https://ukraina.ru/20230205/1043087991.html
"Вокруг Булгакова": читая Уэллса
"Вокруг Булгакова": читая Уэллса - 05.02.2023 Украина.ру
"Вокруг Булгакова": читая Уэллса
, творец не из последних, не стеснялся писать: "если из меня вытряхнуть прочитанное, что останется?" Заимствование идей и сюжетов – обычное явление в... Украина.ру, 05.02.2023
2023-02-05T05:46
2023-02-05T05:46
2023-02-05T05:46
"вокруг булгакова"
эксклюзив
михаил булгаков
литература
фантастика
"собачье сердце"
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103037/82/1030378202_0:15:900:521_1920x0_80_0_0_7f7d98f24e7394ff20b1f43870d5ead2.jpg
Владимир Маяковский, творец не из последних, не стеснялся писать: "если из меня вытряхнуть прочитанное, что останется?" Заимствование идей и сюжетов – обычное явление в творчестве. Ничего сомнительного и постыдного тут нет. Потому и не удивляемся мы, когда видим в литературных произведениях разных авторов следы прочитанного и увиденного.Михаила Булгакова не принято называть писателем-фантастом – это следы древнего заблуждения ещё сталинских времён, когда фантастика считалась литературой развлекательной и юношеской (удивительно, но и сейчас встречаются персонажи, которые через губу объясняют, что "настоящая литература" это только нон-фикшн).Впрочем, вернёмся к Булгакову, который Герберта Джорджа Уэллса, остающегося популярным и по сей день, прекрасно знал. Какие же произведения Уэллса просвечивают сквозь булгаковский текст?"Пища богов" – роман 1904 года. Начинается он с того, что двое учёных открывают гормон роста и проводят эксперимент — кормят цыплят этим веществом. Крысы и осы, которые случайно получили доступ к "пище богов", тоже выросли до гигантских размеров и стали смертельно опасными для людей.Это, разумеется, предпосылка к "Роковым яйцам", со всей их проблематикой компетентности и ответственности учёного. Правда, в духе времени, химия заменена на физику – во времена Булгакова актуальной в фантастике была тема "лучей смерти" (вспомним "Гиперболоид инженера Гарина" Алексея Толстого), а химическое оружие было скучной повседневностью."Война миров", 1897 год. На Землю высаживаются злобные марсиане, которые при помощи теплового луча (!) и химического оружия подавляют сопротивление британской армии, но оказываются беззащитными перед земными бактериями.Это уже завершение "Роковых яиц" – армия несёт огромные потери, сдерживая наступление расплодившихся гигантских змей, крокодилов и страусов (со страусами есть проблема – непонятно откуда они вообще взялись, ведь яйца были только змеиные, и почему остались в натуральных размерах), но их губят внезапно наступившие холода.Кстати говоря, deus ex machina – весьма сложный литературный приём и немногим авторам по плечу применить его с подобающим изяществом. Уэллсу он не удался – очевидную слабость объяснения, что санитария марсиан давно справилась с болезнетворными бактериями и они забыли (?) об их существовании, извиняет только то, что излагает это мнение главный герой – литератор, а не учёный. У Булгакова объяснение более рациональное и исторически обоснованное – летние морозы в средней полосе России редкость конечно, но не то, чтобы совсем уж фантастика в плохом смысле. Наиболее известный случай летних (по другим данным – сентябрьских) заморозков имел место в 1601 году. Результатом стал Великий голод, ставший одной из предпосылок гражданской войны и иностранной интервенции начала XVII века."Остров доктора Моро", 1896 год. Великий учёный доктор Моро превращает животных в людей, но в конце концов погибает, а животные постепенно теряют остатки разума.Это, разумеется, "Собачье сердце", с характерными же мотивами ответственности учёного и острой социальной сатирой, только вместо сообщества зверолюдей у Уэллса Булгаков рисует сообщество "пролетариев", в которое легко вписывается зверочеловек Шариков. Ну и человеческие черты он не сам теряет, а при помощи обратной операции."Машина времени", 1895 год. Чудак-изобретатель отправляется в далёкое будущее (802 701 год) с чисто познавательными целями и становится свидетелем деградации не только человеческого общества, но и самого вида Homo sapiens.В пьесах Булгакова "Блаженство" чудак-изобретатель с попутчиками случайно отправляется в будущее (не настолько далёкое, как у Уэллса – всего лишь 2222 год). В её развитии – "Иван Васильевич", он случайно производит обмен царя Ивана Грозного на оказавшихся в его квартире вора и управдома. Так же как у Уэллса в булгаковских пьесах присутствует лошадиная доза социальной сатиры, но замах у него совсем другой – общество, по его мнению, неизменно (что вопиюще противоречит идеям не только революции, но и эволюции, хотя сторонником последней он себя называет в известном письме к правительству) и что в прошлом, что в будущем государство преследует творческих личностей.Идею человека-невидимки Булгаков не заимствовал – зато эту возможность реализовали Ильфи Петров в повести "Светлая личность".Вообще творчество двух писателей очень схоже.Оба используют фантастические декорации, на фоне которых развивается действие вполне реалистичное (не зря оба являются также признанными мастерами реалистической прозы). Просто интерес Уэллса – обычный, "маленький" человек в необычных условиях, интерес же Булгакова больше обращён на интеллигента, более того – человека-творца. Впрочем, "маленькие" люди в необычных условиях есть и у Булгакова – Василиса в "Белой гвардии", Коротков в "Дьяволиаде", буфетчик Соков в "Мастере и Маргарите".Другое дело, что Уэллс по ходу сделал несколько важных научно-технических предсказаний, Булгаков же ничего особенного не предсказал. Мы, однако, не видим в этом недостатка. Повторим, фантастический антураж нужен обоим для целей сугубо художественных – обострения личного или социального конфликта.Кстати, о социальном – оба автора критично относятся к буржуазному обществу, причём в "Машине времени" и "Беге" его неприятие достигает высот чуть ли не социалистических (хотя оба автора социалистами ни в коей мере не были).
https://ukraina.ru/20220807/1037325009.html
https://ukraina.ru/20210131/1030343359.html
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103037/82/1030378202_161:0:900:554_1920x0_80_0_0_e8777a6cc3605daafec9c5f1cc5dfe9e.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
эксклюзив, михаил булгаков, литература, фантастика, "собачье сердце"
Владимир Маяковский, творец не из последних, не стеснялся писать: "если из меня вытряхнуть прочитанное, что останется?" Заимствование идей и сюжетов – обычное явление в творчестве. Ничего сомнительного и постыдного тут нет. Потому и не удивляемся мы, когда видим в литературных произведениях разных авторов следы прочитанного и увиденного.
Михаила Булгакова не принято называть писателем-фантастом – это следы древнего заблуждения ещё сталинских времён, когда фантастика считалась литературой развлекательной и юношеской (удивительно, но и сейчас встречаются персонажи, которые через губу объясняют, что "настоящая литература" это только нон-фикшн).
Впрочем, вернёмся к Булгакову, который Герберта Джорджа Уэллса, остающегося популярным и по сей день, прекрасно знал. Какие же произведения Уэллса просвечивают сквозь булгаковский текст?
"Пища богов" – роман 1904 года. Начинается он с того, что двое учёных открывают гормон роста и проводят эксперимент — кормят цыплят этим веществом. Крысы и осы, которые случайно получили доступ к "пище богов", тоже выросли до гигантских размеров и стали смертельно опасными для людей.
Это, разумеется, предпосылка к "Роковым яйцам", со всей их проблематикой компетентности и ответственности учёного. Правда, в духе времени, химия заменена на физику – во времена Булгакова актуальной в фантастике была тема "лучей смерти" (вспомним "Гиперболоид инженера Гарина" Алексея Толстого), а химическое оружие было скучной повседневностью.
"Война миров", 1897 год. На Землю высаживаются злобные марсиане, которые при помощи теплового луча (!) и химического оружия подавляют сопротивление британской армии, но оказываются беззащитными перед земными бактериями.
Это уже завершение "Роковых яиц" – армия несёт огромные потери, сдерживая наступление расплодившихся гигантских змей, крокодилов и страусов (со страусами есть проблема – непонятно откуда они вообще взялись, ведь яйца были только змеиные, и почему остались в натуральных размерах), но их губят внезапно наступившие холода.
Кстати говоря, deus ex machina – весьма сложный литературный приём и немногим авторам по плечу применить его с подобающим изяществом. Уэллсу он не удался – очевидную слабость объяснения, что санитария марсиан давно справилась с болезнетворными бактериями и они забыли (?) об их существовании, извиняет только то, что излагает это мнение главный герой – литератор, а не учёный. У Булгакова объяснение более рациональное и исторически обоснованное – летние морозы в средней полосе России редкость конечно, но не то, чтобы совсем уж фантастика в плохом смысле. Наиболее известный случай летних (по другим данным – сентябрьских) заморозков имел место в 1601 году. Результатом стал Великий голод, ставший одной из предпосылок гражданской войны и иностранной интервенции начала XVII века.
"Остров доктора Моро", 1896 год. Великий учёный доктор Моро превращает животных в людей, но в конце концов погибает, а животные постепенно теряют остатки разума.
Это, разумеется, "Собачье сердце", с характерными же мотивами ответственности учёного и острой социальной сатирой, только вместо сообщества зверолюдей у Уэллса Булгаков рисует сообщество "пролетариев", в которое легко вписывается зверочеловек Шариков. Ну и человеческие черты он не сам теряет, а при помощи обратной операции.
"Машина времени", 1895 год. Чудак-изобретатель отправляется в далёкое будущее (802 701 год) с чисто познавательными целями и становится свидетелем деградации не только человеческого общества, но и самого вида Homo sapiens.
В пьесах Булгакова "Блаженство" чудак-изобретатель с попутчиками случайно отправляется в будущее (не настолько далёкое, как у Уэллса – всего лишь 2222 год). В её развитии – "Иван Васильевич", он случайно производит обмен царя Ивана Грозного на оказавшихся в его квартире вора и управдома. Так же как у Уэллса в булгаковских пьесах присутствует лошадиная доза социальной сатиры, но замах у него совсем другой – общество, по его мнению, неизменно (что вопиюще противоречит идеям не только революции, но и эволюции, хотя сторонником последней он себя называет в известном письме к правительству) и что в прошлом, что в будущем государство преследует творческих личностей.
Идею человека-невидимки Булгаков не заимствовал – зато эту возможность реализовали Ильфи Петров в повести "Светлая личность".
Вообще творчество двух писателей очень схоже.
Оба используют фантастические декорации, на фоне которых развивается действие вполне реалистичное (не зря оба являются также признанными мастерами реалистической прозы). Просто интерес Уэллса – обычный, "маленький" человек в необычных условиях, интерес же Булгакова больше обращён на интеллигента, более того – человека-творца. Впрочем, "маленькие" люди в необычных условиях есть и у Булгакова – Василиса в "Белой гвардии", Коротков в "Дьяволиаде", буфетчик Соков в "Мастере и Маргарите".
Другое дело, что Уэллс по ходу сделал несколько важных научно-технических предсказаний, Булгаков же ничего особенного не предсказал. Мы, однако, не видим в этом недостатка. Повторим, фантастический антураж нужен обоим для целей сугубо художественных – обострения личного или социального конфликта.
Кстати, о социальном – оба автора критично относятся к буржуазному обществу, причём в "Машине времени" и "Беге" его неприятие достигает высот чуть ли не социалистических (хотя оба автора социалистами ни в коей мере не были).