Мир "Великого кольца": молот ведьм против "молота ведьм" - 11.02.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мир "Великого кольца"

Мир "Великого кольца": молот ведьм против "молота ведьм"

Читать в
ДзенTelegram
Одной из основных идей творчества Ивана Ефремова является психическое и физическое взаимодополнение мужчины и женщины. Для более полного понимания этого взаимодополнения необходимо было поднять авторитет женщины, что предполагало борьбу с "религиозными пережитками" (подлинными и мнимыми). В частности – распредмечивание понятия "ведьма".
В романе "Лезвие бритвы" борьбе с "неправильным" представлением о сущности ведьмы посвящено довольно много места.
Вначале герой романа – медик Гирин, таким образом объясняет своей подружке Симе, что слово "ведьма" "происходит от "ведать" – знать и обозначало женщину, знающую больше других, да еще вооруженную чисто женской интуицией. Ведовство – понимание скрытых чувств и мотивов поступков у людей, качество, вызванное тесной и многогранной связью с природой. Это вовсе не злое и безумное начало в женщине, а проницательность. Наши предки изменили это понимание благодаря влиянию Запада в средневековье и христианской религии, взявшей у еврейской дикое, я сказал бы – безумное, расщепление мира на небо и ад и поместившей женщину на адской стороне! А я всегда готов, образно говоря, поднять бокал за ведьм, проницательных, веселых, сильных духом женщин, равноценных мужчинам!"
Честно говоря, последняя фраза портит весь пафос этого панегирика "ведьмам". Получается, что действительно быть равноценными мужчинам могут быть не только лишь все женщины, а исключительно ведьмы. Но не будем строги к автору, пронимая во внимание его добрые намерения и симпатичную трактовку понятия.
В общем, попытка хорошая, но вряд ли удачная – слово имеет столько коннотаций, преимущественно негативного характера, что задача поменять сам культурный фон, связанный с этим словом, по-видимому нерешаемая.
Несколько позже Гирин ведёт Симу в Музей книги где демонстрирует ей экземпляр "Malleus Maleficārum" (традиционно переводится как "Молот ведьм") – одной из наиболее известных средневековых книг по ведовству и демонологии, написанную в 1486 году. По его словам, это "издание примерно пятое, конец пятнадцатого века" (на самом деле – третье, 1494 года).
Мир "Великого кольца": теория красоты
Далее следует длинная лекция об истории инквизиции, демонстрирующая изрядную начитанность автора романа. Хотя закавыченные цитаты из книги Николая Сперанского "Ведьмы и ведовство" (первое издание – 1906 год) в прямой речи Гирина несколько смущают, но у автора статьи есть знакомый, который способен цитировать довольно длинные периоды из прозаических литературных произведений. А Хорхе Борхес ухитрялся ссылки на источники (шуточные конечно – "смотри параграф надлежащей части") вставлять даже в стихи.
По мнению Гирина, охота на ведьм в средневековой Европе была связана с двумя факторами:
Во-первых, с боязнью и завистью к умным женщинам – "ведьмам" в том смысле, который использует Ефремов.
Во-вторых, с эпидемией психических и нервных заболеваний, преимущественно – истерии, от которых страдали, главным образом, женщины.
При этом охота именно на женщин связана с особым представлением о женщинах в авраамических религиях. Тут цитируется сам "Молот ведьм": "если бы не женская извращённость, мир был бы свободен от множества опасностей. Женщины далеко превосходят мужчин в суеверии, мстительности, тщеславии, лживости, страстности и ненасытной чувственности. Женщина по внутреннему своему ничтожеству всегда слабее в вере, чем мужчина. Потому гораздо легче от веры и отрекается, на чём стоит вся секта ведьм" (трудно избавиться от впечатления, что у автора сего труда, приора Генриха Крамера, подписавшегося как Генрикус Инститор, были какие-то свои особо извращённые отношения с женщинами ещё до того, как он посвятил себя службе сатане).
Мир "Великого кольца": Ефремов и гендерная лингвистика
Много внимания уделяется вопросам расследования дел о ведовстве с упором на то, что "необыкновенность и таинственность этих совершенно исключительных дел ведут к беспомощности обычной судебной процедуры". Общеизвестный факт – книга была описана по итогам неудачного для Крамера судебного процесса, в ходе которого все обвинявшиеся им в колдовстве женщины были оправданы.
Ефремов, впрочем, очень сильно перегибает палку в вопросах разоблачения католицизма вообще и "Молота ведьм в частности".
Он, например, явно демонстрирует незнание истории вопроса – инквизиция началась вовсе не с охоты на ведьм и никогда к ней не сводилась. Это конкретная тема книги Сперанского.
Целью инквизиторов не было получение признания в общении с дьяволом любой ценой – целью было раскаяние и отречение от дьявола. Правда, за этим как правило всё равно следовала казнь, в расчёте на последующее райское воздаяние – средневековое отношение к жизни и смерти существенно отличалось от современного, тем более, что жизнь была тяжёлая и недолгая.
Некоторое изумление вызывает то, как легко психолог Гирин ставит психиатрические диагнозы давно умершим людям, например – Сократу. Неудобно об этом писать, но Сократ, по сути, литературный персонаж, о котором нам известно из сочинений современников (например, из комедии Аристофана "Облака").
Логика автора нередко вызывает недоумение. Он, например, пишет о том, что католичество "на века отбросило назад человечество – вернее, нашу европейскую цивилизацию – и поставило Европу на грань полного экономического краха. Если бы не подоспело ограбление Азии и Африки, то вряд ли Европа выдержала бы такой крах своей культуры и воспитания".
При этом как-то забывается, что только благодаря католичеству в Европе вообще сохранилась какая-то научная мысль и что "ограбление Азии и Африки" стало возможно за счёт технического и общекультурного превосходства Европы над странами, которые католичества не знали.
Впрочем, при обнаружении такого рода противоречий герои Ефремова прекращают дискуссию, ссылаясь на "диалектическое единство".
  - РИА Новости, 1920, 15.10.2022
Мир "Великого кольца": женщины Торманса
В сухом остатке имеем:
- небезынтересную формулировку понятия "ведьма";
- постановку вопроса о роли психических эпидемий в средневековых обществах (увы, это и сейчас тема скорее литературная, чем научная, поскольку материала очень мало, свидетельства очевидцев ненадёжны);
- антикатолическую пропаганду на характерном для советского "научного атеизма" уровне.
P.S.: В связанных с этой темой частях романа содержится забавная "пасхалочка" – от Симы Гирин едет на 3-ю улицу Строителей (адрес не назван, но разве могут быть сомнения, что это дом 25, квартира 12 – какие ещё там адреса могут быть?). Действие происходит в Москве, но прототип Гирина - ленинградский (!) медик Алексей Быстров. Не знаем, существует ли какая-то связь между этим моментом и "Иронией судьбы", снятой через более чем десятилетие после выхода в свет "Лезвия бритвы", однако роман этот в СССР был весьма популярен, Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов вполне вероятно его читали.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала