Передача Крыма УССР и переписывание истории - 19.02.2024 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История обложка
История

Передача Крыма УССР и переписывание истории

Читать в
Ещё 25 апреля прошлого года председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов заявил, что поручил проработать обращение в Конституционный суд России об отмене акта 1954 года о передаче Крымской области из РСФСР в состав Украинской ССР. Правда, целесообразность реализации этой инициативы вызывает сомнения
70 лет назад, 19 февраля 1954 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из РСФСР в УССР. Обоснование – общность экономики, территориальная близость и тесные хозяйственные и культурные связи.
Президиум ВС действительно не имел права передавать область из состава одной республики в состав другой, но он этого и не делал!
Напомним хронологию событий.
Мы не знаем, когда кто и зачем первый предложил передать Крым в состав Украины. По этому поводу существует ряд гипотез разной степени фантастичности. Разбирать эти гипотезы интересно, но не продуктивно.
Пользуясь "бритвой Оккама" просто остановимся на самой очевидной, прямо указанной в документе причине – Крым был и даже сейчас частично остаётся зависимым от поставок электроэнергии, воды и других ресурсов с территории Украины. Логично считать территорию Крыма и прилегающей Таврии единым хозяйственным комплексом и оставить его под единым управлением.
25 января 1954 года на прошедшем под председательством Георгия Маленкова заседании Президиума ЦК КПСС был утверждён проект соответствующего Указа.
Регионы России. Крым - РИА Новости, 1920, 05.11.2023
Константинов: Решение о передаче Крыма Украине - преступление Передача крымского полуострова Украинской ССР в 1954 году была проведена кулуарно, это решение является преступлением, заявил глава крымского парламента Владимир Константинов. Об этом 5 ноября сообщили журналисты РИА Новости
Причём там были заметны следы некоторой дискуссии. Например, первого секретаря Крымского обкома КПСС Павла Титова перевели в Москву на пост замминистра сельского хозяйства РСФСР. Как считается – за сопротивление передаче Крыма. Формально пост заместителя республиканского министра был ниже поста областного первого секретаря, но перевод в Москву наказанием ни в коей мере не являлся. И уж тем более никак не отразилось сопротивление этому решению на карьере первого секретаря ЦК КПУ Алексея Кириченко. Правда, о том, что он был против, мы знаем из воспоминаний Леонида Кравчука, который, что называется, свечку не держал. Кстати, в то, что Кириченко возражал, мы верим – Крым действительно был дотационным.
Интересно, что на заседании Президиума ЦК председательствовал не первый секретарь, который сам же выступил с этой инициативой. Правда это никак не свидетельствует о неважности решения – член политбюро и секретарь ЦК по весомости первому секретарю уступал лишь незначительно, тем более, что в то время Никита Хрущёв был просто "первым среди равных" в коллективном руководстве КПСС.
Самый важный момент. Сейчас можно прочитать, что "такие вещи решают не в рамках принятия партийных решений". Это не так. В рамках существовавшей тогда в СССР системы без решения президиума ЦК никакое решение не то, что не было легитимным, а вообще не могло состояться. Все без исключения решения, по которым Россия считает себя преемником СССР принимались на уровне руководства коммунистической партии.
Следующий этап – 5 февраля было принято постановление Совета Министров РСФСР, в котором тот обратился к Президиуму ВС РСФСР с просьбой предложить Президиуму ВС СССР принять соответствующий указ. В тот же день Президиум ВС РСФСР это сделал. 12 февраля с соответствующей просьбой в ВС СССР обратился Президиум ВС УССР. По мнению ряда юристов, президиумы ВС союзных республик не имели права принимать такие решения и нужна была инициатива Верховного Совета. Мы с юристами не спорим, просто отмечаем, что сейчас уже невозможно установить, насколько это мнение соответствует действительности – разъяснить его могли бы только полномочные органы Союза ССР, который сейчас немного не существует.
П/к на тему: Петр Порошенко уже приступил к фальсификации президентских выборов - РИА Новости, 1920, 19.02.2019
За что главный волюнтарист страны подарил Крым УкраинеДепутат Государственной Думы объяснил изданию Украина.ру, что благодаря Указу Сталина от 1948 года Севастополь в отличие от полуострова вообще никогда не передавался Киеву
Таким образом, Президиум ВС СССР принял решение от 19 февраля не с бухты-барахты, а в ответ на просьбу соответствующих органов обоих союзных республик. Разумеется, просьбы эти были инспирированы соответствующей политико-идеологической инстанцией, но, повторимся, так тогда всё делалось и, более того, в современных многопартийных демократиях тоже так делается – инициатором решения Верховной Рады Украины о проведении досрочных выборов в Киеве в 2008 году было руководство партии "Батькивщина".
На Указе Президиума дело не закончилось.
26 апреля Верховный Совет СССР принял закон "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР", которым постановил внести соответствующие изменения в статьи 22 и 23 Конституции СССР. Юристы уверяют, что так делать нельзя, потому что для изменения Конституции нужно 2/3 голосов, но что-то нам подсказывает, что в ВС СССР решения принимались не двумя третями, а 99,9% голосов – так избирались и сами депутаты.
2 июня были приняты изменения в Конституцию РСФСР, а 17 июня – в Конституцию УССР. Помимо включения в состав Украины Крымской области этим актом также ликвидировалась Измаильская область, переименовывалась Каменец-Подольская область и образовывалась Черкасская область.
Т.о., решения о передаче Крыма из состава России в состав Украины принимались не Президиумами ВС, а самими ВС – с внесением соответствующих изменений в Конституции.
Разумеется, всё делалось не так, как должно было бы делаться в федерации. По логике, это РСФСР должна была предложить передать область в состав УССР, а ВС СССР должен был только согласиться с соответствующим решением. Но это скорее относится к дизайну, чем к юридической состоятельности.
Андрей Бакланов интервью - РИА Новости, 1920, 16.03.2023
Андрей Бакланов: Передача Крыма Украине в 1954 году воспринималась как праздник, а обернулось войной
Отдельно можно упомянуть о проблеме статуса Севастополя, который был городом республиканского подчинения. Но тут у нас присутствует подмена понятий – Севастополь не имел особого статуса, который у него есть сейчас. Территориально он входил в состав Крымской области. Этот факт легко установить, заглянув в действовавшую тогда Конституцию РСФСР. Представители Севастополя, кстати, участвовали в процессе передачи Крыма на всех этапах – разве что депутатов от Крыма и Севастополя не должно было быть в составе ВС УССР.
Мы, разумеется, ни в коем случае не хотим как-то покушаться на компетентность соответствующих органов Российской Федерации, которые уже сочли решение о передаче Крыма в состав УССР не соответствующим Конституции СССР. Мы даже верим, что так оно и есть – мы-то не юристы. Но с точки зрения обычной логики речь идёт всё же не о заведомо неправомочном решении Президиума ВС СССР, а о совместной работе нескольких инстанций как СССР, так и союзных республик. И отменять надо не решение Президиума, а законы о внесении изменений в Конституции.
Впрочем, есть тут и логическая бессмыслица.
Во-первых, мы говорим об органах власти и субъектах права которых давным-давно не существует. Повторимся – в остальных случаях мы их решения считаем правомочными и современные решения базируем на них.
Во-вторых, отмена решений о передаче Крыма в состав Украины делает юридически ничтожными все последующие решения, включая преобразовании области в республику и проведение референдума 20 января 1991 года. Мы уверены, что оно нам надо?
Регионы России. Крым - РИА Новости, 1920, 23.09.2023
"Крым юридически ни дня не находился на законных основаниях в составе УССР" - ТрофимовПри передаче Крыма в 1954 году была нарушена Конституция СССР, заявил сопредседатель специальной рабочей группы, глава комитета по законодательству крымского парламента Сергей Трофимов. Об этом сообщили РИА Новости
В-третьих, по сути тогда Россия ничего не потеряла. Речь шла о чисто административной рокировке, в результате которой Крым всё равно оставался в составе единого государства – СССР.
Действительно Россия отказалась от Крыма в 1990-х, когда, например, ни слова о полуострове не было сказано ни в Декларации о суверенитете, ни в Конституции, ни в "Большом договоре" с Украиной. Почему бы эти акты не признать никогда не существовавшими?
Переписывание истории задним числом, тем более – на уровне юридических решений, вообще выглядит немного неправильно. Одно дело – дать политико-юридическую оценку, другое дело – отменить решение и, таким образом, стереть всю часть истории страны с этим решением связанным. Мы что, будем как это у Оруэлла делалось – писать альтернативную историю Крыма с учётом того, что он не передавался?
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала