Президент Воронин и упущенный шанс предотвратить войну на Донбассе - 07.04.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История обложка
История

Президент Воронин и упущенный шанс предотвратить войну на Донбассе

© РИА Новости . Руслан Шалапуда / Перейти в фотобанкЗаседание нового парламента Молдавии
Заседание нового парламента Молдавии - РИА Новости, 1920, 07.04.2023
Читать в
ДзенTelegram
По сообщениям СМИ, сейчас ситуация на границе с Приднестровьем стабильная, сосредоточения войск, что молдавских, что украинских, что румынских, не наблюдается. Однако сами по себе процессы на территории Молдавии выглядят как подготовка к ликвидации государственности.
Нет причин не вспомнить события двадцатидвухлетней давности. Ведь тогда всё могло пойти по-другому…
7 апреля 2001 года президентом Республики Молдова был впервые избран Владимир Воронин.
Бывший глава МВД Советской Молдавии и первый (и пока бессменный) лидер молдавских коммунистов пришёл к власти под радикально пророссийскими лозунгами. Среди таковых было присоединение Молдавии к Союзному государству России и Белоруссии, предоставление русскому языку статуса второго государственного, возвращение к его повсеместному изучению в школах.
Казалось бы, сама судьба готовила Воронина к налаживанию молдавско-приднестровских отношений. Ведь он родился в Дубоссарском районе на левом берегу Днестра, до 1989 года был первым секретарём Бендерского горкома партии (Бендеры – второй по величине город Приднестровья). Не случись его перевода в Кишинёв, вполне возможно, что вошёл бы в число политиков, ратовавших за автономию Приднестровья, а затем и учреждавших Приднестровскую Молдавскую Республику.
На Россию такой руководитель Молдавии производил позитивное впечатление. В 2001-03 годах президенты Владимир Воронин и Владимир Путин провели 24 (!) встречи.
Президент РФ В. Путин встретился с президентом Молдавии И. Додоном - РИА Новости, 1920, 11.09.2019
Предложение, от которого не отказаться: Молдавия готова дать Приднестровью особый статусНакануне второго за последние три месяца визита Дмитрия Козака в Молдавию аппарат президента Игоря Додона разработал концепцию урегулирования приднестровского вопроса. Как это может стать примером для выхода из состояния гражданской войны на Украине, разбирался обозреватель сайта Украина.ру
Кишинёв смог добиться от Москвы новых экономических преференций. В ноябре 2001 года был подписан договор о дружбе и сотрудничестве РФ и РМ, активно шёл процесс вывоза из Приднестровья военного имущества бывшей 14-й Армии.
Под влиянием Москвы в апреле 2001 года лидеры Молдовы и Приднестровья договорились о ежемесячных рабочих встречах, пришли к соглашению о взаимном признании документов, взаимодействии таможенных органов, оплате энергопоставок, обеспечении взаимного доступа к телевещанию и т.п.
Затем из-за попытки Воронина сыграть против Игоря Смирнова на выборах президента ПМР 2001 года (Воронин враждебно выказывался в адрес Смирнова, блокировал выполнение ряда договорëнностей, молдавские СМИ начали вбрасывать компромат на приднестровского лидера), в отношениях Кишинёва и Тирасполя возник кризис. Но уже в середине 2002 года благодаря активным усилиям Украины молдавско-приднестровские переговоры возобновились.
В Киеве был предложен поистине революционный план переучреждения государства в границах Молдавской ССР.
Молдавский парламент планировалось сделать двухпалатным. Государственно-территориальные образования должны были получить равное представительство в верхней палате.
Деятельность органов государственной власти различных уровней виделась авторам документа на основе разделения полномочий между центром и регионами. Гарантами достигнутого соглашения планировалось сделать Россию, Украину и ОБСЕ.
Современные историки не пришли к единому мнению о том, кто стал автором Киевского плана создания Молдавско-Приднестровской федерации (миссия ОБСЕ в Молдове, российские, украинские дипломаты или окружение Воронина). Общеизвестно лишь, что официально он был выдвинуть от лица всех трёх посредников переговорного процесса (в том числе Украины).
Киевский проект не получил непосредственного развития, но положил начало рассмотрению различных вариантов молдавско-приднестровской интеграции в рамках объединённого федеративного государства. В 2003 году эту линию продолжила работа Объединённой Конституционной комиссии РМ и ПМР, а также широко известный "меморандум Дмитрия Козака" по федерализации Молдавии.
Миссия заместителя главы Администрации Президента РФ Козака началась в Молдавии в июле 2003 года. В течение нескольких месяцев он занимался "челночной дипломатией" между Кишинёвом и Тирасполем, формируя взаимоприемлемый вариант решения "приднестровского вопроса".
К ноябрю эта напряжённая работа увенчалась проектом создания Федеративной Республики Молдова (ФРМ). Молдову в составе ФРМ планировалось наделить статусом федерального округа, а Приднестровье и Гагаузию – статусом субъектов федерации.
Провозглашалось, что ФРМ будет нейтральным демилитаризованным государством, а русский язык получит в нём статус официального.
В совместное ведение центра и регионов планировалось включить федеральный бюджет и налоги, разграничение государственной собственности, права человека, общие принципы внешнеэкономической деятельности, судоустройство, организацию правоохранительных органов, таможенное регулирование.
Акция протеста в Молдавии - РИА Новости, 1920, 30.04.2019
Как банановые Украина и Молдавия превратились в «броню Европы от России»ЕС и США через фонды, гранты и всевозможные «программы по поддержке и лидерству» настолько внедрились во властные структуры Кишинева и Киева, что создали у границ России настоящий плацдарм, с которого в любой момент по указке из-за океана может произойти наступление
В компетенцию федерального центра переходили вопросы валютного регулирования и денежной эмиссии, внешней политики и торговли, гражданства, охраны госграницы.
Основное место в системе органов власти ФРМ отводилось Федеральному парламенту. В его верхней палате (Сенате) Приднестровью и Гагаузии планировалось предоставить половину от общего числа мест сенаторов (13 из 26). Это делало обязательным учёт интересов автономий при решении вопросов совместного ведения.
Эксперты классифицировали такую форму государственного устройства как ассиметричную федерацию.
14 ноября 2003 года проект Меморандума был парафирован (предварительно подписан) молдавской и приднестровской сторонами. На 25 ноября в Кишинёв намечался приезд Владимира Путина для участия в торжественном заключении документа.
Однако в последний момент по итогам консультаций с представителями западных посольств Воронин свою подпись под предварительно согласованным "меморандумом Козака" отозвал.
Американского и европейских послов не устроили положения по размещению в Молдове российского военно-гарантийного контингента до 2020 года (до двух тысяч человек без тяжёлой техники).
Западные дипломаты также считали чрезмерными права Приднестровья в рамках проектируемого Козаком объединённого государства. Для дискредитации разработанной модели её стали характеризовать как "приднестровизация Молдовы".
Вскоре после этих событий Воронин выступил со специальным заявлением, в котором прямо обосновывал свой поступок отсутствием одобрения документа со стороны европейских и международных структур.
Митинг протеста в Донецке против ввода в Донбасс вооруженной миссии ОБСЕ - РИА Новости, 1920, 24.06.2019
Хлопцы, чьи вы будете? Почему будущее Донбасса решается в ПриднестровьеЗа почти 30-летнюю историю отношений Приднестровья с Молдавией между сторонами было всякое - вооруженный конфликт (1992-й год), попытка подписать Меморандум Козака (план решения конфликта через федерализацию) 2003 года и даже попытка полной блокады региона со стороны Кишинева и Киева в 2006 году
Справедливости ради надо отметить, что приднестровские элиты также были не в восторге от воссоединения с Молдовой, но вынуждены были уступать напору российского переговорщика. В Тирасполе демарш молдавского лидера был воспринят даже с облегчением, но по понятным причинам прямо об этом никто не говорил.
Так был упущен реальный шанс урегулировать "приднестровскую проблему". Тогда же поднялась волна демонизации федеративного устройства Молдавии как такового.
Вероятно, такой антифедерализм имел своей целью не допустить сохранение под любым видом российского влияния на периферии Евросоюза. Однако вместе с этим был отвергнут эффективный механизм разрешения этнических и региональных противоречий в ряде постсоветских государств.
"Плана Козака" – это ещё и историческая развилка, которая могла повлиять на последующие украинские события. Кто знает, возникни в Молдавии прецедент разрешения межэтнических и региональных противоречий через федерализацию и большого кровопролития на Донбассе удалось бы избежать.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала