Платон Беседин о скандалах в шоу-бизнесе и плей-листе русского патриота - 27.11.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура обложка
Культура

Платон Беседин о скандалах в шоу-бизнесе и плей-листе русского патриота

© из личного архиваПлатон Беседин интервью
Платон Беседин интервью
Читать в
Украинская и российская эстрада будут все больше политизироваться, но настоящие чувства и эмоции пробуждает совсем другая музыка.
Об этом в интервью изданию Украина.ру рассказал писатель, публицист, автор телеграм-канала Платон Беседин.
– Платон, мы с вами говорили о рок-музыке, о кино и архитектуре в России и на Украине – сейчас, во время военного конфликта. Давайте поговорим о музыкальной эстраде, о поп-исполнителях и скандалах вокруг них.
То и дело российские и украинские артисты попадают в один и тот же скандал: СМИ и публика стараются выяснить политическую позицию исполнителя, высказывания на тему СВО становятся важнее творчества артиста. В одном из интервью вы рассказывали мне о парадоксе Ивана Урганта, который, не делая никаких заявлений, получил репутацию артиста, который "против".
Еще один яркий пример – Ани Лорак (Каролина Куек), которую, с самого начала конфликта, "подозревают" в неправильной, "недостаточно патриотичной" позиции то российские, то украинские поклонники, журналисты требуют от нее ответа, а общественник Виталий Бородин написал на нее множество заявлений в прокуратуру и другие инстанции. Все эти проверки показали, что к финансированию ВСУ Лорак отношения не имеет, но концерты ее в России отменяются. Почему все это происходит?
– Дело в том, что поп-музыка – это одна из видимых сторон так называемой элиты. Не высшего уровня, но в потребительском, мещанском представлении – да. У Эдуарда Лимонова была замечательная книга, на мой взгляд, жутко недооцененная – "Дисциплинарный санаторий". Там он писал, что в мире, похожем на дисциплинарный санаторий, роль героев играют эти самый селебрити. Прежде всего – поп-звезды.
Действительно, это так, потому что наши дети и внуки, да и мы сами очень долгое время ориентировались на звезд, они становились универсальными ролевыми моделями для подражания. В этом Россия и Украина добились одинаковых результатов.
Платон Беседин
Платон Беседин: кто он Писатель, публицист, литературный критик
Вместе с этим, у всей этой тусовки, которая жила сытно и охранялась лучше, чем нефтегазовый бизнес, считалось правильным и единственно верным быть глубоко аполитичными людьми. Однако страна, в свои переломные моменты, нуждалась в активизации всех сил: в триггерные моменты эти звезды привлекались в качестве лидеров общественного мнения, путеводных звезд, за которыми должны были идти все остальные. Так было и в 96-м, когда [Борис] Ельцин выплясывал на сцене, и потом.
Однако так получилось, что вся эта политическая история, прежде всего, на Украине затянулась. Сейчас ты уже обязан быть частью политики. Поэтому примерно с 2013-го года украинские поп-звезды окончательно сели на политическую иглу. Они понимали, что не отвертеться: вот Крым вернулся в Россию, вот Донбасс полыхает.
Понятно, что большая часть из них сделали выбор в пользу Украины, хотя некоторые и выбрали сердцем Россию — например, Таисия Повалий, хотя это и не дало ей никаких существенных дивидендов.
А были те, кто просто болтался, и говорил, что музыка вне политики: Вера Брежнева, Светлана Лобода. Вели они себя очень лицемерно, "и вашим, и на нашим". Например, София Ротару, которая и АТО помогала, и виллу в Крыму имела. Кстати, как и [Владимир] Зеленский.
– А потом эти изменения произошли и в России?
– Да, вся эта пропитанная политикой история добралась и до России. Понятно, что это произошло 24 февраля 2022 года. Уже нельзя было отделаться фразой "музыка вне политики", потому что это уже не была политика – это чьи-то жизни, чьи-то судьбы.
Тут многие определились, или сделали вид, что определились. Такие как Лобода ушли в западный контекст, постарались интегрироваться в западный шоу-бизнес. Амбициозная идея.
А в России патриотом, в общем-то, и не выгодно быть: не факт, что вся твоя аудитория пропитана этой Z-патриотикой.
Прежде всего, это всегда история о деньгах, о том, как не рассориться с госкомпаниями, как не потерять корпоративы. Поэтому они вынуждены быть в тренде, грубо говоря.
– А аудитории, поклонникам это на самом деле интересно?
– Я думаю, что есть заинтересованная группа людей, которая действительно переживает за происходящее, для них это важно. Для многих (я не рискую сказать для большинства) – плевать, но для некоторых это действительно важно. Зависит от человека, конечно. Но, в целом, люди просто хотят, чтобы их развлекали.
Но если бы это было так принципиально и для тех, кто создает шоу, и для тех, кто его потребляет – мы сейчас увидели бы новые лица и имена, новые, настоящие истории. Не сежиссированные продюсерами на волне патриотического хайпа, а искренне, по-настоящему.
– То есть действительно может быть человек, который всю жизнь любил музыку, например, группы "Би-2", но после высказываний Лёвы [Егор Бортник]* перестал ее слушать?
– Такое бывает, да. Если человек болезненно воспринимает происходящее, если у него кто-то близкий был ранен, погиб, а потом он слышит что-то такое, то и песню, которую слушал всю жизнь, он начинает воспринимать через другую призму.
Я лично знаю очень много людей, которые разочаровались сначала в персоналиях, а потом – в песнях, например, [Андрея] Макаревича* или [Бориса] Гребенщикова*. Песни, написанные даже 30 лет назад, все равно теперь звучат сквозь призму сегодняшней позиции, высказываний.
Честно могу сказать: я не слушал последние альбомы Гребенщикова*.
Позиция меняет и самого артиста, когда он пускает в свое творчество политику, оно становится иным.
– О чем говорит ситуация с Ани Лорак?
– Насколько я знаю, для нее все закончилось неплохо. Ее взяли в жюри большого конкурса на федеральном канале, она выступила в Crocus City Hall с [Филиппом] Киркоровым, и, вообще, понятно, что он всю жизнь ее лоббировал и продвигал.
У меня только один вопрос: неужели, когда идет СВО, когда там ребята погибают, у нас нет никого, кого можно посадить в жюри этого шоу, кроме Лорак? Тоже, на мой взгляд, очень неуместного. Есть же какое-то чувство меры, чувство такта: она там лишняя, ни к чему.
Можно, конечно, дальше делать вид, что ничего не изменилось, шутить, ставить "Голубые огоньки" со всеми этими рожами, которые мы видели на протяжении десятилетий… Но неужели у нас за все это время не появилось никого, чье творчество резонирует с нынешними временами?
Я бы сделал шоу с нормальными пацанами из народа, которых никто не знает, но они настоящие. Смотреть его, конечно, никто бы не стал. Провел бы большой конкурс, кастинг по всей стране.
– Еще один из последних скандалов в поп-музыке – с Ромой Зверем [Романом Билыком], солистом "Зверей". Он высказался против СВО, а потом поехал выступать перед военными. Конечно же, попал в немилость у украинской аудитории, Андрей Хлывнюк [фронтмен группы "Бумбокс"] записал ему видео с беспилотником: "Рома, извини, у меня самолет". Парадокс Билыка же в том, что он в Донбасс съездил, а в общественном мнении остался тем, кто "против".
– Сложно сказать, что думает сам Рома Зверь, что им руководило. Во-первых, у него украинские корни, он жил в Мариуполе, поэтому, конечно, в начале ему было больно, страшно.
Потом он или что-то осознал, или сыграла роль отмена его концертов и выступлений. Ему и сказали: "Чувак, ты же не будешь как [Максим] Галкин* десять человек собирать и за кока-колу работать?"
Но я видел это видео [из зоны боевых действий], и мне показалось – по его глазам, по физиогномике, что он, как минимум, проникся тем, что там происходит.
Ну а Хлывнюк – что тут такого? Рок-музыкант потроллил рок-музыканта. В Украине – можно смеяться, но – они всерьез воюют, в том числе и музыканты, артисты. Для них это реальная война.
– Будет ли эстрада еще больше политизироваться?
– Да, безусловно. Так было всегда. Мадонна – это крайне политизированная история, Леди Гага – это крайне политизированная история. Политизация, радикализация будет только расти. А российский рынок очень замкнут, и будет дальше крайне ограничен. Какие сейчас есть пути у артистов? Либо петь такое коллективное "Офицеры, офицеры" со всех площадок, либо как-то пытаться связываться с Западом.
– Каким можно сейчас представить себе плей-лист российского патриота?
– Нормальный, обычный плей-лист: хорошая, качественная музыка, которая рождает чувства и эмоции. Я точно знаю, кого там не будет: людей, которые, как говорил [Виталий] Кличко, "окрасили себя в эти цвета, потому что окрасили".
А так, там будут все те же ребята: найдется место и тому же [Юрию] Шевчуку с его "Это все", "Что такое осень", "Еду я на Родину", и Александру Ф. Скляру – "Улочки московские". Там будет обязательно "Кино" - музыка, которая сейчас, как никогда, актуальна, [Виктор] Цой переживает очередной виток актуальности.
Там будет даже хороший русский рэп, где ребята будут читать о Родине – и там будут совершенно разные персонажи: как "25/17", так и группа "Каста", которая, вроде не особо эту всю историю поддерживают, но они же не смогут отменить свою песню "Есть вещи на порядок выше, слышишь".
Там будут и современные ребята, обязательно будет Игорь Растеряев – на мой взгляд, человек очень живой, искренний, русский; обязательно будет наша советская эстрада – без нее вообще никак. Мы недавно делали поэтический вечер и пели "Десятый наш десантный батальон" - это так будоражит кровь, что она закипает.
Обязательно будет там наша классическая музыка, [Сергея] Прокофьева, [Петра] Чайковского – все то, чем может гордиться Россия, что укрепляет и славит Россию, не в форме лозунгов, а в форме созидания.
*Лица выполняют функцию иноагентов в РФ
Dark Ducks
Последний из "темных уток". Как японцы полюбили "Катюшу"В Японии, в возрасте 93-х лет скончался певец Хадзимэ Тоояма – последний живой участник легендарного музыкального квартета Dark Ducks, который прославился исполнением советских песен, сделав их широко популярными среди японской аудитории.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала