https://ukraina.ru/20230709/1047880452.html
"Вокруг Булгакова": почему Сталин запретил пьесу о Сталине
"Вокруг Булгакова": почему Сталин запретил пьесу о Сталине - 09.07.2023 Украина.ру
"Вокруг Булгакова": почему Сталин запретил пьесу о Сталине
Посетив МХАТ 10 октября 1939 года Сталин заговорил с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко о новой (как оказалось – последней) пьесе Булгакова "Батум" и сказал ему следующее: "все дети и все молодые люди одинаковы. Не надо ставить пьесу о молодом Сталине". Но почему? Ведь пьесы о молодом Ленине ставились…
2023-07-09T11:25
2023-07-09T11:25
2023-07-09T11:25
"вокруг булгакова"
эксклюзив
михаил булгаков
драматург
иосиф сталин
литература
история
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103037/82/1030378202_0:15:900:521_1920x0_80_0_0_7f7d98f24e7394ff20b1f43870d5ead2.jpg
Понятно, что прямого и полного ответа на этот вопрос нет и быть не может. Свои мотивы мог бы объяснить только сам Иосиф Сталин, но мы в спиритизм не верим (равно как не верил в него и сам Булгаков).Версию о том, что Булгаков написал хорошую пьесу про плохого Сталина, которые делает ужасные вещи, мы отметаем – Сталин расстреливал за саму возможность написать такую пьесу.Из всех версий запрета пьесы наиболее жизненными нам кажутся две.Во-первых, Булгаков случайным, нечувственным образом мог зацепить какие-то моменты, которые сам Сталин не считал нужным выпячивать.Например, мраком неизвестной тайны покрыта причина, по которой Сталина выставили из семинарии. Называется невозможность оплатить обучение или неявка на экзамен. То и другое не влекло за собой немедленного исключения.Или, например, убийство рабочего, который считался полицейским провокатором, во время забастовки в Батуми. Сталин, разумеется, его не осуществлял и даже не обязательно о нем знал. Но момент в любом случае не слишком приятный.Отметим, однако, что ничего такого, что шло бы вразрез официальной партийной линии в освещении этих событий, Булгаков не пишет.Исключение Сталина из семинарии представлено точно так, как представлял его сам Сталин. Более того – сцена эта представлена ярко и красиво – Сталин (ему в то время было 19 лет) вступает в противоборство с ректором, ведёт себя независимо, говорит остроумно и выходит из неё моральным победителем. Сталин, разумеется, знал, как оно было, но действительно ли он мог увидеть здесь какой-то криминал?Об убийстве же рабочего просто ничего не сказано: нет человека – нет проблемы. Но кто сказал, что эта сцена обязательно должна была быть?В пьесе, правда, присутствует масса деталей, которые могли иметь значение. Например, Сталина в тюрьме избивают полицейские. Бог знает, что мог по этому поводу подумать Сталин в 1939 году, когда особые методы допросов активно применялись НКВД. Хотя напрашивалось объяснение – это оправдание жестокости современных автору следователей ссылкой на жестокость их предшественников. И тут крамола действительно есть – ведь по официальной-то точке зрения имело место торжество социалистической законности…В конце концов, другим-то писать разрешалось. Мы имеем в виду фундаментальную книгу Лаврения Берия "К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье", изданную в 1935 году (Булгаков ею конечно же пользовался).Во-вторых, булгаковский план пьесы о Сталине вступал в противоречие с тем, что современные политтехнологи называют "ядром положительного образа".В 1939 году Сталин уже полностью вжился в образ создателя государства. Причём, на фоне оппозиционной революционной риторики всё более чётко проявлялась усвоенная вождём имперская эстетика и имперская логика – вплоть до "естественных границ" СССР, которые во многих случаях совпадали с границами Российской империи, и целей внешней политики – вплоть до контроля над черноморскими проливами (в 1945 году Сталин озвучил Черчиллю заинтересованность в получении военной базы в Турции).И вот на этом фоне появляется пьеса про юного Сталина, который предстаёт не строителем, а разрушителем государства. Понятно, что вины Сталин тут нет – речь идет и о разных требованиях исторического момента, и о чисто возрастных моментах (почти все, кто в 20 лет был радикалом, к 50-ти стают консерваторами – Сталин Немировичу-Данченко об этом и сказал). И, тем не менее, конфликт присутствует. Да, он не бросается в глаза, но…Отметим, кстати, что пьесы о молодом Ленине в обязательном порядке включали известную фразу – "мы пойдём другим путём". Образ Ленина изначально конструировался как центристский между слишком радикальными и слишком умеренными революционерами.Произведение, заставляющее задуматься над тем, как Джугашвили превратился в Сталина и в чем их различия, явно было не к месту.
https://ukraina.ru/20230625/1047530893.html
https://ukraina.ru/20230702/1047741450.html
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103037/82/1030378202_161:0:900:554_1920x0_80_0_0_e8777a6cc3605daafec9c5f1cc5dfe9e.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
эксклюзив, михаил булгаков, драматург, иосиф сталин, литература, история
"Вокруг Булгакова": почему Сталин запретил пьесу о Сталине
Посетив МХАТ 10 октября 1939 года Сталин заговорил с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко о новой (как оказалось – последней) пьесе Булгакова "Батум" и сказал ему следующее: "все дети и все молодые люди одинаковы. Не надо ставить пьесу о молодом Сталине". Но почему? Ведь пьесы о молодом Ленине ставились…
Понятно, что прямого и полного ответа на этот вопрос нет и быть не может. Свои мотивы мог бы объяснить только сам Иосиф Сталин, но мы в спиритизм не верим (равно как не верил в него и сам Булгаков).
Версию о том, что Булгаков написал хорошую пьесу про плохого Сталина, которые делает ужасные вещи, мы отметаем – Сталин расстреливал за саму возможность написать такую пьесу.
Из всех версий запрета пьесы наиболее жизненными нам кажутся две.
Во-первых, Булгаков случайным, нечувственным образом мог зацепить какие-то моменты, которые сам Сталин не считал нужным выпячивать.
Например, мраком неизвестной тайны покрыта причина, по которой Сталина выставили из семинарии. Называется невозможность оплатить обучение или неявка на экзамен. То и другое не влекло за собой немедленного исключения.
Или, например, убийство рабочего, который считался полицейским провокатором, во время забастовки в Батуми. Сталин, разумеется, его не осуществлял и даже не обязательно о нем знал. Но момент в любом случае не слишком приятный.
Отметим, однако, что ничего такого, что шло бы вразрез официальной партийной линии в освещении этих событий, Булгаков не пишет.
Исключение Сталина из семинарии представлено точно так, как представлял его сам Сталин. Более того – сцена эта представлена ярко и красиво – Сталин (ему в то время было 19 лет) вступает в противоборство с ректором, ведёт себя независимо, говорит остроумно и выходит из неё моральным победителем. Сталин, разумеется, знал, как оно было, но действительно ли он мог увидеть здесь какой-то криминал?
Об убийстве же рабочего просто ничего не сказано: нет человека – нет проблемы. Но кто сказал, что эта сцена обязательно должна была быть?
В пьесе, правда, присутствует масса деталей, которые могли иметь значение. Например, Сталина в тюрьме избивают полицейские. Бог знает, что мог по этому поводу подумать Сталин в 1939 году, когда особые методы допросов активно применялись НКВД. Хотя напрашивалось объяснение – это оправдание жестокости современных автору следователей ссылкой на жестокость их предшественников. И тут крамола действительно есть – ведь по официальной-то точке зрения имело место торжество социалистической законности…
В конце концов, другим-то писать разрешалось. Мы имеем в виду фундаментальную книгу Лаврения Берия "К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье", изданную в 1935 году (Булгаков ею конечно же пользовался).
Во-вторых, булгаковский план пьесы о Сталине вступал в противоречие с тем, что современные политтехнологи называют "ядром положительного образа".
В 1939 году Сталин уже полностью вжился в образ создателя государства. Причём, на фоне оппозиционной революционной риторики всё более чётко проявлялась усвоенная вождём имперская эстетика и имперская логика – вплоть до "естественных границ" СССР, которые во многих случаях совпадали с границами Российской империи, и целей внешней политики – вплоть до контроля над черноморскими проливами (в 1945 году Сталин озвучил Черчиллю заинтересованность в получении военной базы в Турции).
И вот на этом фоне появляется пьеса про юного Сталина, который предстаёт не строителем, а разрушителем государства. Понятно, что вины Сталин тут нет – речь идет и о разных требованиях исторического момента, и о чисто возрастных моментах (почти все, кто в 20 лет был радикалом, к 50-ти стают консерваторами – Сталин Немировичу-Данченко об этом и сказал). И, тем не менее, конфликт присутствует. Да, он не бросается в глаза, но…
Отметим, кстати, что пьесы о молодом Ленине в обязательном порядке включали известную фразу – "мы пойдём другим путём". Образ Ленина изначально конструировался как центристский между слишком радикальными и слишком умеренными революционерами.
Произведение, заставляющее задуматься над тем, как Джугашвили превратился в Сталина и в чем их различия, явно было не к месту.