https://ukraina.ru/20220929/1039230588.html
"Университет для науки". Как в борьбе с либералами укреплять патриотизм и развивать образование
"Университет для науки". Как в борьбе с либералами укреплять патриотизм и развивать образование - 28.11.2023 Украина.ру
"Университет для науки". Как в борьбе с либералами укреплять патриотизм и развивать образование
На фоне недавнего конфликта в стенах журналистского факультета МГУ, вспыхнувшего из-за использования одним из студентов патриотической символики, весьма... Украина.ру, 28.11.2023
2022-09-29T20:00
2022-09-29T20:00
2023-11-28T13:05
история_старая
история
1910-е
бессарабия
история
образование
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/1d/1039231360_0:67:399:291_1920x0_80_0_0_ddc9b6ea990e98af67b9553af3320b6b.jpg
На фоне недавнего конфликта в стенах журналистского факультета МГУ, вспыхнувшего из-за использования одним из студентов патриотической символики, весьма актуален исторический опыт Российской Империи, столкнувшейся с противодействием леволиберальных сил во всех сферах образования.29 сентября 1910 года министром просвещения России стал бессарабский грек, экс-профессор Киевского и Харьковского университетов Лев Кассо. На его плечи легло выполнение ответственнейших образовательных реформ, начатых правительством Петра Столыпина.Семья Кассо обосновалась в российской Бессарабской области в 1823 г., когда из Запрутской Молдовы туда перебрался дед будущего министра — Стефан Кассо. До переезда в Российскую империю этот этнический грек служил при дворе молдавских господарей. На новой родине он также сделал успешную карьеру, войдя в 1843 г. в состав губернского дворянского собрания.Средства от обширных земельных владений позволяли клану Кассо давать своим отпрыскам достойное образование. Отец героя этой истории — Аристид Кассо (средний сын Стефана) окончил Ришельевский лицей в Одессе, служил чиновником по особым поручениям при Новороссийском и Бессарабском генерал-губернаторе. Также он избирался почетным мировым судьей в родной губернии.Лев Аристидович Кассо окончил школу права Сорбонны, учился на юридическом факультете Гейдельбергского университета и в Берлинском университете. После приезда в Россию, в 90-х годах XIX в. преподавал гражданское право в Дерптском, Киевском и Харьковском университетах, защитил докторскую диссертацию. Затем перешел в Московский университет, где возглавил кафедру.В конце первого десятилетия нового века Кассо встал во главе Катковского лицея — привилегированного гуманитарного учебного заведения в Москве.Ведущий эксперт в области гражданско-правовой теории Кассо привлекался к законотворческой деятельности. В 1901 году ему была объявлена благодарность Министерства просвещения за участие в разработке законопроекта об авторском праве.В 1906 году под авторством Кассо вышел первый в России учебник по земельному праву. Он изучал и историю права в родной Бессарабии. Основными его работами в данной области стали: «Византийское право в Бессарабии» и «Россия на Дунае и образование Бессарабской области». Впоследствии эти труды были переведены на румынский язык и изданы в Дунайском королевстве.Переход на работу в министерство в ту пору был сопряжён с большим риском. Ещё не был забыт разгул терроризма 1905 —1907 годов. На посту министра просвещения был убит один из предшественников Кассо, да и сам глава кабинета Столыпин едва не стал жертвой террористов.Мотивацию Кассо в принятии важного карьерного решения позволяет понять его прощальная речь перед учащимися Катковского лицея.«Вы видите, Рим, — говорил он, указывая на гравюру с изображением Вечного города — такое могучее государство, как Россия. И если Рим был силен цивилизацией и своим сознанием права, то и Россия так же нуждается в молодых силах, которые проводили бы в жизнь правовое юридическое начало».Очевидно, что для известного правоведа и очень обеспеченного человека меркантильные соображения при занятии министерской должности стояли явно не на первом месте.Центральным проектом Министерства просвещения в тот момент, стало введение всеобщего начального образования в Российской империи. Законопроект об этом был разработан министерством еще при предшественниках Кассо, но именно «бессарабскому» министру пришлось отстаивать его в Государственной думе.Проект закона состоял всего лишь из 12 статей, но они означали глобальные изменения в государстве.Предусматривалось бесплатное четырехлетнее образование для всех жителей Российской империи, достигших восьми лет. Государство брало на себя выплату жалования учителям (при норме нагрузки в 50 учеников на одного учителя), хозяйственное обустройство школ и обеспечение казенными учебниками.Допускалось изучение не только русского, но и родных языков национальных окраин. Кроме классического набора предметов начальной школы, планировалось изучение черчения, географии, истории России, а также рукоделия, домоводства, сельскохозяйственного производства и других предметов, исходя из местных потребностей.Законопроект предусматривал государственное финансирование не только для земских, но и для церковно-приходских школ. Вместе с тем предполагалось сохранить подчинённость последних Священному Синоду посредством распределения ассигнований через духовное ведомство.Однако данная норма вызвала категорические возражения со стороны либеральных и социалистических фракций. Под разными предлогами они выступали за фактическое переподчинение церковно-приходских школ земствам.При всей, казалось бы, второстепенности этого вопроса он приобрел большую политическую остроту.Православная общественность и консервативные партии осознавали, что такое нововведение поставит приходские учреждения под воздействие либеральной идеологии, которая преобладала среди земцев. Кассо лично выступал на заседании Думы, где предлагал сохранить особый статус церковно-приходских школ.Накал дискуссии по этому вопросу передает диалог между двумя депутатами Госдумы. На заявление социал-демократа Белоусова о том, что церковно-приходская школа является «черносотенной» священник Гепецкий (избранный от Бессарабской губернии) отвечал: «...Да, действительно, в этом отношении школа наша черносотенная… Мы ни на одну йоту не отклоним направления своего в школе …, потому что признаем, что вера в Бога, любовь к ближнему, искренняя любовь, преданность Государю Императору и Родине — это есть та основа, без которой, по нашему мнению, не может быть русского государства».Тем не менее думское большинство не вняло словам представителей церкви и поддержало идею переподчинения церковных школ. Законопроект в этой части вызвал вполне ожидаемые возражения в более консервативно настроенной верхней палате парламента — Государственном совете. После того как Дума отказалась смягчить свою позицию, законопроект был отклонён.Так жизненно важный для государства законопроект о всеобщем обучении детей был принесён в жертву политическим интересам левых и либеральных партий.Однако, к чести правительства, введение всеобуча продолжилось и происходило в рамках оперативной деятельности министерства просвещения. Средства «на нужды начального образования сверх сумм, ассигнуемых в настоящее время» стали ежегодно закладываться в госбюджет.В 1909 году государственные расходы на финансирование начальных школ увеличились на 6 млн рублей, в 1910 г. (когда Кассо стал министром) ещё на 10 млн, в 1911 г. — на 7, в 1912 г. — на 8, в 1913 г. — на 10 млн. Для системы образования это были астрономические суммы, каждая из которых превышала расходы ведомства за всю историю его существования в XIX — начале ХХ веков.Данные ассигнования распределялись министерством просвещения в виде субсидий между губернскими земствами. Последние предоставляли в министерство проекты школьной сети и финансовые планы их наполнения на определенный срок. При этом финансирование создаваемых таким образом школ происходило исходя из параметров вышеупомянутого законопроекта. Обеспечение же приходских школ осуществлялось по отдельной смете.Таким образом, во время министерства Кассо Российская империя шла по пути фактического введения всеобщего начального образования. Происходил взрывной рост числа школ. К концу 1913 года их число достигло 123,7 тыс. при общей потребности в 265 тыс.Не обходило своим вниманием ведомство «бессарабского» министра и другие сферы общего образования. В данный период были изданы подробные программы для средних учебных заведений (что вызвало обвинения со стороны либералов в ущемлении педагогической свободы), упорядочена деятельность родительских комитетов.Работа на ниве общего образования являлась относительно спокойным участком деятельности министерства. Куда более острые баталии разворачивались в сфере высшей школы.Перед Кассо стояла задача снизить степень политизации российских университетов. Ведь студенчество очень активно участвовало в недавних революционных выступлениях. Причем эта протестная активность стимулировались леволиберальной профессурой и даже администрациями ряда вузов.Ещё работая в вузах, Кассо зарекомендовал себя как сторонник изгнания всякой политики из университетов. В декабре 1910 г. он поддержал проведение совещания профессоров провинциальных вузов, отличавшихся консервативностью. Его организатором стал доктор международного права, профессор Новороссийского университета (Одесса) Петр Казанский.Мероприятие проходило под вполне естественным для наших дней лозунгом «Университет для науки». Именно он и стал своеобразным девизом министерства просвещения на ближайшие годы.В начале 1911 г. были изданы циркуляры, запрещавшие студенческие собрания (кроме научных кружков) и возлагавшие ответственность за порядок в вузах на университетскую администрацию.Столичные профессорские коллегии восприняли это как ущемление университетской автономии. Началась студенческая забастовка, в знак протеста подали в отставку 130 профессоров Московского университета. Министр, ко всеобщему удивлению, отставку принял. Одновременно из вузов были исключены несколько сотен студентов, причастных к беспорядкам. Впоследствии этот случай закрепился в историографии под термином «Дело Кассо».Исключительную принципиальность министр проявил при рассмотрении обращений о восстановлении отчисленных или высланных студентов. Такие обращения поступали от родителей горе-учеников и даже из других государственных ведомств, но в подавляющем большинстве случаев Кассо оставался непреклонен.Еще одним резонансным действием «бессарабского» министра стала его инициатива по подготовке ученой молодежи за границей. Предполагалось отправлять ее для подготовки к профессуре в Германию и Францию, где для этого устраивались специальные отделения. Подготовленные таким образом профессора впоследствии должны были занять свободные кафедры в российских университетах.Выдвигая данную идею, Кассо преследовал две цели.Во-первых, он старался модернизировать отечественную науку, которая по ряду направлений уступала в своём развитии западным научным центрам. Будущий министр сам ещё во время академической карьеры использовал каникулярное время для поездок в европейские вузы для повышения уровня своей подготовки.Во-вторых, такая практика была призвана ослабить влияние на молодых ученых столичных профессорских корпораций, где преобладали леволиберальные взгляды. Очевидно, что процесс отбора кандидатов для учебы за рубежом, выбор мест и программ подготовки молодых ученых, открывали широкие возможности для формирования новой, аполитичной научной элиты России.В январе 1912 года, уже после гибели Столыпина, законопроект о подготовке «профессорских кадров» за границей был утвержден императором. Он вызвал острую критику со стороны либеральной общественности, но все же стал реализовываться.Не менее острую критику вызывало решение министерства удалять из столичных университетов политически ангажированных профессоров и приглашать занимать кафедры их более лояльных коллег из провинции. Острословы удостоили за это региональные вузы эпитетом «дисциплинарные батальоны по отношению к столичным университетам».В сентябре 1911 года политическое убийство прервало жизнь Петра Столыпина. Многие надеялись, что «гонитель свободолюбия» не войдет в состав нового правительства. Однако Кассо был переназначен на свою должность, хотя слухи о его скорой отставке продолжили циркулировать.В 1913 году в Петербурге заговорили о возможном назначении «бессарабца» на должность председателя Совета министров России. Слух этот был ложным, но отражал высокие деловые качества Кассо, его высокий авторитет в консервативных кругах.Пост министра просвещения России Кассо занимал до последних дней своей жизни, которая завершилась при весьма драматичных обстоятельствах.Министр застал начало Первой мировой войны в Германии — враждебной тогда России державе. Накануне официального объявления войны супружеская чета Кассо подверглась нападению толпы на берлинском вокзале. Вызвавший ярость немцев российский министр был избит до полусмерти. После этого здоровье и психологическое состояние Льва Аристидовича резко ухудшились, и, не дожив до 50 лет, он скончался 9 декабря 1914 года.Его тело нашло упокоение в родовом бессарабском имении Чутулешты, в парке у церковной стены. Памятник на своей могиле он просил не ставить, а завещал положить на нее лишь небольшую плиту с простой надписью «Доктор Кассо».
https://ukraina.ru/20201017/1029276257.html
https://ukraina.ru/20210601/1031520460.html
https://ukraina.ru/20190321/1023029241.html
https://ukraina.ru/20200607/1027910886.html
https://ukraina.ru/20200510/1027635116.html
https://ukraina.ru/20210711/1031809376.html
https://ukraina.ru/20201007/1029141577.html
https://ukraina.ru/20200914/1028870717.html
бессарабия
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/1d/1039231360_0:30:399:329_1920x0_80_0_0_a93d570f9e42a23dfb956bc97b5bfd35.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
история_старая, история, 1910-е, бессарабия, образование
На фоне недавнего конфликта в стенах журналистского факультета МГУ, вспыхнувшего из-за использования одним из студентов патриотической символики, весьма актуален исторический опыт Российской Империи, столкнувшейся с противодействием леволиберальных сил во всех сферах образования.
29 сентября 1910 года министром просвещения России стал бессарабский грек, экс-профессор Киевского и Харьковского университетов Лев Кассо. На его плечи легло выполнение ответственнейших образовательных реформ, начатых правительством Петра Столыпина.
Семья Кассо обосновалась в российской Бессарабской области в 1823 г., когда из Запрутской Молдовы туда перебрался дед будущего министра — Стефан Кассо. До переезда в Российскую империю этот этнический грек служил при дворе молдавских господарей. На новой родине он также сделал успешную карьеру, войдя в 1843 г. в состав губернского дворянского собрания.
Средства от обширных земельных владений позволяли клану Кассо давать своим отпрыскам достойное образование. Отец героя этой истории — Аристид Кассо (средний сын Стефана) окончил Ришельевский лицей в Одессе, служил чиновником по особым поручениям при Новороссийском и Бессарабском генерал-губернаторе. Также он избирался почетным мировым судьей в родной губернии.
Лев Аристидович Кассо окончил школу права Сорбонны, учился на юридическом факультете Гейдельбергского университета и в Берлинском университете. После приезда в Россию, в 90-х годах XIX в. преподавал гражданское право в Дерптском, Киевском и Харьковском университетах, защитил докторскую диссертацию. Затем перешел в Московский университет, где возглавил кафедру.
В конце первого десятилетия нового века Кассо встал во главе Катковского лицея — привилегированного гуманитарного учебного заведения в Москве.
Ведущий эксперт в области гражданско-правовой теории Кассо привлекался к законотворческой деятельности. В 1901 году ему была объявлена благодарность Министерства просвещения за участие в разработке законопроекта об авторском праве.
В 1906 году под авторством Кассо вышел первый в России учебник по земельному праву. Он изучал и историю права в родной Бессарабии. Основными его работами в данной области стали: «Византийское право в Бессарабии» и «Россия на Дунае и образование Бессарабской области». Впоследствии эти труды были переведены на румынский язык и изданы в Дунайском королевстве.
Переход на работу в министерство в ту пору был сопряжён с большим риском. Ещё не был забыт разгул терроризма 1905 —1907 годов. На посту министра просвещения был убит один из предшественников Кассо, да и сам глава кабинета Столыпин едва не стал жертвой террористов.
Мотивацию Кассо в принятии важного карьерного решения позволяет понять его прощальная речь перед учащимися Катковского лицея.
«Вы видите, Рим, — говорил он, указывая на гравюру с изображением Вечного города — такое могучее государство, как Россия. И если Рим был силен цивилизацией и своим сознанием права, то и Россия так же нуждается в молодых силах, которые проводили бы в жизнь правовое юридическое начало».
Очевидно, что для известного правоведа и очень обеспеченного человека меркантильные соображения при занятии министерской должности стояли явно не на первом месте.
Центральным проектом Министерства просвещения в тот момент, стало введение всеобщего начального образования в Российской империи. Законопроект об этом был разработан министерством еще при предшественниках Кассо, но именно «бессарабскому» министру пришлось отстаивать его в Государственной думе.
Проект закона состоял всего лишь из 12 статей, но они означали глобальные изменения в государстве.
Предусматривалось бесплатное четырехлетнее образование для всех жителей Российской империи, достигших восьми лет. Государство брало на себя выплату жалования учителям (при норме нагрузки в 50 учеников на одного учителя), хозяйственное обустройство школ и обеспечение казенными учебниками.
Допускалось изучение не только русского, но и родных языков национальных окраин. Кроме классического набора предметов начальной школы, планировалось изучение черчения, географии, истории России, а также рукоделия, домоводства, сельскохозяйственного производства и других предметов, исходя из местных потребностей.
Законопроект предусматривал государственное финансирование не только для земских, но и для церковно-приходских школ. Вместе с тем предполагалось сохранить подчинённость последних Священному Синоду посредством распределения ассигнований через духовное ведомство.
Однако данная норма вызвала категорические возражения со стороны либеральных и социалистических фракций. Под разными предлогами они выступали за фактическое переподчинение церковно-приходских школ земствам.
При всей, казалось бы, второстепенности этого вопроса он приобрел большую политическую остроту.
Православная общественность и консервативные партии осознавали, что такое нововведение поставит приходские учреждения под воздействие либеральной идеологии, которая преобладала среди земцев. Кассо лично выступал на заседании Думы, где предлагал сохранить особый статус церковно-приходских школ.
Накал дискуссии по этому вопросу передает диалог между двумя депутатами Госдумы. На заявление социал-демократа Белоусова о том, что церковно-приходская школа является «черносотенной» священник Гепецкий (избранный от Бессарабской губернии) отвечал: «...Да, действительно, в этом отношении школа наша черносотенная… Мы ни на одну йоту не отклоним направления своего в школе …, потому что признаем, что вера в Бога, любовь к ближнему, искренняя любовь, преданность Государю Императору и Родине — это есть та основа, без которой, по нашему мнению, не может быть русского государства».
Тем не менее думское большинство не вняло словам представителей церкви и поддержало идею переподчинения церковных школ. Законопроект в этой части вызвал вполне ожидаемые возражения в более консервативно настроенной верхней палате парламента — Государственном совете. После того как Дума отказалась смягчить свою позицию, законопроект был отклонён.
Так жизненно важный для государства законопроект о всеобщем обучении детей был принесён в жертву политическим интересам левых и либеральных партий.
Однако, к чести правительства, введение всеобуча продолжилось и происходило в рамках оперативной деятельности министерства просвещения. Средства «на нужды начального образования сверх сумм, ассигнуемых в настоящее время» стали ежегодно закладываться в госбюджет.
В 1909 году государственные расходы на финансирование начальных школ увеличились на 6 млн рублей, в 1910 г. (когда Кассо стал министром) ещё на 10 млн, в 1911 г. — на 7, в 1912 г. — на 8, в 1913 г. — на 10 млн. Для системы образования это были астрономические суммы, каждая из которых превышала расходы ведомства за всю историю его существования в XIX — начале ХХ веков.
Данные ассигнования распределялись министерством просвещения в виде субсидий между губернскими земствами. Последние предоставляли в министерство проекты школьной сети и финансовые планы их наполнения на определенный срок. При этом финансирование создаваемых таким образом школ происходило исходя из параметров вышеупомянутого законопроекта. Обеспечение же приходских школ осуществлялось по отдельной смете.
Таким образом, во время министерства Кассо Российская империя шла по пути фактического введения всеобщего начального образования. Происходил взрывной рост числа школ. К концу 1913 года их число достигло 123,7 тыс. при общей потребности в 265 тыс.
Не обходило своим вниманием ведомство «бессарабского» министра и другие сферы общего образования. В данный период были изданы подробные программы для средних учебных заведений (что вызвало обвинения со стороны либералов в ущемлении педагогической свободы), упорядочена деятельность родительских комитетов.
Работа на ниве общего образования являлась относительно спокойным участком деятельности министерства. Куда более острые баталии разворачивались в сфере высшей школы.
Перед Кассо стояла задача снизить степень политизации российских университетов. Ведь студенчество очень активно участвовало в недавних революционных выступлениях. Причем эта протестная активность стимулировались леволиберальной профессурой и даже администрациями ряда вузов.
Ещё работая в вузах, Кассо зарекомендовал себя как сторонник изгнания всякой политики из университетов. В декабре 1910 г. он поддержал проведение совещания профессоров провинциальных вузов, отличавшихся консервативностью. Его организатором стал доктор международного права, профессор Новороссийского университета (Одесса) Петр Казанский.
Мероприятие проходило под вполне естественным для наших дней лозунгом «Университет для науки». Именно он и стал своеобразным девизом министерства просвещения на ближайшие годы.
В начале 1911 г. были изданы циркуляры, запрещавшие студенческие собрания (кроме научных кружков) и возлагавшие ответственность за порядок в вузах на университетскую администрацию.
Столичные профессорские коллегии восприняли это как ущемление университетской автономии. Началась студенческая забастовка, в знак протеста подали в отставку 130 профессоров Московского университета. Министр, ко всеобщему удивлению, отставку принял. Одновременно из вузов были исключены несколько сотен студентов, причастных к беспорядкам. Впоследствии этот случай закрепился в историографии под термином «Дело Кассо».
Исключительную принципиальность министр проявил при рассмотрении обращений о восстановлении отчисленных или высланных студентов. Такие обращения поступали от родителей горе-учеников и даже из других государственных ведомств, но в подавляющем большинстве случаев Кассо оставался непреклонен.
Еще одним резонансным действием «бессарабского» министра стала его инициатива по подготовке ученой молодежи за границей. Предполагалось отправлять ее для подготовки к профессуре в Германию и Францию, где для этого устраивались специальные отделения. Подготовленные таким образом профессора впоследствии должны были занять свободные кафедры в российских университетах.
Выдвигая данную идею, Кассо преследовал две цели.
Во-первых, он старался модернизировать отечественную науку, которая по ряду направлений уступала в своём развитии западным научным центрам. Будущий министр сам ещё во время академической карьеры использовал каникулярное время для поездок в европейские вузы для повышения уровня своей подготовки.
Во-вторых, такая практика была призвана ослабить влияние на молодых ученых столичных профессорских корпораций, где преобладали леволиберальные взгляды. Очевидно, что процесс отбора кандидатов для учебы за рубежом, выбор мест и программ подготовки молодых ученых, открывали широкие возможности для формирования новой, аполитичной научной элиты России.
В январе 1912 года, уже после гибели Столыпина, законопроект о подготовке «профессорских кадров» за границей был утвержден императором. Он вызвал острую критику со стороны либеральной общественности, но все же стал реализовываться.
Не менее острую критику вызывало решение министерства удалять из столичных университетов политически ангажированных профессоров и приглашать занимать кафедры их более лояльных коллег из провинции. Острословы удостоили за это региональные вузы эпитетом «дисциплинарные батальоны по отношению к столичным университетам».
В сентябре 1911 года политическое убийство прервало жизнь Петра Столыпина. Многие надеялись, что «гонитель свободолюбия» не войдет в состав нового правительства. Однако Кассо был переназначен на свою должность, хотя слухи о его скорой отставке продолжили циркулировать.
В 1913 году в Петербурге заговорили о возможном назначении «бессарабца» на должность председателя Совета министров России. Слух этот был ложным, но отражал высокие деловые качества Кассо, его высокий авторитет в консервативных кругах.
Пост министра просвещения России Кассо занимал до последних дней своей жизни, которая завершилась при весьма драматичных обстоятельствах.
Министр застал начало Первой мировой войны в Германии — враждебной тогда России державе. Накануне официального объявления войны супружеская чета Кассо подверглась нападению толпы на берлинском вокзале. Вызвавший ярость немцев российский министр был избит до полусмерти. После этого здоровье и психологическое состояние Льва Аристидовича резко ухудшились, и, не дожив до 50 лет, он скончался 9 декабря 1914 года.
Его тело нашло упокоение в родовом бессарабском имении Чутулешты, в парке у церковной стены. Памятник на своей могиле он просил не ставить, а завещал положить на нее лишь небольшую плиту с простой надписью «Доктор Кассо».