https://ukraina.ru/20230304/1044039636.html
Мир "Великого кольца": легенда о Брахме и Мохини
Мир "Великого кольца": легенда о Брахме и Мохини - 28.11.2023 Украина.ру
Мир "Великого кольца": легенда о Брахме и Мохини
Эта легенда появилась в индийской части романа Иван Ефремова "Лезвие бритвы" со ссылкой на Брахмавайварта-пурану (одна из священных книг индуизма). При всём... Украина.ру, 28.11.2023
2023-03-04T05:53
2023-03-04T05:53
2023-11-28T14:17
мир "великого кольца"
иван ефремов
литература
история
миф
мораль
индия
философия
эксклюзив
религия
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103409/91/1034099157_0:0:1500:845_1920x0_80_0_0_7f26ba5122304174b7fb46357458c05e.jpg
Эта легенда появилась в индийской части романа Иван Ефремова "Лезвие бритвы" со ссылкой на Брахмавайварта-пурану (одна из священных книг индуизма). При всём интересе Ивана Антоновича к индийской мифологии и философии, этот фрагмент скорее играет роль нравоучительной притчи, а не справки по мифологии.Текст, в передаче Ефремова, выглядит так:"Мохини загорелась неистовой страстью к Брахме, но он не заметил её, погруженный в раздумье, и прошёл мимо. Мохини была в отчаянии, перестала есть, забыла всех любовников, только и думала о Брахме. Подруга её, тоже прекраснейшая из апсар, Рамбха, посоветовала упросить бога любви и страсти Каму помочь Мохини. Кама привел её на небо Брахмы, и она очаровала его. Однако он быстро охладел и удалил от себя апсару, пытаясь её уговорить отказаться от любви. Мохини молила его не отвергать её, но Брахма сказал, что углублен в созерцание глубин мира и Мохини его не интересует. Тогда апсара разгневалась и прокляла Брахму за то, что он высмеял её, когда она искала у него прибежища любви. Мохини возвестила Брахме, что его теперь не будут почитать, как других богов. И действительно, высший бог Тримурти не пользуется в Индии до сей поры таким почитанием, как многие, даже низшие в пантеоне божества.Брахма, под впечатлением проклятия апсары, пришёл к Вишну, и тот сильно порицал его. Он указал Брахме, что, зная Веду, ему должно быть известно, что он совершил преступление, худшее, чем убийца. Женщины есть пальцы природы и драгоценности мира. Мир Брахмы должен быть миром радости, а он зачем-то укротил свою страсть. Если женщина воспылает любовью к мужчине и придёт к нему, мечтая отдаться, то он, даже не испытавший к ней прежде страсти, не должен отвергать её. Иначе он навлечет на себя несчастья в этом мире, а после смерти подвергнется карам испорченной Кармы во многих будущих жизнях. Мужчину не осквернит связь с женщиной, добровольно ищущей его любви, даже если она замужем или лёгкого поведения".Комментарий для единожды рождённых*:Апсары – индийский вариант нимф (духи воды и облаков), небесные танцовщицы и куртизанки.Брахма – бог – творец Вселенной в индийской мифологии.Вишну – бог – хранитель Вселенной.Тримурти – три главных бога индийского пантеона: Брахма – создатель, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель.Кама – бог любви, вооружённый цветочным луком.Смысл нравоученияПритча эта потребовалась Ивану Антоновичу в целях сугубо личных.Его образ жизни (открытое двоежёнство и т.п.) даже по нынешним временам выглядит несколько… своеобразным. А уж по тем временам…Кстати, по тем временам тоже не всё было однозначно. Трудно поверить, что Ивана Антоновича не пропесочивали в разных инстанциях за ненадлежащий образ жизни. Полагаем, что тут сыграли свою роль три момента.Во-первых, понятно, что сексуальная революция 20-х годов затронула на порядок меньше людей, чем такая же революция 90-х. Понятно и то, что в сталинские времена революционные моды трактовались как распущенность. Тем не менее, и в 50-е и, особенно, в 60-е годы такие артефакты 20-х как Ефремов выглядели ностальгично – как дом в стиле раннего конструктивизма в окружении сталинского ампира.Во-вторых, всё же ещё не наступили благословенные времена брежневского "застолья", когда доктор наук и профессор должен отчитываться о своей личной жизни перед правлением гаражно-строительного кооператива (фильм "Гараж" был снят в 1979 году, Ефремов умер в 1972). "Гараж" это, конечно, комедия, но автор статьи застал ещё времена, когда вопросы о супружеской неверности ставились на заседаниях партийных и комсомольских комитетов…В-третьих, вольную в отношении противоположного пола жизнь вёл не только Ефремов, но и многие представители номенклатуры. В Киеве ещё и в 90-е годы ходили слухи о потрясающих успехах Леонида Кравчука в "работе с женским активом столицы".В общем, ссылаясь на входящую тогда в моду индийскую философию, Ефремов оправдывал свои сексуальные практики, далёкие от общепринятой морали. Интересно, что рассуждения Маркса и Энгельса на ту же тему (пресловутая "общность жён" в "Манифесте коммунистической партии") он не использует – тут точно можно было нарваться. А вот апелляция к преданьям старины глубокой, к тому же – из мифологии дружественной страны, была простительна.Мифологический аспектВообще Брахмавайварта-пурана – интереснейший документ. Она написана в XV-XVI веке и демонстрирует изменение индуистской мифологии.Изначально она напоминала классическую греческую. Верховным божеством (раджей богов) был бог грома и молнии Индра. Брахма и Шива, обладая большим могуществом, занимали положение если не подчинённое, то отстранённое. В общем, древнеиндийский пантеон представлял силы природы.Вишну, видимо, был божеством сравнительно позднего происхождения и связан с непосредственной жизнью людей на земле. Кришна изначально был его аватаром (воплощением для посещения Земли), а позже, в кришнаизме, стал верховным богом, а Брахма, Вишну и Шива – его воплощениями. В Брахмавайварта-пуране Кришна уже фигурирует как верховный бог – бхагаван.Не удивительно, что Вишну, младший из Адтьев (дети Адити – матери богов), делает выволочку самом Брахме – создателю Вселенной за неправильное отношение к женщине. Образ создателя мира явно пережил сильную инфляцию. Кажется мир был сочтён недостаточно совершенным…Ну и самое интересное: Мохини – не апсара. Это женское воплощение самого Вишну. В этом свете конфликт приобретает совсем другую окраску – Вишну сам спровоцировал Брахму и сам же его отчитывает. То ли он посредством Мохини пытается получить над ним власть, то ли пытался ухитить у него какую-то ценность. Аналогичная сценка присутствует в "Шримад Бхагаватам" – там жертвой манипуляций Мохини становится уже Шива.Трудно сказать, знал ли эти детали Ефремов, но при таком подходе к делу его рекомендации всегда идти навстречу влюблённой женщине выглядят неоднозначно. Откуда вы знаете, она правда влюблена или хочет от вас что-то получить, своей ли корысти ради или волею пославшего ея, ну, допустим, Вишну?* Дваждырождёнными ("двиджа") в Индии называют членов высшей варны – брахманов (священнослужителей), получающих второе рождение в ходе обряда упанаяны.
https://ukraina.ru/20230204/1043241610.html
https://ukraina.ru/20221015/1039661051.html
https://ukraina.ru/20221022/1039899436.html
индия
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103409/91/1034099157_65:0:1470:1054_1920x0_80_0_0_56a535ca7a034ace5c64a101faea0fbf.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
иван ефремов, литература, история, миф, мораль, индия, философия, эксклюзив, религия
Эта легенда появилась в индийской части романа Иван Ефремова "Лезвие бритвы" со ссылкой на Брахмавайварта-пурану (одна из священных книг индуизма). При всём интересе Ивана Антоновича к индийской мифологии и философии, этот фрагмент скорее играет роль нравоучительной притчи, а не справки по мифологии.
Текст, в передаче Ефремова, выглядит так:
"Мохини загорелась неистовой страстью к Брахме, но он не заметил её, погруженный в раздумье, и прошёл мимо. Мохини была в отчаянии, перестала есть, забыла всех любовников, только и думала о Брахме. Подруга её, тоже прекраснейшая из апсар, Рамбха, посоветовала упросить бога любви и страсти Каму помочь Мохини. Кама привел её на небо Брахмы, и она очаровала его. Однако он быстро охладел и удалил от себя апсару, пытаясь её уговорить отказаться от любви. Мохини молила его не отвергать её, но Брахма сказал, что углублен в созерцание глубин мира и Мохини его не интересует. Тогда апсара разгневалась и прокляла Брахму за то, что он высмеял её, когда она искала у него прибежища любви. Мохини возвестила Брахме, что его теперь не будут почитать, как других богов. И действительно, высший бог Тримурти не пользуется в Индии до сей поры таким почитанием, как многие, даже низшие в пантеоне божества.
Брахма, под впечатлением проклятия апсары, пришёл к Вишну, и тот сильно порицал его. Он указал Брахме, что, зная Веду, ему должно быть известно, что он совершил преступление, худшее, чем убийца. Женщины есть пальцы природы и драгоценности мира. Мир Брахмы должен быть миром радости, а он зачем-то укротил свою страсть. Если женщина воспылает любовью к мужчине и придёт к нему, мечтая отдаться, то он, даже не испытавший к ней прежде страсти, не должен отвергать её. Иначе он навлечет на себя несчастья в этом мире, а после смерти подвергнется карам испорченной Кармы во многих будущих жизнях. Мужчину не осквернит связь с женщиной, добровольно ищущей его любви, даже если она замужем или лёгкого поведения".
Комментарий для единожды рождённых*:
Апсары – индийский вариант нимф (духи воды и облаков), небесные танцовщицы и куртизанки.
Брахма – бог – творец Вселенной в индийской мифологии.
Вишну – бог – хранитель Вселенной.
Тримурти – три главных бога индийского пантеона: Брахма – создатель, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель.
Кама – бог любви, вооружённый цветочным луком.
Притча эта потребовалась Ивану Антоновичу в целях сугубо личных.
Его образ жизни (открытое двоежёнство и т.п.) даже по нынешним временам выглядит несколько… своеобразным. А уж по тем временам…
Кстати, по тем временам тоже не всё было однозначно. Трудно поверить, что Ивана Антоновича не пропесочивали в разных инстанциях за ненадлежащий образ жизни. Полагаем, что тут сыграли свою роль три момента.
Во-первых, понятно, что сексуальная революция 20-х годов затронула на порядок меньше людей, чем такая же революция 90-х. Понятно и то, что в сталинские времена революционные моды трактовались как распущенность. Тем не менее, и в 50-е и, особенно, в 60-е годы такие артефакты 20-х как Ефремов выглядели ностальгично – как дом в стиле раннего конструктивизма в окружении сталинского ампира.
Во-вторых, всё же ещё не наступили благословенные времена брежневского "застолья", когда доктор наук и профессор должен отчитываться о своей личной жизни перед правлением гаражно-строительного кооператива (фильм "Гараж" был снят в 1979 году, Ефремов умер в 1972). "Гараж" это, конечно, комедия, но автор статьи застал ещё времена, когда вопросы о супружеской неверности ставились на заседаниях партийных и комсомольских комитетов…
В-третьих, вольную в отношении противоположного пола жизнь вёл не только Ефремов, но и многие представители номенклатуры. В Киеве ещё и в 90-е годы ходили слухи о потрясающих успехах Леонида Кравчука в "работе с женским активом столицы".
В общем, ссылаясь на входящую тогда в моду индийскую философию, Ефремов оправдывал свои сексуальные практики, далёкие от общепринятой морали. Интересно, что рассуждения Маркса и Энгельса на ту же тему (пресловутая "общность жён" в "Манифесте коммунистической партии") он не использует – тут точно можно было нарваться. А вот апелляция к преданьям старины глубокой, к тому же – из мифологии дружественной страны, была простительна.
Вообще Брахмавайварта-пурана – интереснейший документ. Она написана в XV-XVI веке и демонстрирует изменение индуистской мифологии.
Изначально она напоминала классическую греческую. Верховным божеством (раджей богов) был бог грома и молнии Индра. Брахма и Шива, обладая большим могуществом, занимали положение если не подчинённое, то отстранённое. В общем, древнеиндийский пантеон представлял силы природы.
Вишну, видимо, был божеством сравнительно позднего происхождения и связан с непосредственной жизнью людей на земле. Кришна изначально был его аватаром (воплощением для посещения Земли), а позже, в кришнаизме, стал верховным богом, а Брахма, Вишну и Шива – его воплощениями. В Брахмавайварта-пуране Кришна уже фигурирует как верховный бог – бхагаван.
Не удивительно, что Вишну, младший из Адтьев (дети Адити – матери богов), делает выволочку самом Брахме – создателю Вселенной за неправильное отношение к женщине. Образ создателя мира явно пережил сильную инфляцию. Кажется мир был сочтён недостаточно совершенным…
Ну и самое интересное: Мохини – не апсара. Это женское воплощение самого Вишну. В этом свете конфликт приобретает совсем другую окраску – Вишну сам спровоцировал Брахму и сам же его отчитывает. То ли он посредством Мохини пытается получить над ним власть, то ли пытался ухитить у него какую-то ценность. Аналогичная сценка присутствует в "Шримад Бхагаватам" – там жертвой манипуляций Мохини становится уже Шива.
Трудно сказать, знал ли эти детали Ефремов, но при таком подходе к делу его рекомендации всегда идти навстречу влюблённой женщине выглядят неоднозначно. Откуда вы знаете, она правда влюблена или хочет от вас что-то получить, своей ли корысти ради или волею пославшего ея, ну, допустим, Вишну?
* Дваждырождёнными ("двиджа") в Индии называют членов высшей варны – брахманов (священнослужителей), получающих второе рождение в ходе обряда упанаяны.