Пиночет, дети из Калифорнии, дорогу - Китаю. В столице раскрыли секреты Московского кинофестиваля (ММКФ)
15:30 06.04.2023 (обновлено: 12:46 10.04.2023)
В среду 5 апреля в Москве прошла пресс-конференция Московского международного кинофестиваля (ММКФ). Председатель отборочной комиссии, продюсер и киноэксперт Иван Кудрявцев рассказал о самых актуальных трендах фестиваля в этом году
Проблемы молодежи, плутовские романы, интернационал
Настоящим открытием года, по словам Кудрявцева, стало внезапное, но прицельное внимание российского и мирового кино к проблемам молодежи, пропасти и непониманию между поколениями. Кудрявцев связывает эту тенденцией с пандемией: кинематографисты всего мира оказались один на один со своими детьми и внуками, неожиданно обнаружили, что поколения попросту не понимают друг друга.
На фестивале под эту тематику специально выделена отдельная программа – "Трудный возраст", в которую свои картины прислали мастера из США, Италии, Мексики, Казахстана, и многих-многих других стран.
Фокус конкурса короткометражного кино – семейные взаимоотношения, проблема отцы и дети, а также – люди и соцсети, рассказала глава отбора Надежда Королева. Хедлайнером острой темы и качества она назвала фильм корейского режиссера Чон Бом-Сика "Ютьюберы" о зависимости подростков от интернета.
Встретятся в конкурсной программе и совершенно неожиданные темы. Например, будет представлена картина о женской наркомании в Иране, цикл документальных фильмов о российских тюрьмах,
Вопреки санкциям. География фестиваля
В этом году география фестиваля расширилась на целых 10%, с гордостью рассказали организаторы. Участвуют более 60-ти стран, среди вновь присоединившихся: Швеция, Болгария, Дания, Таиланд, Сингапур, Норвегия, Египет, Сирия, Танзания, Саудовская Аравия.
Кинокритик и режиссер Евгения Тирдатова подчеркивает, несмотря на огромное разнообразие, абсолютный лидер – Латиноамериканские страны, приславшие комиссии почти три десятка картин. И так как фестиваль многие годы строжайше соблюдает принцип премьерности – все это – мировые премьеры.
"Радостно отметить две вещи: кинематографисты даже тех стран, которые сегодня с нами "не в друзьях", продолжают с нами работать, и понимают, что кино – это объединяющая сила и нет смысла разрывать многолетние связи", - рассказала Тирдатова.
Среди таких стран – Франция, Испания, Германия, и даже Соединенные Штаты Америки. Кроме того, комиссия сохраняет интригу о том, кто именно из французских режиссеров-конкурсантов собирается посетить Москву лично. В конкурсе короткометражного кино представлены две французские картины: "Ночь обезьяны" Элоиза Аддада и "Эльза" Жан-Марка Гильке. Журналистам пообещали: с кем-то из них будет возможность пообщаться на фестивале лично.
Второе место после России – по количеству участников и картин – занял Китай. Кудрявцев называет китайский кинематограф "новым мировым локомотивом".
Впервые на ММКФ – кинокартины из Монголии. До этого времени мир воспринимал страну как "обочину глобального кинопроцесса", но технологическая революция, совершающаяся на наших глазах, кардинально изменила ситуацию, уверен глава комиссии.
"Надеюсь, Джордж Лукас не подаст на нас в суд" и другие сюрпризы фестиваля
Фильм открытия: "Снегирь" российского режиссера Бориса Хлебникова.
"Это большое кино. Не только по масштабу съемок, в смысле внутренней силы – оно большое", – говорит продюсер ленты Сергей Сельянов.
Главные роли в картине исполнили: Александр Робак, Тимофей Трибунцев, Макар Хлебников и другие. Сценарий написали Наталия Мещанинова и Борис Хлебников по мотивам романа Георгия Владимова "Три минуты молчания". Это картина о банде морскиъх бродяг, оказавшихся на рыболовном судне – плавучем доме для них. Шторм, стихия, столкновение разных миров – мира каждого из персонажей – составляют конфликтную драматургию фильма.
Главные роли в картине исполнили: Александр Робак, Тимофей Трибунцев, Макар Хлебников и другие. Сценарий написали Наталия Мещанинова и Борис Хлебников по мотивам романа Георгия Владимова "Три минуты молчания". Это картина о банде морскиъх бродяг, оказавшихся на рыболовном судне – плавучем доме для них. Шторм, стихия, столкновение разных миров – мира каждого из персонажей – составляют конфликтную драматургию фильма.
Фильм закрытия: испанская картина Алекса Морелло и Дани де ла Орден "42 секунды". Фильм рассказывает о победе духа, о борьбе со своими внутренними демонами. Приключения команды Испании по водному поло, когда Испания у себя дома, в Барселоне – столице Каталонии принимала Летние Олимпийские игры. В ней много неожиданного, эта картина – настоящее адреналиновое кино, которое заставит ас сидеть на кромке кресла и сжимать пальцами подлокотники.
Еще одна мировая премьера, которой – не год и не два, а почти целое столетие! – программа "Русский Голливуд на Сене", которую фестивалю предложили французские кинематографисты. Речь идет о том, как в 20-е годы русские эмигранты, покинувшие Россию после Великой Октябрьской Революции, организовали во Франции киностудию "Альбатрос", она стала одной из крупнейших в стране. Несколько эпизодов одной из первых экранизаций "Трех мушкетеров" Александра Дюма, снятой Андри Диаман-Бержер.
Другая "острая, чтобы не умереть от скуки", как отметил режиссер Сергей Мирошниченко, иностранная программа – "Ночь над Чили": фильмы режиссеров, лично пострадавших во время диктатуры Аугусто Пиночета.
Кинокритик Егор Москвитин анонсировал рограмму "Дикие ночи": "праздник непослушания", как он называет ее: "ужастики, триллеры, хорроры и прочая непотребщина". Важные темы в простых и доступных жанрах – главный принцип этой программы: тоталитаризм, как с себя чувствует женщина в патриархальном обществе, мрачная история о подростке, который совершает суицид из-за буллинга.
Необыкновенную историю рассказал Москвитин: один из фильмов "Диких ночей" - "Приключения Джорджа и его надоедливой сестры" - любительская съемка обычной калифорнийской семьи, с которой через соцсети подружился кинофестиваль: "сказка про серого волка, вывернутая наизнанку, которая показывает, что семейная жизнь может быть приключением."
Внеконкурсная программа, о которой заявил Сергей Лаврентьев - "Экранные войны. Эпизод IV: кинотеатр наносит ответный удар" - программа широкоэкранного кино в формате "Звездных войн" американского режиссера Джорджа Лукаса.
"Мы обыграли борьбу кинотеатра и телевизора в конце 40-х годов, это по-настоящему авантюрная история! Надеюсь, Джордж Лукас не подаст на нас в суд", - шутя, рассказывает Сергей Лаврентьев.
Отдельным блоком выделены блокбастеры из самых неожиданных стран: к примеру, - Нигерии, от которой мало кто ожидает громких кинопремьер. И, тем не менее, Сергей Каптерев отмечает, что это будут невероятно интересные и неожиданные сюрпризы, особенно – от Африканских стран.