Ценное сырьё. Куда деть миллионы тонн мариупольских строительных отходов - 28.02.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ценное сырьё. Куда деть миллионы тонн мариупольских строительных отходов

© РИА Новости . Сергей Аверин / Перейти в фотобанкПереработка снесенных в Мариуполе аварийных зданий
Переработка снесенных в Мариуполе аварийных зданий - РИА Новости, 1920, 28.02.2023
Читать в
Восстановление Мариуполя ставит перед властями, строителями и инженерами нетривиальные задачи. Помимо необходимости отремонтировать повреждённые дома и вернуть к жизни десятки объектов социальной инфраструктуры, нужно решить крайне непростую задачу с накопившимися строительным мусором.
Бои превратили город в полигон различных отходов, где в одной гигантской куче замешаны битое стекло, деревянные и пластиковые оконные рамы, вернее куски от них, такие же мебель, металл и, главное, два с половиной миллиона тонн того, что ещё недавно было стенами домов.
Самое время понять, есть ли у этого мусора будущее помимо вечного хранения на полигонах — привычной судьбы для строительных отходов.
Мусорные терриконы
Основной массив строительного мусора в Мариуполе — такая ситуация будет во всех городах, пострадавших от боевых действий — стены многоквартирных домов во всём их разнообразии от лёгкого и непрочного пенобетона до крепкого кирпича и тяжёлого железобетона. В Мариуполе под них выделили отдельный полигон площадью 37 га, а федеральные власти передали четыре дробильных установки и четыре машины "Грохот". Эти машины позволят переработать 2,5 млн тонн накопленного строительного мусора в бетонную крошку. К слову, мариупольские 2,5 млн тонн строительного мусора примерно соответствуют годовому объёму аналогичных отходов Москвы.
Мощность дробильных установок и их модель неизвестны, но, судя по словам премьер-министра ДНР Виталия Хоценко, "мощности одной мариупольской площадки хватит на переработку миллиона кубометров строительных отходов в год". С учётом того, что демонтаж аварийных и разрушенных строений далёк от завершения — снесли выше 287 зданий из более чем 400 — строительного мусора будет явно больше текущих 2,5 млн тонн. Насколько больше сказать сложно, но ясно - не меньше 4 млн тонн. Следовательно, работы по переработке строительных отходов года на 4, не меньше.
Всему этому ещё нужно дать вторую жизнь, а не оставить недалеко от города в виде новых терриконов.
Подготовка к запуску химзавода Стирол началась в ДНР - РИА Новости, 1920, 21.02.2023
В Донецкой Народной Республике мощные предприятия простаивают в ожидании инвестиций – премьер ХоценкоМножество мощных промышленных предприятий Донецкой Народной Республики, которые возможно восстановить, простаивают. Об этом 21 февраля заявил председатель правительства республики Виталий Хоценко, передает РИА Новости
Дороги с оговорками
Но мало просто переработать куски стен (кирпич и железобетон), оконных рам и стёкол. Вторсырью ещё нужно дать вторую жизнь.
Начнём с самого объёмного мусора, то есть со стен. Чиновники, говоря о переработке мариупольского мусора, утверждают, что стены будут превращены в бетонную крошку, то есть вторичный щебень, и использованы для строительства дорог. Охотно им верим, но есть ряд особенностей.
Первая же мысль, которая приходит на ум при словах "дороги", "Мариуполь" и "бетонная крошка" — строительство трассы Ростов-на-Дону — Джанкой через Мариуполь и Мелитополь. Возведение 600-км дороги уже анонсировано, проект поддержан президентом Путиным.
Её ориентировочная стоимость, по оценке врио губернатора Херсонской области Владимира Сальдо, составит от 350 до 400 млрд рублей. Сумма колоссальная, особенно с учётом того, что 250-км крымская "Таврида" обошлась в 150 млрд рублей (участок за 20 млрд рублей закончат в этом году). Дорога через Приазовье будет четырёхполосной, а пропускная способность составит свыше 30 тыс. автомобилей в сутки.
И вот здесь кроется главная проблема: 4 полосы и 30 тыс. машин — это дорога первой категории. А для их строительства запрещено использовать вторичный щебень: его прочность в 2–3 раза меньше, чем у гранитного щебня и от 1,5 до 3 раз меньше, чем у гравийного щебня. Плюс морозостойкость вторичного щебня в 2,5–3 раза меньше, чем у гранитного и гравийного. Использование такого щебня при строительстве дороги первой категории приведёт к тому, что такая дорога будет достаточно быстро продавлена фурами — сейчас по дорогам Приазовья в Крым приезжают ежедневно от 300 до 700 большегрузов — затем через трещины в асфальте вторичный щебень начнёт впитывать влагу. Спустя несколько сотен циклов замерзания и оттаивания дорога поплывёт и начнёт просаживаться.
Мясоперерабатывающий комбинат в Челябинской области - РИА Новости, 1920, 10.02.2023
Без колбасы не останемся: как два предприятия из ЛНР помогут выйти из кризиса мясопереработке РоссииФевраль принёс тревожные новости об отечественной пищевой промышленности: сперва основатель агрохолдинга "АгриВолга" Сергей Бачин сообщил о 90% зависимости производителей сыров и кисломолочных продуктов от европейских заквасок, а затем уже Национальный союз мясопереработчиков сообщил о дефиците оболочек для выпуска сосисок и колбас
Поэтому вторичный щебень из Мариуполя на трассе Ростов-на-Дону — Джанкой мы не увидим. Но это не означает, что чиновники нам солгали. Вторичный щебень пригоден для строительства дорог с невысокими нагрузками, хорош как бетонный заполнитель при заливке заводских и складских полов, производстве изделий из бетона, а также укреплении подвижных грунтов.
Следовательно, он пригодится при ремонте второстепенных городских дорог и возведении промышленных зон, а также строительстве набережных. То есть будет востребованным, но с оговорками. А если учесть, что цена вторичного щебня колеблется в коридоре от 600 до 1200 рублей за тонну, то в деньгах его в Мариуполе уже коплено как минимум на 1,5 млрд рублей. И это, не говоря о 40 млн тонн шлама на территории "Азовстали", который будет переработан в цемент так не пригоден для строительства дорог, способных выдерживать серьёзные нагрузки.
Переработка стен во вторичный щебень — это, пожалуй, наиболее простая, но трудоёмкая и отнимающая много времени, задача. Куда сложнее решить ребус с остальными отходами.
Окна и стёкла
И речь не о металле, который без проблем освободят от бетона, а затем отправят на переплавку, или дереве, которое прекрасно горит или просто гниёт, не доставляя хлопот.
Предстоит переработать сотни тысяч метров профиля от пластиковых окон и дверей. Понять масштаб задачи можно на примере московской реновации: в её рамках расселению подлежали 350 тыс. квартир в пятиэтажках. В них насчитывалось около 2 млн м2 окон и балконных дверей, из которых 40% (0,8 млн м2) составляла советская "столярка", а остальные 60% (1,2 млн м2) — приходились на пластик. Автору не удалось найти сведений о площади сносимых домов в Мариуполе, но это и не особо важно: очевидно, что там не будет 350 тыс. квартир так как в городе на пике проживало 500 тыс. человек. Но остроты проблемы с мусором это не снимает.
Решили ли в Москве проблему с окнами и стёклами? И да, и нет. В Москве по-прежнему нет отдельного предприятия, которое специализировалось на переработке пластиковых рам, но пластик активно перерабатывают. Изначально, ещё в 2017 году предполагалось, что переработку ПВХ-рам организует французская компания SUEZ, но в 2020 году, когда городские власти в лице Марата Хуснуллина, занимавшего тогда пост заммэра по вопроса градостроительной политики и строительства, подписывали соглашение, говорили уже не о переработке рам, а мусоре и грунте в целом. Работает ли СП с SUEZ сейчас — не ясно. Но очевидно, что мощности по переработке ПВХ-профиля в Мариуполе нужны.
Во-первых, ВПХ-окна перерабатываются до 7 раз, а стоимость 1 кг переработанного пластика в 2020 году обходилась в 45 рублей против 70-80 кг за 1 кг нового. При производстве нового профиля допускается использование от 30 до 75% вторичного сырья. То есть переработка экономически выгодна.
Во-вторых, в России с 2027 года начнётся период массовой замены пластиковых окон, пик которого придётся на 2030-2035 годы. Территория бывшей Украины в этом плане исключением не станет — там пластиковые окна стали устанавливать тогда же, когда и в России.
Следовательно, на новых территориях нужно создавать мощности по переработке ПВХ-профиля и производству новых окон из переработанного сырья. Заодно нужно решать проблему с битым стеклом, то есть перезапускать Лисичанский стекольный завод. Без работы эти предприятия точно не останутся — объёмы отходов накоплены колоссальные, а их переработка позволит сохранить деньги, создать рабочие места и очистить загаженную ещё до СВО природу. Заодно Мариуполь получит возможность стать центром производства строительных материалов.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала