https://ukraina.ru/20240809/1056766156.html
Командир БАРСа-11 Ямаха и отец Андрей Дашевский: Зачем на войне нужен священник?
Командир БАРСа-11 Ямаха и отец Андрей Дашевский: Зачем на войне нужен священник? - 09.08.2024 Украина.ру
Командир БАРСа-11 Ямаха и отец Андрей Дашевский: Зачем на войне нужен священник?
Войсковой священник отец Андрей Дашевский, который служит в добровольческом отряде БАРС-11 "Кубань" на Запорожском фронте, рассказал изданию Украина.ру, почему решил духовно окормлять бойцов этого подразделения и когда те признали его своим "братаном"
2024-08-09T06:15
2024-08-09T06:15
2024-08-09T12:27
интервью
эксклюзив
сво
спецоперация
рпц
священник
тихорецк
россия
краснодарский край
михаил горбачёв
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e8/08/08/1056765619_0:189:2016:1323_1920x0_80_0_0_c8531f1dc9cafdca6981a6184ea1d220.jpg
Отец Андрей родом с Кубани, из города Тихорецка. Ему за шестьдесят. Служить в церкви начал еще при Горбачеве. Его отец был священником, два его сына и два его зятя тоже священники.Во время посещения нами располаги БАРСа-11, добровольческого отряда, который вместе с другими подразделениями российской армии в прошлом году свел на нет украинский контрнаступ, не дав ВСУ прорваться к Азовскому морю, мы поговорили не только с его бойцами, но и с отцом Андреем. При этом попросили присоединиться к нашему разговору и командира этого подразделения — Ямаху.У последнего наше издание уже брало интервью этим летом. Ямаха тоже родом с юга России — из Ставропольского края. Кадровый военный, полковник. Окончил Академию им. Фрунзе.Первый вопрос задаем ему:— Ямаха, для чего в воюющем подразделении нужен священник? Снять психологическую нагрузку и поговорить по душам? Вообще, какова роль священника в нынешней войне?— В самой постановке этих вопросов вы уже ответили на них сами. По крайней мере, я бы вам ответил так же. С приходом в БАРС-11 отца Андрея (либо если бы пришел другой священнослужитель) нам стало легче в духовном плане.Всегда говорю так: один священник в боевом подразделении заменяет десять заместителей командира по военно-политической работе и как минимум одновременно еще трех командиров подразделений. Поэтому его присутствие непосредственно в тех условиях, в которых мы находимся, для меня является большим фактором помощи и поддержки. Это очень важное направление, очень важная работа.Обращаемся к священнику:— Отец Андрей, командир сказал, что вы кто-то вроде замполита. Я не хочу сказать, что священник — это человек мирной профессии, но все-таки, почему вы, гражданский человек, решили стать, если так можно выразиться, батальонным капелланом?— Не люблю это импортное слово — "капеллан". Правильно говорить — "войсковой священник". Это хорошо звучит по-русски.Если бы не было желания самого Ямахи, то меня бы тут не было. Когда к нам в епархию пришел запрос по поводу священника, я не был знаком с командиром. Мой жизненный опыт мне подсказывает, что не всегда то, что хотят внизу, наверху считают благом. Благо разделяют на следующем этапе внизу.Сначала мы, священники, помогали воинам, вернувшимся домой, адаптироваться к мирной жизни, чтобы они могли поговорить о чем-то другом, кроме потерь, боекомплектов, линии боевого соприкосновения. Потом я приехал познакомиться с Ямахой. С какой целью ехал? Хотел понять, нужно ли это ему. Оказалось, что да. Более того, я хотел понять, это нужно только ему или бойцы тоже меня хотят видеть? И я в течение года больше приезжал как волонтер и уже здесь познакомился с ребятами. Когда я от них стал слышать слова: батюшка, хорошо бы, чтобы вы здесь были постоянно, вот тогда я и принял решение подписать контракт и приехать сюда на постоянной основе. Когда ты нужен, когда ты понимаешь степень ответственности, то есть особое желание оправдать это доверие. Вот сейчас меня командир напугал...— Чем?— (Смеется.) Тем, что войсковой священник — это как десять замполитов и три командира подразделения. Я боюсь, что столько не потяну, слишком высокая планка...— А вы до этого где служили? — В Краснодарском крае, город Тихорецк. Я настоятель строящегося храма. Как раз так получилось, что он воинский. Это двухэтажная церковь, нижняя часть которой освящена в честь Александра Невского, а верхняя, основной храм, — в честь тоже русского воина Иоанна Русского. Это святой, которого мало знают на Руси. У нас в России ему посвящены только четыре храма. В Москве, строится в Питере, строится в Батайске и в Тихорецке.Когда началась СВО, мы уже с апреля стали помогать воинам на нашем приходе. Очень большая ведется работа в этом плане, не только воспитательная, не только маскировочные сети плетутся, сухие обеды делаются... Когда воины приезжают в командировки по своим делам, то их кормят, одевают, обувают, обстирывают у нас. — С какими духовными нуждами приходят к вам бойцы? На что жалуются? — Вы знаете, воин не жалуется. Это что-то такое слюнявое. Потому что воин, особенно воин в боевом подразделении, это не нытик, который где-то в миру, там, за ленточкой, постоянно будет скулить, что у него прыщик выскочил, и как бы от этого прыщика избавиться. Это человек, который уже адаптирован к трудностям. Наоборот, он становится более замкнутым. И я свою задачу вижу в том, чтобы его разомкнуть немножко. Чтобы он в этих трудностях боевых не только жил, но и понимал, что он выполняет свой долг по защите мирных людей, и чтобы он этот мир воспринимал не как агрессивно другой, а как мир, который его любил и любит. Вот такую задачу я вижу. Вот сегодня узнал, что у одного бойца из БАРСа-11 сын погиб, который тоже тут воевал. Буду с ним разговаривать, искать слова утешения. Я всегда хочу, чтобы воином не овладело чувство ненависти. Когда провожал солдат с полигона, где они проходили подготовку, то говорил им: "Вы защитники, поэтому призваны быть ангелами света. Но ими еще нужно стать, а значит, в вас не должно быть ненависти". Да, там, по ту сторону окопов, враг, но это заблудший брат. Да, вы вынуждены поражать цели противника, вынуждены убивать. Но это не должно делаться с остервенением, с ожесточением. Это должно делаться со скорбью вынужденной необходимости. Ни в коем случае при этом не может быть какой-то особо чрезмерной радости от того, что ты кого-то убил. Ты должен помнить, что там все равно были люди, пускай заблудшие, но это были твои, пускай далекие, но все равно братья. Потому что если ожесточиться, жить гневом и желанием мстить, то это неправильно. Мы должны любить Родину, любить тех, кто остался позади нас, и с этой любовью защищать их. Эта любовь не должна перейти в месть за потерянных собратьев, за потерянных, не дай бог, близких и родных. Вернувшись с фронта с чувством мести, человек никогда не адаптируется к любви и к жизни. — А часто приходилось отпевать погибших бойцов? — Пока мне не приходилось. А дома да, к сожалению, приходилось. Последний был такой случай: парнишка молодой погиб за три недели до свадьбы. В конце мая погиб, а в июне у него должна была быть свадьба. Его отцу и матери как-то находятся слова утешения, а вот девушке, честно скажу, ничего не мог сказать. Когда ее заносили в храм, она была такая худенькая, бессильная. Я не знал, что ей сказать...— Вы все-таки человек невоенный. Если честно, не было мандража на линии боевого соприкосновения? — Не хочу врать, на самой линии соприкосновения в Запорожской области я не был, так как только зашел на контракт. Хотя как-то командир мне говорит — то ли проверял меня, то ли... поедем, отец Андрей, окопы освятим...Вот раньше под Кременной, не на самой линии боевого соприкосновения, а в 4–5 км от нее был, в минометном подразделении. Там грохало так нормально..— В подразделении атеисты есть, язычники-родноверы, мусульмане, буддисты есть или все православные и воцерковленные?— И мусульмане есть, и язычники, к сожалению, есть. С мусульманами никаких проблем нет. И православные есть. Знаете, спокойная жизнь действует разлагающе везде. Во время гонений церковь была чище, потому что те, кто любит сверху пену как с варенья снимать, они туда не приходят. Так было и в армии в 90-е. Когда там было тяжело, такие люди из нее ушли. СМИ зачастую показывают священников тогда, когда те сделали что-то неприглядное, хорошее же не покажут. Поэтому у большинства наших сограждан сложилось не очень хорошее представление о священнослужителях нашей церкви.Вот когда я был на полигоне, то меня настороженно из-за этого встретили, говоря, вот у вас в церкви то-то и то-то. Я у собеседника спрашиваю: "А вы кто по профессии?" Он: "Юрист". Говорю: "Я вот по юридической линии порядочных людей встречал очень мало. Но я ж не говорю, что все юристы — проходимцы. Поэтому давайте говорить только о нас с вами. Вот есть вы и есть я. Давайте будем судить о том, что делает каждый из нас двоих". Потом, когда в следующий раз шли с ними на полигон, я взял у бойцов "Утесы" и помог им нести. После этого братанами с ними стали (смеется).— Отец Андрей, вы сейчас встречались со священниками УПЦ? Если да, как у вас происходило общение? Находили общий язык? Они с нами, не с нами? Только честно. — Слово "честно" мне можно не добавлять — либо буду молчать, либо скажу честно. Я с ними не встречался, не приходилось, но познакомиться хочу. Но я знаю очень многих священников, которые учились тогда, когда и я учился, они были родом с Западной и Центральной Украины. Часть из них служат как в Краснодарском крае, так и в Санкт-Петербурге. Вот с ними общаюсь. Они, поскольку здесь живут, здесь и служат. Вроде как внешне правильные, а что внутри, кто его знает. Они чего-то лишнего сказать не могут, если у них родственники там находятся.— Ямаха, только честно, вы воцерковленный человек? Что, и службы по воскресеньям посещаете? Молитесь?— Вы знаете, я в первую очередь большой грешник. Всегда веровал, но сожалею о том, что мало уделял времени вере. Всегда у меня находились какие-то другие причины, чтобы не пойти в храм. Сегодня я сожалею об этом. Мне не дадут соврать мои бойцы, я призываю их, в том числе и тех, кто по окончании контракта уходят на заслуженный дембель: братцы, никакого алкоголя! Этим душу не спасти. Веруйте, ходите в храм, молитесь, исповедуйтесь и причащайтесь. Призываю их по возвращении домой проводить работу по патриотическому воспитанию. За себя скажу так: я сейчас сделал в своей личной жизни один уверенный шаг по линии православной веры и понял, какая еще большая работа мне предстоит, а столько времени уже потерял, скажем, бездействуя в этом плане.Хотел бы поблагодарить отца Андрея, что пришел в наше подразделение. Путь его сюда был тернист: сначала попал в ДТП, повредил ребра. Но мы все понимали: на всё воля Божья. Отец Андрей нам в нашем БАРСе нужен. Я это точно знаю. Читайте также интервью Александра Чаленко с командиром добровольческого отряда БАРС-11 "Кубань", в котором служит о. Андрей Дашевский: Командир БАРСА-11 Ямаха: С Украиной будем воевать от 3 до 7 лет, с НАТО — вдвое дольше
https://ukraina.ru/20240718/1056314133.html
https://ukraina.ru/20240731/1056570625.html
https://ukraina.ru/20240713/1056231514.html
https://ukraina.ru/20240716/1056273151.html
тихорецк
россия
краснодарский край
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2024
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e8/08/08/1056765619_0:0:2016:1512_1920x0_80_0_0_dc8702f31bd4d2e16b55be2c71cd269a.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
интервью, эксклюзив, сво, спецоперация, рпц, священник, тихорецк, россия, краснодарский край, михаил горбачёв, семенов андрей, александр чаленко, украина.ру, вооруженные силы украины, упц
Отец Андрей родом с Кубани, из города Тихорецка. Ему за шестьдесят. Служить в церкви начал еще при Горбачеве. Его отец был священником, два его сына и два его зятя тоже священники.
Во время посещения нами располаги БАРСа-11, добровольческого отряда, который вместе с другими подразделениями российской армии в прошлом году свел на нет украинский контрнаступ, не дав
ВСУ прорваться к
Азовскому морю, мы поговорили не только с его бойцами, но и с отцом Андреем. При этом попросили присоединиться к нашему разговору и командира этого подразделения —
Ямаху.
У последнего наше издание уже брало
интервью этим летом. Ямаха тоже родом с юга
России — из
Ставропольского края. Кадровый военный, полковник. Окончил Академию им. Фрунзе.
Первый вопрос задаем ему:
— Ямаха, для чего в воюющем подразделении нужен священник? Снять психологическую нагрузку и поговорить по душам? Вообще, какова роль священника в нынешней войне?
— В самой постановке этих вопросов вы уже ответили на них сами. По крайней мере, я бы вам ответил так же. С приходом в БАРС-11 отца Андрея (либо если бы пришел другой священнослужитель) нам стало легче в духовном плане.
Всегда говорю так: один священник в боевом подразделении заменяет десять заместителей командира по военно-политической работе и как минимум одновременно еще трех командиров подразделений. Поэтому его присутствие непосредственно в тех условиях, в которых мы находимся, для меня является большим фактором помощи и поддержки. Это очень важное направление, очень важная работа.
— Отец Андрей, командир сказал, что вы кто-то вроде замполита. Я не хочу сказать, что священник — это человек мирной профессии, но все-таки, почему вы, гражданский человек, решили стать, если так можно выразиться, батальонным капелланом?
— Не люблю это импортное слово — "капеллан". Правильно говорить — "войсковой священник". Это хорошо звучит по-русски.
Если бы не было желания самого Ямахи, то меня бы тут не было. Когда к нам в епархию пришел запрос по поводу священника, я не был знаком с командиром. Мой жизненный опыт мне подсказывает, что не всегда то, что хотят внизу, наверху считают благом. Благо разделяют на следующем этапе внизу.
Сначала мы, священники, помогали воинам, вернувшимся домой, адаптироваться к мирной жизни, чтобы они могли поговорить о чем-то другом, кроме потерь, боекомплектов, линии боевого соприкосновения. Потом я приехал познакомиться с Ямахой. С какой целью ехал? Хотел понять, нужно ли это ему. Оказалось, что да.
Более того, я хотел понять, это нужно только ему или бойцы тоже меня хотят видеть? И я в течение года больше приезжал как волонтер и уже здесь познакомился с ребятами.
Когда я от них стал слышать слова: батюшка, хорошо бы, чтобы вы здесь были постоянно, вот тогда я и принял решение подписать контракт и приехать сюда на постоянной основе. Когда ты нужен, когда ты понимаешь степень ответственности, то есть особое желание оправдать это доверие.
Вот сейчас меня командир напугал...
— (Смеется.) Тем, что войсковой священник — это как десять замполитов и три командира подразделения. Я боюсь, что столько не потяну, слишком высокая планка...
— А вы до этого где служили?
— В
Краснодарском крае, город Тихорецк. Я настоятель строящегося храма. Как раз так получилось, что он воинский. Это двухэтажная церковь, нижняя часть которой освящена в честь
Александра Невского, а верхняя, основной храм, — в честь тоже русского воина
Иоанна Русского. Это святой, которого мало знают на Руси. У нас в России ему посвящены только четыре храма. В
Москве, строится в Питере, строится в
Батайске и в Тихорецке.
Когда началась СВО, мы уже с апреля стали помогать воинам на нашем приходе. Очень большая ведется работа в этом плане, не только воспитательная, не только маскировочные сети плетутся, сухие обеды делаются... Когда воины приезжают в командировки по своим делам, то их кормят, одевают, обувают, обстирывают у нас.
— С какими духовными нуждами приходят к вам бойцы? На что жалуются?
— Вы знаете, воин не жалуется. Это что-то такое слюнявое. Потому что воин, особенно воин в боевом подразделении, это не нытик, который где-то в миру, там, за ленточкой, постоянно будет скулить, что у него прыщик выскочил, и как бы от этого прыщика избавиться.
Это человек, который уже адаптирован к трудностям. Наоборот, он становится более замкнутым. И я свою задачу вижу в том, чтобы его разомкнуть немножко. Чтобы он в этих трудностях боевых не только жил, но и понимал, что он выполняет свой долг по защите мирных людей, и чтобы он этот мир воспринимал не как агрессивно другой, а как мир, который его любил и любит. Вот такую задачу я вижу.
Вот сегодня узнал, что у одного бойца из БАРСа-11 сын погиб, который тоже тут воевал. Буду с ним разговаривать, искать слова утешения.
Я всегда хочу, чтобы воином не овладело чувство ненависти. Когда провожал солдат с полигона, где они проходили подготовку, то говорил им: "Вы защитники, поэтому призваны быть ангелами света. Но ими еще нужно стать, а значит, в вас не должно быть ненависти".
Да, там, по ту сторону окопов, враг, но это заблудший брат. Да, вы вынуждены поражать цели противника, вынуждены убивать. Но это не должно делаться с остервенением, с ожесточением. Это должно делаться со скорбью вынужденной необходимости.
Ни в коем случае при этом не может быть какой-то особо чрезмерной радости от того, что ты кого-то убил. Ты должен помнить, что там все равно были люди, пускай заблудшие, но это были твои, пускай далекие, но все равно братья.
Потому что если ожесточиться, жить гневом и желанием мстить, то это неправильно. Мы должны любить Родину, любить тех, кто остался позади нас, и с этой любовью защищать их. Эта любовь не должна перейти в месть за потерянных собратьев, за потерянных, не дай бог, близких и родных. Вернувшись с фронта с чувством мести, человек никогда не адаптируется к любви и к жизни.
— А часто приходилось отпевать погибших бойцов?
— Пока мне не приходилось. А дома да, к сожалению, приходилось. Последний был такой случай: парнишка молодой погиб за три недели до свадьбы. В конце мая погиб, а в июне у него должна была быть свадьба. Его отцу и матери как-то находятся слова утешения, а вот девушке, честно скажу, ничего не мог сказать. Когда ее заносили в храм, она была такая худенькая, бессильная. Я не знал, что ей сказать...
— Вы все-таки человек невоенный. Если честно, не было мандража на линии боевого соприкосновения?
— Не хочу врать, на самой линии соприкосновения в
Запорожской области я не был, так как только зашел на контракт. Хотя как-то командир мне говорит — то ли проверял меня, то ли... поедем, отец Андрей, окопы освятим...
Вот раньше под
Кременной, не на самой линии боевого соприкосновения, а в 4–5 км от нее был, в минометном подразделении. Там грохало так нормально..
— В подразделении атеисты есть, язычники-родноверы, мусульмане, буддисты есть или все православные и воцерковленные?
— И мусульмане есть, и язычники, к сожалению, есть. С мусульманами никаких проблем нет. И православные есть. Знаете, спокойная жизнь действует разлагающе везде. Во время гонений церковь была чище, потому что те, кто любит сверху пену как с варенья снимать, они туда не приходят. Так было и в армии в 90-е. Когда там было тяжело, такие люди из нее ушли.
СМИ зачастую показывают священников тогда, когда те сделали что-то неприглядное, хорошее же не покажут. Поэтому у большинства наших сограждан сложилось не очень хорошее представление о священнослужителях нашей церкви.
Вот когда я был на полигоне, то меня настороженно из-за этого встретили, говоря, вот у вас в церкви то-то и то-то. Я у собеседника спрашиваю: "А вы кто по профессии?" Он: "Юрист". Говорю: "Я вот по юридической линии порядочных людей встречал очень мало. Но я ж не говорю, что все юристы — проходимцы. Поэтому давайте говорить только о нас с вами. Вот есть вы и есть я. Давайте будем судить о том, что делает каждый из нас двоих". Потом, когда в следующий раз шли с ними на полигон, я взял у бойцов "Утесы" и помог им нести. После этого братанами с ними стали (смеется).
— Отец Андрей, вы сейчас встречались со священниками УПЦ? Если да, как у вас происходило общение? Находили общий язык? Они с нами, не с нами? Только честно. — Слово "честно" мне можно не добавлять — либо буду молчать, либо скажу честно. Я с ними не встречался, не приходилось, но познакомиться хочу.
Но я знаю очень многих священников, которые учились тогда, когда и я учился, они были родом с Западной и Центральной Украины. Часть из них служат как в Краснодарском крае, так и в
Санкт-Петербурге. Вот с ними общаюсь. Они, поскольку здесь живут, здесь и служат. Вроде как внешне правильные, а что внутри, кто его знает. Они чего-то лишнего сказать не могут, если у них родственники там находятся.
— Ямаха, только честно, вы воцерковленный человек? Что, и службы по воскресеньям посещаете? Молитесь?
— Вы знаете, я в первую очередь большой грешник. Всегда веровал, но сожалею о том, что мало уделял времени вере. Всегда у меня находились какие-то другие причины, чтобы не пойти в храм. Сегодня я сожалею об этом.
Мне не дадут соврать мои бойцы, я призываю их, в том числе и тех, кто по окончании контракта уходят на заслуженный дембель: братцы, никакого алкоголя! Этим душу не спасти. Веруйте, ходите в храм, молитесь, исповедуйтесь и причащайтесь.
Призываю их по возвращении домой проводить работу по патриотическому воспитанию.
За себя скажу так: я сейчас сделал в своей личной жизни один уверенный шаг по линии православной веры и понял, какая еще большая работа мне предстоит, а столько времени уже потерял, скажем, бездействуя в этом плане.
Хотел бы поблагодарить отца Андрея, что пришел в наше подразделение. Путь его сюда был тернист: сначала попал в ДТП, повредил ребра. Но мы все понимали: на всё воля Божья. Отец Андрей нам в нашем БАРСе нужен. Я это точно знаю.
Читайте также интервью Александра Чаленко с командиром добровольческого отряда БАРС-11 "Кубань", в котором служит о. Андрей Дашевский: Командир БАРСА-11 Ямаха: С Украиной будем воевать от 3 до 7 лет, с НАТО — вдвое дольше