Бунтарь Вакарчук, украинский Свердловск и рок-н-ролл, вышедший из сумрака - 13.04.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура обложка
Культура

Бунтарь Вакарчук, украинский Свердловск и рок-н-ролл, вышедший из сумрака

© РИА Новости . Валерий Левитин / Перейти в фотобанкВручение премии "Сделано в России" проекта "Сноб"
Вручение премии Сделано в России проекта Сноб - РИА Новости, 1920, 13.04.2023
Читать в
Самая середина весны — 13 апреля — взрывается ритмами и голосами рок-н-ролла. Мир отмечает день музыкального жанра, одновременно молодого и уже вызывающего ностальгию, давно заполонившего мир, и в тоже время символа контркультуры и музыкального подполья
We’ll rock, we’ll roll — по названию зажигательной, по-негритянски свингующей песни американский диджей Алан Фрид дал название жанру, без которого не было бы ни сегодняшней культуры, ни ее андеграундного отражения.
Как начиналось
Радиоэфиры и рок-балы, которые Фрид устраивал в разных американских городах, собирали пеструю публику, а главное — белых и черных, слушающих одну музыку, от чего снобистское академическое сообщество США приходило в исступление.
«В середине 1950-х она внезапно вырвалась из гетто каталогов Race и Rhythm and Blues, американских звукозаписывающих компаний, ориентированных на бедное негритянское население США, и стала международным языком общения молодежи, особенно белой... Молодые аристократы начали в разговоре проглатывать окончания слов, подражая речи лондонских рабочих, хотя в Великобритании отличительной чертой высшего класса всегда была их безупречная речь.
Респектабельные молодые девушки начали копировать то, что некогда было модно в среде отнюдь не респектабельной — у рабочих, солдат и им подобных, а именно использование непристойных выражений в разговорной речи. Литература тоже старалась не отставать: один блестящий театральный критик обогатил радиоэфир словом f**k», — пишет в книге «Короткий двадцатый век» британский историк Эрик Хобсбаум
Родом из Львова
…А в 1990 году львовская рок-н-ролл группа «Брати Гадюкіни» по приглашению Аллы Борисовны Пугачёвой приехала выступать в Москву. Много лет спустя клавишник группы Сергей Кузьминский любил в подробностях рассказывать, что на концерте присутствовал Михаил Горбачёв, в тот момент как львовские рок-н-ролльщики пели «повстанческие песенки».
Львовский рок-клуб появился позже Свердловского, но одновременно с Ленинградским. Город стал бесспорной столицей украинского рока, выпустив в свет всех самых заметных рокеров и рок-н-ролльщиков девяностых-нулевых годов: от «Плача Єремії» до Святослава Вакарчука и его «Океана Ельзи».
Вакарчук в целом исключение из многих правил. Украинская музыка, как и русская, экспортируется за границу плохо, если не сказать отвратительно. Но «Океан Ельзи» ждут, любят и приглашают в разных странах. Кроме безусловной любви украинской аудитории, коллектив получил и большие симпатии российской как минимум, когда в рок-альбоме «Брат-2. Саундтрек» по музыкальным следам культового триллера Алексея Балабанова появилась песня «Коли тебе нема», вместе с композициями Би-2, Юлии Чичериной, Земфиры [Рамазановой]*, «Аукцыона» и других классиков русского рока.
Вакарчук, ставший к середине 2000-х символом украинской музыки, не единожды жаловался, что не все его песни поняты правильно. В то время как сам музыкант писал о любви, в текстах каждой новой композиции журналисты и поклонники старались отыскать что-нибудь о политике и идеологии: больше всех пострадали «Без бою» и Gloria из одноименного альбома, вышедшего вскоре после «оранжевой революции» 2004 года.
«Я вкладывал в эту песню один смысл, а люди нашли в ней десять других, — говорит он о «Без бою», своем совершенном хите. — Я счастлив, что у этой песни такая жизнь, но я часто пою о другом».
Анализируя тексты Вакарчука, искусствоведы приходят к одному и тому же выводу: парадокс его песен в том, что все они, как говорят французы, о любви, но «социально перевернутой» — героини, к которым он обращается, как бы играют роль наоборот мужскую, доминантную.
Вакарчук позиционирует себя как «человек-свобода», об этом он спел много песен, рассказал в интервью журналистке издания Vogue.ua Валентине Клименко, и действительно, как правило, делает то, что считает нужным. Имея огромный кредит доверия и зрительской любви, как только не уничтожал он свою репутацию, ввязываясь в множество сомнительных политических интриг, дважды становясь депутатом Верховной Рады и дважды покидая ее невнятно и бесславно.
В целом все его заявления и политические выпады, как правило, сводятся к интеллигентной формуле «за все хорошее — против всего плохого». В разные годы Вакарчук поддерживал Леонида Кучму, Евромайдан, а в мае 2014 года, когда в Донбассе шли ожесточенные бои, он внезапно призвал киевские власти задуматься о языковом законе, федерализации, а также о том, что «Украину нужно строить не на кровном, этническом, а на конституционном патриотизме». Сейчас бы ему за такое, конечно, не сносить головы.
«Презентация альбома "Дип Перпл" Burn 1974 г. вообще проходила на Чертовой скале под Львовом. За несколько часов мы протянули через лес на крутую гору почти до самых скал примерно полуторакилометровый шнур, заботливо спрятанный в специально вырытой канавке. Эту титаническую работу мы в шутку окрестили "Создание энергосистемы имени В. Ленина".
Самой "энергосистемой" мы в дальнейшем неоднократно пользовались. Ну а в заключение можно сказать, что если в шестидесятые нашими идеалами были "Битлз", футбол, церковь и орехи, то в семидесятые — "Лед Зеппелин", "Дип Перпл", "Рейнбоу" и идеология хиппи (или, как их тогда называли, хипарей)..», — так львовский писатель Илько Лемко в книге «Львов превыше всего» описывает пред- и перестроечную жизнь столицы Галичины.
По его словам, музыку тогда слушали все и со всех сторон, но Львов сохранял свою двойственность и многоликость. Как говорят, город делился на два района: тот, где ловило польское радио, и тот, где нет. Лемко характеризует это так: в половине Львова — битлы, в половине — Иосиф Кобзон.
Рок-н-ролльная Украина
Из этого самого Львова и вышел почти весь украинский рок-н-ролл, превратившийся позднее в рок, панк, электронику и все прочие производные. Басист «Братів Гадюкіних» Игорь Мельничук в 2018 году рассказывал, что теперь уже не задумывается над стилем и жанром — все слишком перемешалось:
«Панк, рок, джаз, блюз, электроника — мы все это смешиваем. В поп-музыке ведь тоже есть хорошие песни. Поэтому несправедливо утверждать, что весь рок — классная музыка, а попса нет. У рока тоже немало есть некачественного. Мы варим музыкально-магический компот, люди пьют его и им вроде бы нравится».
Но в те годы, когда рок-н-ролл еще не вышел из подполья, из Львова гастролировать по погибающей стране отправились «Мертвий півень», 999, «Супер Вуйки», Кузьма Скрябин. Позже рок-н-ролльщики и рок-банды появились и в других городах Украины — «Бумбокс», «Мандри», «Воплі Відоплясова», Green Grey и «Табула Раса» — в Киеве, 5’nizza — в Харькове, «Тартак» — в Луцке, «Гражданин Топинамбур» — в Днепропетровске и многие, многие другие…
"Неужто все чудеса умерли на земле нашей православной?" На "Таганке" идет Гоголь в жанре рок-н-ролл"Неужели и по-украински будут говорить?" — фраза, услышанная мною в фойе Театра на Таганке перед "Вием", жанр которого режиссер Александр Баркар обозначил как "рок-н-драма". Спектакль идет здесь седьмой год, но зал — полон и взбудоражен
*Лицо выполняет функцию иноагента в РФ.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала