https://ukraina.ru/20230502/1045827459.html
Российское гражданство с оговоркой
Российское гражданство с оговоркой - 02.05.2023 Украина.ру
Российское гражданство с оговоркой
Почему возможность лишения гражданства жителей возвращенных Россией территорий и беженцев по заключению ФСБ может выглядеть как нарушение прав
2023-05-02T06:02
2023-05-02T06:02
2023-05-02T12:55
эксклюзив
россия
украина
гражданство
российское гражданство
двойное гражданство
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/102207/75/1022077510_0:74:1385:853_1920x0_80_0_0_f8e2dfba47544e51e643a22381b545c9.jpg
Изменения к ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» о прекращении приобретенного гражданства России за совершение действий, создающих угрозу национальной безопасности, приняты. Цель такого решения, в общем, понятна: стабилизировать обстановку как в новых регионах, так и в целом по России, куда за год СВО въехало более 5 млн беженцев. История с Крымским мостом, а также убийства Дарьи Дугиной и Владлена Татарского (не говоря уже о бесчисленных терактах в новых регионах) требуют каких-то действий. Но в принятых изменениях к закону есть и очевидные проблемы, не обращать внимания на которые нельзя.Никто не может лишить гражданстваПодавляющее большинство СМИ написало о «лишении» гражданства, но это невозможно — статья 6 Конституции РФ гласит, что «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». О невозможности лишения гражданства говорит и п. 2 ст. 5 закона «О гражданстве Российской Федерации». Поэтому речь идет о «прекращении», а не о лишении.Прекращением российского гражданства по определению является утрата лицом гражданства Российской Федерации с одновременным обретением им статуса иностранца или лица без гражданства — апатрида. Прекращение же гражданства по инициативе государства является лишением гражданства, что противоречит положению Конституции РФ.Тем не менее в 2017 году в ФЗ «О гражданстве РФ» внесли изменения, позволяющие отзывать гражданство в случае, если человек был осужден за преступление, связанное с терроризмом. Положение Конституции удалось обойти хитрым способом. Дело в том, что закон устанавливает возможность отозвать гражданство, если при его получении человек подал заведомо ложные сведения. И вот, решили считать, что совершение связанного с терроризмом преступления как бы подтверждает факт заведомого и сознательного отказа соблюдать законы РФ. А это приравнивается к предоставлению ложных сведений при приеме в гражданство России. Так была найдена лазейка.Но тот же самый закон говорит, что сообщение заведомо ложных сведений само по себе не является безусловным основанием для отмены гражданства. Этот факт не освобождает компетентных должностных лиц от учета всей совокупности обстоятельств проблемы. То есть в каждом конкретном случае надо смотреть на ситуацию.И суды смотрят. В том же 2017 г. один из жителей Петрозаводска, получивший российское гражданство за 10 лет до того, был приговорен к трем годам колонии за приготовление к участию в террористической деятельности. Выйдя на свободу, он узнал, что МВД приняло решение об отмене его гражданства по вышеописанным причинам. Мужчина обратился в суд, дело дошло до Верховного суда Карелии, который приостановил разбирательство и отправил его в Конституционный суд. КС же указал, что факт совершения преступления не является безусловным подтверждением того, что человек не собирается соблюдать российские законы — это должно быть доказано отдельно. Иначе говоря, факт совершения человеком преступления никак не доказывает, что он, получая гражданство, уже собирался его совершить или что он собирается совершать преступления дальше.Поэтому лазейка для прекращения гражданства в поправках 2017 г. по факту оказалась слабой и неработающей в случае законной борьбы за свои права в судебных органах.Приговор не основаниеНа днях ст. 24 закона «О гражданстве Российской Федерации» (прекращение гражданства Российской Федерации вследствие совершения преступления) дополнили рядом статей Уголовного кодекса, помимо терроризма. Теперь основанием для отмены гражданства станет распространение «фейков» об армии, посягательство на территориальную целостность, участие в деятельности нежелательной организации, участие в массовых беспорядках, призывы к введению санкций против России, дезертирство, призывы к развязыванию агрессивной войны, уклонение от несения военной службы путем симуляции болезни, уклонение от призыва или альтернативной гражданской службы и др. — всего свыше 60 статей Уголовного кодекса. Причем далеко не все из них связаны с госбезопасностью. Отнять паспорт теперь можно у осужденных за убийство, умышленное причинение тяжкого, среднего и легкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, грабеж, разбой, вымогательство, взяточничество. Таким образом, в законе о гражданстве оказался чуть ли не весь Уголовный кодекс.Правда, касается это все только лиц с приобретенным гражданством, т. е., прежде всего, беженцев с Украины, жителей ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей, а также Крыма и Средней Азии. Гражданам РФ по рождению отъем паспорта не грозит. Кроме того, мы уже говорили, что лишать гражданства запрещает Конституция РФ, поэтому реальным основанием может быть только предоставление заведомо ложных данных при подаче заявления на получение гражданства — данных о том, что человек будет соблюдать законы РФ (а по факту приговора, подтверждающего, что он соблюдать не стал). Но Конституционный суд уже сказал, что факт приговора сам по себе ничего не говорит о заведомом умысле перед получением гражданства, поэтому все можно будет оспорить. Другой вопрос, что вряд ли это смогут сделать все, поскольку суд — дело затратное, а много ли денег и свободного времени у беженцев и жителей новых регионов?Несколько чрезмерным видится уклонение от призыва как основание для лишения гражданства беженцев и жителей новых регионов. Надо понимать, что гражданами России они стали в связи с определенными, не зависящими от них обстоятельствами, и следует ли таким образом проверять их на лояльность России — вопрос нетривиальный. И хотя в конце марта Глава комитета Госдумы РФ по обороне Андрей Картаполов заявил, что в новых регионах в этом году не будет проводиться весенний призыв на срочную службу в армии, зампредседателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев в начале апреля заявил, что в новых регионах такие же граждане и никаких исключений для них не предусмотрено. Исключений нет и для получивших гражданство беженцев, хотя, учитывая все обстоятельства, стратегически верным было бы дать им возможность несколько лет адаптироваться, социализироваться, внутренне принять свое новое положение. Та же история и со статусом иностранцев для тех жителей новых регионов, которые не захотели получить российский паспорт. Кроме противоречия со словами высших должностных лиц о том, что там «наши люди», существует объективный фактор страха. Контрнаступления Украины, перегруппировки, заканчивавшиеся на территории Украины трагедиями в виде массовых арестов и расправ, — все это уже было, и всего этого люди боятся. Наличие же российского паспорта — безусловное основание для украинских репрессий. Не лучше ли было бы дождаться окончания СВО и подписания каких-то международных договоров, устанавливающих новые границы, прежде чем принимать подобные решения?Кто угрожает национальной безопасности?Самым проблемным моментом изменений в законе о гражданстве видится поправка депутата Артема Турова к ст. 26: «Совершение действий, создающих угрозу национальной безопасности РФ». Конкретные действия в этой статье не перечислены, а определять их будет не суд, а ФСБ. После вынесенного ФСБ заключения оно будет передано в МВД, где и оформят решение о прекращении гражданства. Причем совершенно неважно, когда человеком совершено действие, создающее угрозу нацбезопасности и когда установили факт совершения таких действий — хоть 10 лет назад. Депутат Константин Затулин предложил, чтобы такое решение хотя бы принималось в судебном порядке, но его предложение принято не было. Итак, в ст. 26 указано, что по заключению ФСБ можно прекращать гражданство у тех, кто приобрел его «на основании федерального конституционного закона» без указания конкретного закона. Но федеральных конституционных законов, на основании которых выдают паспорта РФ иностранным гражданам, в России всего пять: о принятии в состав РФ Крыма, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.Если гражданство прекращено, человека могут выслать за пределы РФ или передать другому государству. Этот момент вызывает особое беспокойство, поскольку известны неоднократные случаи передачи не только третьим странам, но и даже Украине, людей, участвовавших в пророссийском движении, но не оформивших по всем нормам право на пребывание в России. Передавали этих людей, естественно, в тюрьму. Учитывая множество проблем с организацией жизни в новых регионах, а также не менее массовых проблем с поддержкой беженцев (по официальным данным, из более 5 млн въехавших в РФ, только 40 тыс. попали в ПВР, и только пятая часть получила единоразовые выплаты в 10 тыс. рублей), люди могут быть раздражены и даже могут публично высказать свое недовольство. Это вообще не исключено. Но это совершенно не значит, что они угрожают нацбезопасности или собираются ей угрожать. Однако как будут интерпретировать поведение людей в ФСБ, учитывая нечеткость формулировок в законе, никому не известно. По крайней мере, появляется широкое поле для возможных злоупотреблений, не говоря уже о вопросе равноправия граждан. Если жители новых регионов и беженцы — такие же граждане, как и все остальные, с такими же правами и обязанностями (в т. ч. служить в армии), то закон, позволяющий изымать у них гражданство и не позволяющий делать это с другими, может выглядеть как нарушающий базовые конституционные права.Одно хорошо: в течение 10 дней решение можно обжаловать в суде, а через три года (если человек таки лишен гражданства) снова подать заявление. Но решатся ли таким образом проблемы, урегулировать которые призван закон, — загадка.ВыводыВ принятых в последние дни законодательных актах — указах президента и изменениях к закону о гражданстве РФ — безусловно, есть главный положительный эффект: они призваны стабилизировать сложную обстановку в новых регионах и отрегулировать правила социализации для массы беженцев. Но, как и во всяком живом деле, в них есть некоторые лакуны, недоработки, которые, если их не учесть, могут со временем существенно осложнить жизнь простых людей. Закон, как нам кажется, не должен давать слишком широких толкований, иначе он может быть использован для злоупотреблений.
https://ukraina.ru/20210318/1030875390.html
https://ukraina.ru/20230501/1045825573.html
россия
украина
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Павел Волков
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/04/1b/1045733135_363:5:900:542_100x100_80_0_0_8d075e3ad6071fd31d6365e213903de4.jpg
Павел Волков
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/04/1b/1045733135_363:5:900:542_100x100_80_0_0_8d075e3ad6071fd31d6365e213903de4.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/102207/75/1022077510_75:0:1310:926_1920x0_80_0_0_70e56aeecc65b88337381b0a82fbeba1.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Павел Волков
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/04/1b/1045733135_363:5:900:542_100x100_80_0_0_8d075e3ad6071fd31d6365e213903de4.jpg
эксклюзив, россия, украина, гражданство, российское гражданство, двойное гражданство
Изменения к ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» о прекращении приобретенного гражданства России за совершение действий, создающих угрозу национальной безопасности, приняты. Цель такого решения, в общем, понятна: стабилизировать обстановку как в новых регионах, так и в целом по России, куда за год СВО въехало более 5 млн беженцев.
История с Крымским мостом, а также убийства Дарьи Дугиной и Владлена Татарского (не говоря уже о бесчисленных терактах в новых регионах) требуют каких-то действий. Но в принятых изменениях к закону есть и очевидные проблемы, не обращать внимания на которые нельзя.
Никто не может лишить гражданства
Подавляющее большинство СМИ написало о «лишении» гражданства, но это невозможно — статья 6 Конституции РФ гласит, что «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». О невозможности лишения гражданства говорит и п. 2 ст. 5 закона «О гражданстве Российской Федерации». Поэтому речь идет о «прекращении», а не о лишении.
Прекращением российского гражданства по определению является утрата лицом гражданства Российской Федерации с одновременным обретением им статуса иностранца или лица без гражданства — апатрида. Прекращение же гражданства по инициативе государства является лишением гражданства, что противоречит положению Конституции РФ.
Тем не менее в 2017 году в ФЗ «О гражданстве РФ» внесли изменения, позволяющие отзывать гражданство в случае, если человек был осужден за преступление, связанное с терроризмом.
Положение Конституции удалось обойти хитрым способом. Дело в том, что закон устанавливает возможность отозвать гражданство, если при его получении человек подал заведомо ложные сведения. И вот, решили считать, что совершение связанного с терроризмом преступления как бы подтверждает факт заведомого и сознательного отказа соблюдать законы РФ. А это приравнивается к предоставлению ложных сведений при приеме в гражданство России. Так была найдена лазейка.
Но тот же самый закон говорит, что сообщение заведомо ложных сведений само по себе не является безусловным основанием для отмены гражданства. Этот факт не освобождает компетентных должностных лиц от учета всей совокупности обстоятельств проблемы. То есть в каждом конкретном случае надо смотреть на ситуацию.
И суды смотрят. В том же 2017 г. один из жителей Петрозаводска, получивший российское гражданство за 10 лет до того, был приговорен к трем годам колонии за приготовление к участию в террористической деятельности. Выйдя на свободу, он узнал, что МВД приняло решение об отмене его гражданства по вышеописанным причинам. Мужчина обратился в суд, дело дошло до Верховного суда Карелии, который приостановил разбирательство и отправил его в Конституционный суд. КС же указал, что факт совершения преступления не является безусловным подтверждением того, что человек не собирается соблюдать российские законы — это должно быть доказано отдельно. Иначе говоря, факт совершения человеком преступления никак не доказывает, что он, получая гражданство, уже собирался его совершить или что он собирается совершать преступления дальше.
Поэтому лазейка для прекращения гражданства в поправках 2017 г. по факту оказалась слабой и неработающей в случае законной борьбы за свои права в судебных органах.
На днях ст. 24 закона «О гражданстве Российской Федерации» (прекращение гражданства Российской Федерации вследствие совершения преступления) дополнили рядом статей Уголовного кодекса, помимо терроризма. Теперь основанием для отмены гражданства станет распространение «фейков» об армии, посягательство на территориальную целостность, участие в деятельности нежелательной организации, участие в массовых беспорядках, призывы к введению санкций против России, дезертирство, призывы к развязыванию агрессивной войны, уклонение от несения военной службы путем симуляции болезни, уклонение от призыва или альтернативной гражданской службы и др. — всего свыше 60 статей Уголовного кодекса.
Причем далеко не все из них связаны с госбезопасностью. Отнять паспорт теперь можно у осужденных за убийство, умышленное причинение тяжкого, среднего и легкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, грабеж, разбой, вымогательство, взяточничество. Таким образом, в законе о гражданстве оказался чуть ли не весь Уголовный кодекс.
Правда, касается это все только лиц с приобретенным гражданством, т. е., прежде всего, беженцев с Украины, жителей ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей, а также Крыма и Средней Азии. Гражданам РФ по рождению отъем паспорта не грозит. Кроме того, мы уже говорили, что лишать гражданства запрещает Конституция РФ, поэтому реальным основанием может быть только предоставление заведомо ложных данных при подаче заявления на получение гражданства — данных о том, что человек будет соблюдать законы РФ (а по факту приговора, подтверждающего, что он соблюдать не стал).
Но Конституционный суд уже сказал, что факт приговора сам по себе ничего не говорит о заведомом умысле перед получением гражданства, поэтому все можно будет оспорить. Другой вопрос, что вряд ли это смогут сделать все, поскольку суд — дело затратное, а много ли денег и свободного времени у беженцев и жителей новых регионов?
Несколько чрезмерным видится уклонение от призыва как основание для лишения гражданства беженцев и жителей новых регионов. Надо понимать, что гражданами России они стали в связи с определенными, не зависящими от них обстоятельствами, и следует ли таким образом проверять их на лояльность России — вопрос нетривиальный.
И хотя в конце марта Глава комитета Госдумы РФ по обороне Андрей Картаполов заявил, что в новых регионах в этом году не будет проводиться весенний призыв на срочную службу в армии, зампредседателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев в начале апреля заявил, что в новых регионах такие же граждане и никаких исключений для них не предусмотрено.
Исключений нет и для получивших гражданство беженцев, хотя, учитывая все обстоятельства, стратегически верным было бы дать им возможность несколько лет адаптироваться, социализироваться, внутренне принять свое новое положение. Та же история и со статусом иностранцев для тех жителей новых регионов, которые не захотели получить российский паспорт. Кроме противоречия со словами высших должностных лиц о том, что там «наши люди», существует объективный фактор страха.
Контрнаступления Украины, перегруппировки, заканчивавшиеся на территории Украины трагедиями в виде массовых арестов и расправ, — все это уже было, и всего этого люди боятся. Наличие же российского паспорта — безусловное основание для украинских репрессий. Не лучше ли было бы дождаться окончания СВО и подписания каких-то международных договоров, устанавливающих новые границы, прежде чем принимать подобные решения?
Кто угрожает национальной безопасности?
Самым проблемным моментом изменений в законе о гражданстве видится поправка депутата Артема Турова к ст. 26: «Совершение действий, создающих угрозу национальной безопасности РФ». Конкретные действия в этой статье не перечислены, а определять их будет не суд, а ФСБ. После вынесенного ФСБ заключения оно будет передано в МВД, где и оформят решение о прекращении гражданства. Причем совершенно неважно, когда человеком совершено действие, создающее угрозу нацбезопасности и когда установили факт совершения таких действий — хоть 10 лет назад.
Депутат Константин Затулин предложил, чтобы такое решение хотя бы принималось в судебном порядке, но его предложение принято не было. Итак, в ст. 26 указано, что по заключению ФСБ можно прекращать гражданство у тех, кто приобрел его «на основании федерального конституционного закона» без указания конкретного закона. Но федеральных конституционных законов, на основании которых выдают паспорта РФ иностранным гражданам, в России всего пять: о принятии в состав РФ Крыма, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
Если гражданство прекращено, человека могут выслать за пределы РФ или передать другому государству. Этот момент вызывает особое беспокойство, поскольку известны неоднократные случаи передачи не только третьим странам, но и даже Украине, людей, участвовавших в пророссийском движении, но не оформивших по всем нормам право на пребывание в России. Передавали этих людей, естественно, в тюрьму.
Учитывая множество проблем с организацией жизни в новых регионах, а также не менее массовых проблем с поддержкой беженцев (по официальным данным, из более 5 млн въехавших в РФ, только 40 тыс. попали в ПВР, и только пятая часть получила единоразовые выплаты в 10 тыс. рублей), люди могут быть раздражены и даже могут публично высказать свое недовольство. Это вообще не исключено. Но это совершенно не значит, что они угрожают нацбезопасности или собираются ей угрожать.
Однако как будут интерпретировать поведение людей в ФСБ, учитывая нечеткость формулировок в законе, никому не известно. По крайней мере, появляется широкое поле для возможных злоупотреблений, не говоря уже о вопросе равноправия граждан. Если жители новых регионов и беженцы — такие же граждане, как и все остальные, с такими же правами и обязанностями (в т. ч. служить в армии), то закон, позволяющий изымать у них гражданство и не позволяющий делать это с другими, может выглядеть как нарушающий базовые конституционные права.
Одно хорошо: в течение 10 дней решение можно обжаловать в суде, а через три года (если человек таки лишен гражданства) снова подать заявление. Но решатся ли таким образом проблемы, урегулировать которые призван закон, — загадка.
В принятых в последние дни законодательных актах — указах президента и изменениях к закону о гражданстве РФ — безусловно, есть главный положительный эффект: они призваны стабилизировать сложную обстановку в новых регионах и отрегулировать правила социализации для массы беженцев. Но, как и во всяком живом деле, в них есть некоторые лакуны, недоработки, которые, если их не учесть, могут со временем существенно осложнить жизнь простых людей. Закон, как нам кажется, не должен давать слишком широких толкований, иначе он может быть использован для злоупотреблений.