Один язык, одна нация, одна вера. Почему судьба канонической Украинской православной церкви предрешена - 21.07.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Репрессии обложка
Репрессии на Украине

Один язык, одна нация, одна вера. Почему судьба канонической Украинской православной церкви предрешена

Читать в
ДзенTelegram
Борьба за политическую независимость украинского капитала, начавшаяся с распадом СССР, шла во всех измерениях — в том числе в религиозном. Наблюдаемый сегодня трагический финал УПЦ стал логическим продолжением событий начала 90-х, а Майдан, война в Донбассе и СВО стали лишь катализатором катастрофы
Когда пришли за мной, не осталось никого...
Автокефальная Украинская православная церковь (УПЦ) де-факто существует с 1990 г., а де-юре — с 2009 г., когда Поместный собор РПЦ утвердил ее в таком статусе. Это независимая церковь, но сохраняющая множество связей с московским патриархатом. Например, киевский митрополит до относительно недавнего времени был постоянным членом Священного синода РПЦ, а Московский патриарх упоминался в молитвах в украинских храмах. Ярлык «московского патриархата» был дан УПЦ раскольниками. Такого самоназвания у нее никогда не было.
Павел Волков. Кто онРоссийский и украинский журналист, обозреватель издания Украина.ру
В 1991 г., после провозглашения независимости Украины, митрополит Филарет собрал Собор Украинской Православной Церкви, на котором провозгласил ее каноническую самостоятельность, то есть автокефалию. В РПЦ осудили такое одностороннее решение и предложили Филарету покинуть свой пост. Он отказался, был низложен и создал непризнанную Украинскую православную церковь, которую для понятности стали называть Киевского патриархата (УПЦ КП).
С тех пор противостояние церквей за право быть единственно правильной, а значит владеть собственностью и влиянием, не прекращается. Более 20 лет УПЦ КП всерьез претендовать на лидерство не могла, скорее уж такие амбиции были у грекокатолической (униатской) церкви, и то только на Западной Украине. Но события 2013–2014 гг. качнули маятник в другую сторону.
После Майдана и начала военных действий в Донбассе давление на «московских попов» усилилось, рейдерские захваты храмов участились, медиаатака, стигматизирующая православных священников (и даже мирян) как агентов влияния или потенциальных агентов влияния России ужесточилась. После разгрома и законодательного запрета всех коммунистических и левых движений, а также запрета деятельности русских национально-культурных организаций, УПЦ превратилась примерно в то, чем являются приходы РПЦ в Европе — культурным клубом для русских вне зависимости от их политических и даже, как это ни странно может показаться, религиозных убеждений.
Общая беда объединила, а крестный ход в каком-то смысле заменил запрещенный парад Победы. Но это на низовом уровне. Иерархи же УПЦ, защищая собственность и общественное положение, всячески пытались доказать свою лояльность нелояльному государству.
Попытки доводили до такого абсурда, как осуждение властей (вплоть до именования их антихристами) за гонения на церковь и в то же время их одобрение, скажем, в деле переименования советских названий улиц. Абсурд в том, что с симпатией к УПЦ относилась именно так часть общества (условный «Антимайдан»), которая была против таких переименований, а застрельщиками переименований были ненавидящие УПЦ националисты-майдановцы.
Объединительный собор на Украине - РИА Новости, 1920, 17.04.2023
Иерархи УПЦ предают церковь за "мизерные плюшки" — МонтянВо время кульминации жуткой драмы по церковному расколу на Украине простые верующие проявляют большее мужество, чем иерархи, которые соглашаются на переход в ПЦУ. Такое мнение озвучила адвокат, волонтер и общественный деятель Татьяна Монтян в интервью изданию Украина.ру
Иерархи, в отличие от многих рядовых священников, отказывались поддерживать людей, которых кидали в тюрьмы за критику националистической политики и милитаризма украинских властей, а в своих публичных заявлениях «воевали» больше с несуществующим Советским Союзом, чем с притесняющим их сегодня режимом.
В итоге, когда пришла их очередь, заступиться за них больше было некому.
И патриотизм не спасет
В январе 2019 г. наступила точка невозврата. Бывший в то время президентом Украины Петр Порошенко добился от Константинопольской патриархии так называемого томоса об автокефалии Православной церкви Украины. На базе филаретовской церкви и ряда других религиозных организаций была создана «государственная» церковь ПЦУ, которую, впрочем, признали только четыре православных церкви — Константинопольская, Кипрская, Элладская и Александрийская. Каноническая УПЦ анафематствовала новую церковь и в дискурсе националистических медиа была окончательно превращена в потенциальных предателей и коллаборационистов.
Однако для окончательного решения вопроса руки развязала только специальная военная операция. В апреле 2022 г. пресс-секретарь УВКПЧ ООН Элизабет Тросселл выразила обеспокоенность касательно нарушения прав канонических православных на Украине, а в своем докладе миссия организации указала на конкретные дискриминационные действия властей: внесенные в Верховную раду законопроекты о запрете деятельности на Украине Русской православной церкви и входящих в нее структур (под которыми подразумевалась УПЦ), изъятии церковного имущества и обязательном переходе общин в подчинение ПЦУ; обыски, проведенные СБУ в десятках монастырей, образовательных организаций и других учреждениях УПЦ в Киеве, Ровно, Житомире, Ивано-Франковске, Черновцах, Днепропетровске, Хмельницкой, Черкасской, Волынской, Тернопольской, Полтавской и Закарпатской областях; допросы священников (в т. ч. с помощью полиграфа) и даже несколько арестов.
Весной — летом 2022 г. местные власти целого ряда городов западной и центральной Украины просто запретили деятельность УПЦ на территории своих населенных пунктов.
В ответ на обеспокоенность миссии ООН, представитель МИД Украины Олег Николенко заявил, что принцип свободы вероисповедания не дает права «заниматься деятельностью, которая подрывает национальную безопасность».
Не согласиться с этим нельзя — не дает, но определять деятельность как подрывающую нацбезопасность имеет право только суд, а никак не МИД. На сегодняшний день по указанным делам не только нет ни одного приговора, но в случае иеромонаха Киево-Печерской лавры Захарии суд даже вернул прокурору обвинительный акт, поскольку из него непонятно, каким образом Захария совершал предполагаемое преступление — оправдание агрессии РФ путем исполнения прихожанами песни со словами: «Звон плывет над Россиею».
Таким образом, слова Николенко можно оценивать не только как риторику ненависти, но и как нарушение принципа презумпции невиновности — никто не может быть признан виновным в совершении преступления до соответствующего приговора суда. Впрочем, за оскорбление «московских попов» сегодня на Украине никого не накажут.
В бесперспективной попытке защититься, в мае 2022 г. УПЦ провела собор, на котором осудила позицию патриарха Кирилла по поводу спецоперации, заявила о полном отделении от РПЦ и даже назвала условия для возобновления диалога с раскольнической ПЦУ. Естественно, это не помогло, но лишь вызвало брожение среди священников и паствы. Во многих храмах во время службы перестали упоминать патриарха Кирилла, а прихожане массово стали выбирать храмы, где по личной инициативе священники от традиционной практики не отказались.
Патриаршее служение в день памяти святого равноапостольного князя Владимира - РИА Новости, 1920, 16.04.2023
Патриарх Кирилл назвал гонителей канонической УПЦ безбожникамиПатриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что гонители Украинской православной церкви (УПЦ) – безбожники, хотя сами себя они таковыми и не считают, передает 16 апреля РИА Новости
В декабре 2022 года президент Владимир Зеленский пообещал новые шаги для достижения «духовной независимости» Украины. Выразились они в новых обысках, арестах, санкциях и захватах храмов. Весной 2023 г. сторонники ПЦУ безнаказанно захватили последний храм УПЦ в Ивано-Франковске. Ну а апогеем гонений на сегодняшний день стала передача раскольникам главной православной святыни Украины — Киево-Печерской лавры.
«Украинцы вернули себе контроль над церковью», «пророссийские монахи изгнаны из лавры», — такими разжигающими ненависть и неправдивыми в плане фактов заголовками пестрит украинская и западная пресса, а дальновидные священники УПЦ (в отличие от иерархов, продолжающих в надежде на прощение молиться за Зеленского и оказывать помощь ВСУ) уже говорят о катакомбном будущем своей церкви.
Вряд ли могут быть какие-то сомнения, что при текущем политическом курсе Украины дело обретения «духовной независимости» от канонической православной церкви будет доведено до конца. И дело не в ее мнимых связях с российскими структурами, от остатков которых иерархи УПЦ сами отказались, а в том, что само по себе наличие института, вокруг которого чисто гипотетически могли бы объединиться граждане с демократическими и антимилитаристскими взглядами, на нынешней Украине невозможно. Потому что должны быть в соответствии с провозглашенными на Украине нацистскими по своей сути идеями — один язык, одна нация и одна вера.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала