танк установлена гладкоствольная 125-мм пушка 2А46М-1 с автоматом заряжания с электрогидравлическим приводом, спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ, зенитный 12,7-мм пулемет "Утес".
© Парк ПатриотДинамическая защита танка Т-80У
© Парк Патриот
Динамическая защита танка Т-80У
Танк Т-80У первым в мире получил встроенную динамическую защиту "Контакт-5" второго поколения. И также Т-80 — первый в мире серийный танк на газотурбинном двигателе.
На танке установлены комплекс управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс", система управления огнем 1А45. "Рефлекс" — тоже разработка тульского КБП. Комплекс предназначен для ведения огня ПТУРами с места и на ходу, на дальность до 5 километров. "Рефлекс" также устанавливают на Т-90.
Модернизированная версия "Рефлекса" — "Рефлекс-М" — позволяет вести огонь ракетами 9М119М1 "Ингвар-М1", осколочно-фугасными 9М119Ф1. По данным СМИ, "Ингвар-М1" применяют российские войска в зоне СВО, бронепробиваемость ракет составляет около 800 мм, дальность — до 5,5 километра.
© Парк ПатриотТанк Т-90
© Парк Патриот
Танк Т-90
С 2017 по 2019 годы на "Омсктрансмаше" велась модернизация Т-80БВ до Т-80БВМ. Контракт на модернизацию заключили с Минобороны России в 2017 году на форуме "Армия". Танк производят с 2019 года по настоящее время.
© Минобороны РФТанк Т-80БВМ с динамической защитой на бортах и противодронным "мангалом" на башне в зоне СВО
© Минобороны РФ
Танк Т-80БВМ с динамической защитой на бортах и противодронным "мангалом" на башне в зоне СВО
Обновленная "восьмидесятка" получила более мощный газотурбинный двигатель ГТД-1250 на 1250 л.с., динамическую защиту третьего поколения "Реликт", 125-мм гладкоствольную пушку 2А46М-5.
Т-80 также называют "летающим" танком из-за его мощного двигателя и возможности совершать прыжки с трамплина.
Экипаж: водитель-механик, командир, наводчик.
Основные характеристики танка Т-80У:
масса 46 тонн,
максимальная скорость 70 км/ч,
средняя скорость движения по грунтовой дороге 40-45 км/ч,
запас хода 400 км,
глубина преодолеваемой водной преграды 5 метров.
Т-90
© РостехТанк Т-90
© Ростех
Танк Т-90
Основной боевой танк, принятый на вооружение российской армии в 1992 году под наименованием Т-72БУ. Производится на "Уралвагонзаводе", представляет из себя глубокую модернизацию танка Т-72Б. Разработка началась в 1980-х годах, перед инженерами стояла задача объединить в одной машине характеристики основных боевых танков Т-64, Т-72 и Т-80. После смерти главного конструктора Владимира Поткина танку присвоили название "Владимир".
В 2005 году на вооружение российской армии принят под наименованием Т-90А. Модификации Т-90АМ и Т-90МС получили наименования "Прорыв-2". В 2018 году на форуме "Армия-2018" был продемонстрирован Т-90М под наименованием "Прорыв-3", который и был принят на вооружение армии России в 2020 году как Т-90 "Прорыв".
© Минобороны РФТанк Т-90М в зоне СВО
© Минобороны РФ
Танк Т-90М в зоне СВО
Т-90 оснащен цифровым комплексом управления огня "Калина" (прицел наводчика "Сосна-У", прицел командира "Соколиный глаз", автомат сопровождения цели, стабилизатор, система ГЛОНАСС/GPS, средства связи, программно-технический комплекс взаимодействия батальона и др.). Установлен комплекс "Рефлекс-М", спаренный 7-62-мм пулемет ПКТМ, зенитный 12,7-мм "Утес" или "Корд" на более поздних версиях.
Т-90 оборудован активной защитой из комплекса оптико-электронного подавления "Штора-1". Система предназначена для противодействия управляемым ракетам с лазерным наведением, препятствия работе лазерных дальномеров и постановки дымовой завесы.
Двигатель - В-92С2, как на Т-80БВМ. На Т-90А установлена 125-мм пушка 2А46М4, Т-90М-2А46М5.
Экипаж: три человека.
Основные характеристики танка Т-90А:
масса 46,5 тонн,
максимальная скорость движения 40–45 км/ч,
средняя скорость движения по грунтовой дороге 40–45 км/ч,
запас хода 550 км,
глубина преодолеваемой водной преграды 5 метров.
Из всех вышеперечисленных танков на вооружении ВС РФ состоят Т-72БМ, Т-80У и Т-90А, по информации Минобороны России.