"Украинская трилогия" Александра Довженко: прорыв в мировой кинематограф - 13.04.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История обложка
История

"Украинская трилогия" Александра Довженко: прорыв в мировой кинематограф

Александр Довженко
Александр Довженко
Читать в
ДзенTelegram
В советские времена говорили, что есть фильмы хорошие, плохие и фильмы киностудии Довженко. Это суждение несправедливо – на студии Довженко снята одна из лучших картин советского кино "В бой идут одни старики". Да и началась её история с шедевра мирового уровня.
13 апреля 1928 года в Киеве состоялась премьера первого фильма т.н. "украинской трилогии" Александра Петровича Довженко "Звенигора", так же известного как "Колдовское место". Следующими в трилогии стали фильмы "Арсенал" (1929) и "Земля" (1930).
Сценарий этого фильма ещё в первой половине двадцатых годов написал Юрий Тютюнник, бывший атаман Петлюры, организатор и командующий основной группировкой провалившегося в ноябре 1921 года "второго зимнего похода". Летом 23-го года он попытался проникнуть на территорию УССР, но был схвачен сотрудниками ОГПУ и согласился с ними сотрудничать. После этого бывший петлюровский атаман попытался переквалифицироваться в писателя (гадаем – когда запретят его книгу мемуаров с красноречивым названием "С поляками против Украины"?) и сценариста. Надо сказать – не без некоторых успехов. С Довженко он быстро нашёл общий язык, так как последний тоже во время Гражданской войны полтора года служил в рядах армии УНР.
Тютюнник писал под псевдонимом Юртик в соавторстве с украинским писателем и поэтом латышского происхождения Майком Йогансеном. Их главной идеей было рассказать легенду о сокровищах, спрятанных гайдамаками в недрах Звенигоры. Сценарий в 1926 году приняла к производству Первая кинофабрика Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ), переименованная в 1930 году в Одесскую фабрику "Украинфильм". Сейчас она хорошо всем известна, как Одесская киностудия.
В начале производства Тютюннику отводилось исполнение одной из главных ролей, однако через какое-то время все работы над фильмом прекратили, Тютюнника с главной роли сняли и убрали из титров.
Александр Довженко - РИА Новости, 1920, 16.10.2021
«Вошел в революцию не через ту дверь». Зачем Довженко смотрел кино со СталинымБыл момент, когда самый знаменитый украинский режиссер и кинодраматург Александр Довженко считал себя фактически погибшим. Это случилось после выхода в 1932 году на экраны его фильма «Иван»
За переработку сценария взялся Александр Довженко. Результатом его работы стало изменение текста практически на 90 процентов. Дошло до того, что Йогансен, поначалу охотно работавший с Довженко, в результате настоял на исключении своего имени из титров. Правда, возможно это легенда, так как во время тотальных чисток имена расстрелянных Тютюнника (1930) и Йогансена (1937) попали под запрет, и поэтому редакторам приходилось фальсифицировать историю автобиографии и фильмографии Довженко.
Александр Петрович исключил из сценария большую часть мистики и сосредоточился на конфликте между двумя братьями. Фильм "Звенигора" остался в истории кино единственным фильмом Довженко, снятым не по собственному сценарию.
В двенадцати эпизодах на двух километрах кинопленки режиссёр показал две тысячи лет истории украинской земли: скифы и варяги, войны украинских казаков с польской шляхтой, гайдамацкая вольница, Первая Мировая война, борьба большевиков с гайдамаками и петлюровцами, бело-украинская эмиграция. Все они объединены одной фигурой – деда, олицетворяющего патриархального крестьянина с верой в прошлые ценности и безразличного к революционным переменам. Внуки деда – Тимош и Павел противопоставлены друг другу. Младший, Павел, контрреволюционер, националист, в конфликте с властью и законом, эмигрирует в Прагу и получает диверсионную задачу. Старший, Тимош, присоединяется к большевикам, поняв глубинную суть легенды о гайдамацком сокровище: настоящее сокровище – всё богатство родной земли. Дед не захотел справляться с задачей, которую ему поручил младший внук — взорвать большевистское движение, которое олицетворяет поезд. Он предупреждает машиниста о заложенной им же, дедом, взрывчатке. Деда подбирают молодые пассажиры поезда, и он соглашается ехать с ними в неопределённое светлое будущее.
Съемки начались в 1927 году и продлились 100 дней, премьера планировалась к десятилетию Советской власти. По выражению самого Довженко, он снял его "на одном дыхании". Съёмки велись в селе Ярески на реке Псел, Шишацкого района Полтавской области. Позже режиссёр снимет здесь еще несколько картин, включая и входящий в список шедевров мирового кинематографа ЮНЕСКО фильм "Земля" (1930).
фильм "Звенигора"
фильм Звенигора
фильм "Звенигора"
Премьера "Звенигоры" состоялась 13 апреля 1928 года в Киеве, а в Москве его показали 8 мая. После премьеры Довженко, как говорится, проснулся знаменитым. Сергей Эйзенштейн, будучи под впечатлением "Звенигоры" сказал: "Сегодня на мгновение можно было погасить фонарь Диогена: перед нами стоял человек… Мастер своей личности. Мастер своего жанра. Мастер своей индивидуальности… человек, создавший новое в кино".
Фильм имел огромный успех и в СССР, и за рубежом. Его демонстрировали в Париже, Голландии, Бельгии, Аргентине, Мексике, Канаде, Англии, США и Греции, и везде показ этого немого кино непременно заканчивался овацией. Однако, несмотря на это, на Родине его через какое-то время запретили к показу. Есть предположение, что виной всему изначальное авторство Тютюнника и Йогансена, которые были репрессированы. Только в 1973 году на киностудии "Мосфильм" "Звенигору" восстановили при содействии вдовы Довженко режиссёра и актрисы Юлии Солнцевой, и начались новые показы в кинотеатрах.
После фильма "Звенигора" следующей работой Довженко стал "Арсенал" (1929), снятый по мотивам описания участника тех событий Мыколы Патлаха "Январское восстание 1918 года в Киеве". Однако, режиссёр и сам являлся непосредственным участником штурма завода "Арсенал" в 1918 году, правда, воевал он рядовым на стороне УНР. Поэтому Довженко переработал первоисточник в самостоятельный сценарий и одессит Патлах в титрах не значится, за что неоднократно высказывал Довженко свои претензии.
Александр Довженко - РИА Новости, 1920, 30.01.2018
Забытые и проклятые: Довженко и его фильм «Арсенал»С большой помпой на Украине отметили столетие боестолкновения возле станции Круты — одного из наиболее мифологизированных событий отечественной истории
За несколько лет до Довженко здесь же, на Одесской киностудии, Лесь Курбас снял фильм "Арсенальцы" (1925). Так получилось, что и у Курбаса и у Довженко сыграл один и тот же актер, Семён Свашенко, исполнивший главную роль красноармейца Тимоша.
В фильме рассказывается, как после Февральской революции в Киеве украинская буржуазия организует Центральную Раду. Вернувшийся с фронта рабочий Тимош выступает на Всеукраинском съезде, разоблачая изменническую политику Рады. Центром боевой организации рабочих становится завод "Арсенал". Поднимается восстание. Начинается оборона пролетариями "Арсенала" от банд гайдамаков. Но силы неравны и банды устраивают над восставшими дикую расправу. Окружен врагами и Тимош. Стреляют в него гайдамаки, но невредим Тимош. Еще залп. Стоит Тимош. Он – непобедим.
В Киеве премьера состоялась 25 февраля 1929 года, а в Москве – 26 марта. Фильм считается одной из самых выдающихся экспрессионистских работ украинского кино. Среди всех картин Довженко он наиболее богат кинематографическими находками: прямое авторское вмешательство в события, провокация зрителя, психологические паузы.
фильм "Арсенал"
фильм Арсенал
фильм "Арсенал"
В оценке трактовки автором показанных событий мнения разделились: одни считали её уступкой властям, другие не прекращали винить Довженко в национализме, третьи считали картину косвенным упрёком националистам в том, что они потеряли Украину.
Сам же режиссёр говорил по-разному. В 1929 году, во время Недели украинской культуры в столице СССР Довженко заявил, что: "пребывание в Москве он воспринимает, как возможность проверить свой творческий труд на соответствие действующим методам", а в 1935 году он уже говорил, что, снимая фильм: "ставил цель громить украинский шовинизм и прославлять рабочий класс".
В США "Арсенал" имел огромный успех. В сокращенном на 150 метров варианте его ограниченным тиражом также показывали в Праге и Берлине. Эту картину трилогии на киностудии "Мосфильм" восстановили в 1972 году.
С июля по ноябрь 1929 года Довженко снимал третий фильм – "Земля" (1930). На этот раз – на Киевской кинофабрике. Руководство "Украинфильма" признало его соответствующим по своей идеологической ориентации линии партии и мерам, принятым для земельной реорганизации в сельском хозяйстве. Но критики Павел Бляхин, Хрисанф Херсонский и особенно Демьян Бедный обвинили украинского режиссёра в пренебрежении освещением классовой борьбы, пантеизме и биологизме, в защите кулаков и воспевании печали по прошлому. Николай Бажан, и те из немногих деятелей культуры, кто встал на защиту режиссёра, понимали его особое отношение к коллективизации: переход патриархального крестьянства к коллективистскому обществу проходил через конфликт человека и природы, который уже в наше время привёл к массе экологических угроз.
фильм "Земля"
фильм Земля
фильм "Земля"
После необходимых купюр и 32 официальных и частных показов 8 апреля 1930 года состоялась премьера картины "Земля" в Киеве. Но уже 17 апреля фильм запретили с официальной формулировкой: "натурализм и покушение на обычаи".
В своей "Автобиографии" Довженко так писал о случившемся с ним после выпуска "Земли": "радость творческого успеха была жестоко подавлена ​​чудовищным двухподвальным фельетоном Демьяна Бедного под названием "Философы" в газете "Известия". Я буквально поседел и состарился за несколько дней. Это была подлинная психическая травма. Сначала я хотел было умереть".
Тем большим удивлением для Довженко стал тот факт, что его фильм, запрещённый на родине, в Европе стал "бомбой". После премьеры в Берлине о Довженко в немецкой прессе появилось 48 статей, в Венеции итальянские кинематографисты назвали режиссёра "Гомером кино".
В СССР же фильм реабилитировали только в 1958 году, после международного фестиваля в Брюсселе, где он вошел в 12 лучших фильмов всемирной истории кино.
Фильмы "Звенигора", "Арсенал" и "Земля" – это отдельный этап в творчестве Довженко, тем более что главные герои этих фильмов объединены исполнением главных ролей одним и тем же актером – Семёном Свашенко.
  - РИА Новости, 1920, 25.11.2019
Украинский национализм и советский социализм Александра Довженко25 ноября 1956 года выдающийся советский украинский кинорежиссер Александр Петрович Довженко скончался от инфаркта. За пару лет до этого был первый, а вообще сердце больное было у него смолоду
Фильм "Земля" на киностудии "Мосфильм" под руководством вдовы Александра Довженко Юлии Солнцевой восстановили первым, в 1971 году.
В 2012 году Национальный центр Александра Довженко приступил к реставрации "Земли" на основе оригинальной версии 1930 года. Премьера этого варианта отреставрированной версии состоялась в июле 2012 года на 3-м Одесском международном кинофестивале. Фильм показали под открытым небом на Ланжероновском спуске в живом сопровождении украинской фольклорной группы "ДахаБраха", а в сентябре того же года показ состоялся на 5-м фестивале Гогольfest. 20 января 2017 года фильм "Земля" открыл фестиваль украинского кино в Брюсселе. В марте того же года состоялся его показ на 24-м кинофестивале South by Southwest (SXSW) в секции "Специальные события".
Со времён Довженковской трилогии украинский кинематограф, к сожалению, подобных высот мирового признания достичь не смог. Относительно широкую мировую известность получил только фильм Сергея Параджанова "Тени забытых предков" (1964), но затем громких успехов не получалось, а там наступил и 1991 год, после которого кроме как выживанием судьбу украинского кинематографа не назовёшь. Сейчас же, когда говорят пушки, музы молчат и ждут лучших времён.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала