«Напомните им о демократии - теперь это модно». Как Одесская киностудия сняла пророческий фильм об Украине - 18.10.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История обложка
История

«Напомните им о демократии - теперь это модно». Как Одесская киностудия сняла пророческий фильм об Украине

© Волшебный голос ДжельсоминоВолшебный голос Джельсомино
Волшебный голос Джельсомино
Читать в
7 июня 1977 года на отечественные киноэкраны вышла музыкальная детская сказка Одесской киностудии «Волшебный голос Джельсомино». Сняли её по произведению популярного в то время в СССР итальянского писателя Джанни Родари. Никто и представить себе не мог, что через несколько десятилетий эта сказка для многих тогда ещё маленьких зрителей станет былью
Имя режиссёра фильма — Тамары Николаевны Лисициан — сегодня, к сожалению, не очень известно. Да и творчество её, как и большинства других наших прославленных киноделов прошлого, постепенно и повсеместно вытесняет «голливуд». Это очень печально, поскольку и человек она была с очень интересной судьбой, и фильмы снимала замечательные.
Начнём с того, что во время войны, будучи студенткой Московского городского театрального училища, Лисициан обратилась в Московский горком комсомола к его секретарю Александру Николаевичу Шелепину с просьбой отправить её на фронт. Она ему соврала, что в Грузии, где она родилась и выросла, стала чемпионкой республики по стрельбе, хорошо плавает, в совершенстве знает немецкий. Фамилия Лисициан была в то время известна всей стране — двоюродный брат Тамары — Павел Герасимович — был известнейшим оперным певцом. 
бои на московском направлении - РИА Новости, 1920, 24.01.2021
Лазарь Паперник: «Я бил из снайперской винтовки». Последний бой спецназовца НКВД родом с Западной Украины23 января 1942 года - последний день его жизни. Все товарищи или погибли, или были тяжело ранены - больше никто не стрелял. Немцы взяли руины догоравшего сарая в плотное кольцо и что-то кричали о сдаче в плен. Будет им сдача. Он взял в руки последнюю противотанковую гранату, спрятал под ватником, и встал в полный рост. Ну!.. Давайте!
Её сразу зачислили в разведотдел 5-й Армии, с которой она дошла до Можайска. Позднее её направили в разведывательно-диверсионную часть особого назначения западного фронта № 9903. Во время выполнения в Белоруссии боевого задания, спасая своих товарищей, Тамара попала в плен. Ее армянская внешность вызвала у немцев подозрения в том, что она — еврейка.
Через год Лисициан удалось бежать к житомирским партизанам. В отряде девушка получила тяжелое ранение, её эвакуировали в тыл, после чего она вернулась в театральное училище… и вскоре очутилась на Лубянке. У чекистов возникли серьёзные вопросы к её пребыванию в плену. Спасло вмешательство бывшего командира — прославленного советского военного разведчика Артура Карловича Спрогиса.
Ещё в 1938 году в Тбилиси в возрасте 15 лет Тамара познакомилась с сыном одного из руководителей Итальянской коммунистической партии Луиджи Лонго. Уже тогда между ними возникла взаимная симпатия. После войны и окончания Тамарой училища они поженились и уехали в Италию.
За рубежом Лисициан устроилась работать в представительство «Совэкспортфильма» заведующим монтажного отдела. Тогда-то она и познакомилась с прославленным итальянским детским писателем Джанни Родари, что в последующем сильно повлияло на её творчество.
В 1952 году вместе с мужем и сыном Сандро Тамара Николаевна вернулась в Москву, продолжила учёбу, поступив на режиссёрский факультет ГИТИСа. В 1954 году она перевелась во ВГИК в режиссёрскую мастерскую Григория Михайловича Козинцева (Юность Максима (1934), Пирогов (1947), Дон Кихот (1957), Гамлет (1964), Король Лир (1970)).
Спустя пять лет, Лисициан закончила учёбу и отправилась в самостоятельное творческое плавание. Уже в первое 10-летие работы она воспользовалась знанием итальянского языка и своими зарубежными контактами, и в 1963 году сняла совместный советско-итальянский документальный фильм «СССР глазами итальянцев / Новое на Востоке». 
Заседание Верховной рады Украины - РИА Новости, 1920, 03.04.2017
Ляшко назвал Порошенко Синьором ПомидоромЛидер Радикальной партии Олег Ляшко сравнил президента Украины Петра Порошенко с героем сказки «Чипполино», который ввел налог на дождь
В 1973 году она закончила работу над своей первой полнометражной художественной работой детским кинофильмом-сказкой «Чиполлино». Герои Родари к тому времени были хорошо известны советским детям и взрослым — книжка выходила миллионными тиражами, а в 1961 году был снят замечательный и до сих пор крайне популярный мультфильм. На роль сказочника, пользуясь личным знакомством, Лисициан пригласила… автора «Чиполлино» Джанни Родари.
Успех фильма среди детворы был ошеломительный, а потому в 1976 году Тамаре Николаевне без особых проволочек разрешили сделать экранизацию другого популярного произведения итальянского сказочника «Приключения Джельсомино в стране лгунов». Так как сказочный европейский город планировали снимать во Львове и Одессе, для производства выбрали специализировавшуюся тогда на детских и приключенческих фильмах Одесскую киностудию.
© АО "ТВ Центр" / nastroenie.tvрежиссёр Тамара Лисициан
режиссёр Тамара Лисициан
режиссёр Тамара Лисициан
На главную роль Лисициан пригласила 13-летнего ленинградского мальчишку Сергея Крупенникова. После исполнения главных ролей в таких фильмах, как Дорогой мальчик (1974) и Весёлое сновидение, или Смех и слёзы (1976) этот рыжий с усыпанным веснушками лицом подросток пользовался в стране невероятной популярностью. Из-за славы он на какое-то время даже «заболел» звёздной болезнью, но, к счастью, быстро с нею справился.
Для того, чтобы обозначить уникальность голоса главного героя, в фильме он всё время говорил с использованием спецэффекта «эха». Сложности его реализации в условиях развития техники 70-х привели к тому, что нередко мимика актёра не совпадает с произносимыми фразами. В некоторых случаях даже можно прочитать по губам, что он в кадре говорит одно, а звуковая дорожка наложена другая. Так, в разговоре со старьёвщиком он вместо фразы «Насмотрелся я на ваше пиратство!» явно говорит: «Насмотрелся я на ваше тиранство!».
Роль главного отрицательного персонажа — Короля и отставного пирата Джакомона исполнил замечательный актёр и режиссёр, «главный советский Дуремар» Владимир Павлович Басов. В «Чиполлино» он с только ему одному свойственной пластикой, сыграл принца Лимона. Лисициан была настолько впечатлена качеством исполнения, что решила продолжить сотрудничество. Кроме того её и Басова духовно роднило одно обстоятельство — они оба прошли войну, при чём находились на самом её «передке».
100 лет главному «папе Карло» Советского СоюзаОн считал своей главной ролью в жизни — роль Антона Павловича Чехова, страстно хотел сыграть Дон Кихота, дорожил ролями в фильмах Тарковского (его вообще называли актёром-талисманом этого режиссёра). Но как он ни противился этому, как ни старался изменить ситуацию, в сердцах многих поколений ему довелось остаться в первую очередь «папой Карло»
Политика героя Басова разительно похожа на политику, проводимую в наше время правительством Украины. Запретив своим подданным говорить правду, Джакомон тем самым заставил их подменять понятия.
Понятно, Родари в своей сказке писал карикатуру на итальянское общество 50-х годов прошлого века — на словах там внедрялись демократия, гласность, свобода выбора, социальные лифты, а на практике давилось любое свободомыслие, росло влияние мафии.
Однако, как это похоже на современную Украину.
Советник говорит Джакомону, когда тот спрашивает, что ему говорить своим подданным: «Ваше величество, напомните им о демократии — теперь это модно!» Знакомо, не правда ли?
Мы 30 лет слышали на Украине сказочки про демократию, которая на самом деле, так и не начавшись, выродилась в олигархию, которая медленно, но уверенно скатывалась в обыкновенный фашизм. И всё это сопровождалось ложью: сначала Кравчук лгал, что уже в 1992 году украинцы будут жить лучше, чем французы… потом сроки благоденствия всё время сдвигались, а избранные в это время «тишком-нишком» растаскивали Черноморское пароходство и прочую всенародную собственность.
Затем Кучма пришел к власти под лозунгом «Украина и Россия — меньше стен, больше мостов», а уходя оставил после себя фолиант с говорящим названием «Украина — не Россия». Получив больше всего голосов в Крыму, он лишил Крым реальной автономии. Под разговоры о демократии протолкнул конституцию с широчайшими полномочиями для президента, и с единственным государственным языком — украинским. Именно при нём по стране массово закрывались русские школы и детские садики, сворачивалось преподавание на русском языке. Из лиц особо приближённых взращивались олигархи.
  - РИА Новости, 1920, 12.05.2022
Забытый кризис. Как Украина впервые оказалась на пороге распадаКончина первого президента Украины Леонида Кравчука напомнила о таком факте истории Украины как политический кризис 1994 года, который чуть было не привёл к распаду Украины. Обстоятельства этого кризиса уже изрядно забыты, но часть причин его возникновения продолжают действовать и сейчас, постепенно добивая украинское государство
Дальше больше. Политики первого Майдана не говорили, кричали о независимости, и в то же время чуть ли в очередь не выстраивались на получение ЦУ от американских послов — представителей настоящих хозяев. Говорили о бесплатной медицине, но вся страна знала, что она уже фактически стала платной, о бесплатном образовании, но обсуждения на родительских собраниях, по сколько скинуться на поклейку обоев и приобретение учебников стали притчей во языцех. И так во всём: бизнес-свободы сменились рейдерскими захватами, борьба за экологию — массовыми вырубками лесополос, хищнической эксплуатацией сельхозугодий и лесных ресурсов.
Страна деградировала под повсеместную ложь и молчаливое соглашательство населения, которое вымирало и бежало из страны темпами в 300-400 тыс. человек в год.
© Волшебный голос ДжельсоминоВолшебный голос Джельсомино
Волшебный голос Джельсомино
1 из 12
Волшебный голос Джельсомино
© Волшебный голос ДжельсоминоВолшебный голос Джельсомино
Волшебный голос Джельсомино
2 из 12
Волшебный голос Джельсомино
© Волшебный голос ДжельсоминоВолшебный голос Джельсомино
Волшебный голос Джельсомино
3 из 12
Волшебный голос Джельсомино
© Волшебный голос ДжельсоминоВолшебный голос Джельсомино
Волшебный голос Джельсомино
4 из 12
Волшебный голос Джельсомино
© Волшебный голос ДжельсоминоВолшебный голос Джельсомино
Волшебный голос Джельсомино
5 из 12
Волшебный голос Джельсомино
© Волшебный голос ДжельсоминоВолшебный голос Джельсомино
Волшебный голос Джельсомино
6 из 12
Волшебный голос Джельсомино
© Волшебный голос ДжельсоминоВолшебный голос Джельсомино
Волшебный голос Джельсомино
7 из 12
Волшебный голос Джельсомино
© Волшебный голос ДжельсоминоВолшебный голос Джельсомино
Волшебный голос Джельсомино
8 из 12
Волшебный голос Джельсомино
© Волшебный голос ДжельсоминоВолшебный голос Джельсомино
Волшебный голос Джельсомино
9 из 12
Волшебный голос Джельсомино
© Волшебный голос ДжельсоминоВолшебный голос Джельсомино
Волшебный голос Джельсомино
10 из 12
Волшебный голос Джельсомино
© Волшебный голос ДжельсоминоВолшебный голос Джельсомино
Волшебный голос Джельсомино
11 из 12
Волшебный голос Джельсомино
© Волшебный голос ДжельсоминоВолшебный голос Джельсомино
Волшебный голос Джельсомино
12 из 12
Волшебный голос Джельсомино
1 из 12
Волшебный голос Джельсомино
2 из 12
Волшебный голос Джельсомино
3 из 12
Волшебный голос Джельсомино
4 из 12
Волшебный голос Джельсомино
5 из 12
Волшебный голос Джельсомино
6 из 12
Волшебный голос Джельсомино
7 из 12
Волшебный голос Джельсомино
8 из 12
Волшебный голос Джельсомино
9 из 12
Волшебный голос Джельсомино
10 из 12
Волшебный голос Джельсомино
11 из 12
Волшебный голос Джельсомино
12 из 12
Волшебный голос Джельсомино
Но всё лучше работала пропаганда, всё ярче становился патриотический накал: вышиванки, жовто-блакытные флажки, биг-борды «нас мае буты 52 мильйоны», а на поверку массовое «доение» населения на всём: на задранных на недвижимость ценах, на наценке на продукты, на электроэнергию, на коммунальные услуги, на поставки газа, солярки, бензина. И все всё знают, и все молчат, и все лгут, лгут, лгут.
Майдан и АТО только ускорили развитие ситуации. Теперь под повсеместное разрушение памятников, массовое переименование населенных пунктов и улиц, новые запреты на русский язык, оппозиционные партии и каналы, аресты инакомыслящих, а потом и их уничтожение, украинцам лгут, что они живут в самой свободной и справедливой стране, что у них нацизма нет. И всё это в условиях регулярных нацистских шествий и узаконенных бандформирований с нацистской символикой и такой же идеологией.
С началом боевых действий накал лжи только увеличился: чего только стоят рассказы про взорвавшиеся кондиционеры и «обстреляли сами себя», «павших смертью храбрых, героев-пограничников Змеиного», «призрака Киева», изнасилования «всего что дивжется» и постоянная ложь и не менее постоянные каминг-ауты главной говорящей головы украинского правительства Алексея Арестовича, который еще в 2017 г. публично заявил «Я много врал вам, начиная с весны 2014 года».
Алексей Арестович
Историософия Арестовича. «Киёв» как не ошибкаНад спикером Офиса президента Алексеем Арестовичем принято посмеиваться из-за его наглой лжи и завиральных идей. Однако следует отдать ему должное - это чуть ли не единственный человек в команде Зеленского, пытающийся мыслить стратегически. Причём его кругозор достаточно широк, чтобы действительно пытаться найти место Украины Зеленского в мире
Чем вам не Страна лгунов, в которую попал Джельсомино?
Из Киева на съёмки Лисициан пригласила актёра и при этом уроженца подмосковной Коломны Льва Перфилова. Роль доносчика Калимера в «Волшебном голосе Джельсомино» стала для него, наверное, самой узнаваемой (наряду с ролями фотографа Гриши Ушивина по прозвищу «Шесть-на девять» из «Место встречи изменить нельзя» и Кырра из данелиевской «Кин-дза-дзы»).
Его герой голосом Олега Ануфриева, поёт «Но знает наш народ одно-с — донос, донос, донос».
Тогда это звучало, как шутка — время повального стукачества в НКВД закончилось, хрущёвская «Оттепель» сменилась уютным брежневским «Застоем». Кто бы мог подумать, что меньше, чем через 40 лет на Украине начнётся время доносительства на инакомыслящих, создание сайта «Миротворец», появления вала сообщений в СБУ на любой пост в соцсетях, идущий вразрез «с генеральной линией партии». А за демонстрацию советской символики или исполнение Интернационала начнут на совершенно законных основаниях сажать на 5 лет.
Но это сейчас. А тогда, в такие уже далёкие 70-е на солнечных улицах Одессы и Львова начались съёмки этой, как тогда казалось, совсем безобидной сказки.
Эпизод в аптеке, с выставленными на витрине чуть ли не средневековыми колбами и ретортами, сняли в уникальном строении — здании старинной львовской аптеки XVII века. Экстерьерные съёмки основной части киноленты проводились на не менее древней львовской Рыночной площади, у часовни-усыпальницы рода Боима XVII века и в близлежащих кварталах.
Кстати, практически в тех же локациях вскоре сняли другой популярный приключенческий фильм Одесской киностудии «Д'Артаньян и три мушкетёра».
«Д’Артаньян и три мушкетёра» – сорок лет спустяСорок лет назад на экраны советских телевизоров впервые вышел 3-серийный фильм «д'Артаньян и три мушкетёра». Для низбалованного историческими костюмированными лентами зрителя это было какое-то чудо. Его полюбили сразу и навсегда — и даже сейчас, по прошествии 40 лет, современные дети смотрят его, разинув от восхищения рот
В фильме, для разделения отдельных «Глав» повествования, использовались иллюстрации Рауля Вердини, которыми оформлено первое оригинальное издание сказки.
6 июня 1977 года состоялась премьера фильма. Автор не помнит, пользовался ли «Волшебный голос Джельсомино» большой популярностью — он тогда ещё был слишком мал, а вот то, что последующие трансляции на ТВ не хуже мультиков быстро опустошали от детворы советские дворы, это он помнит хорошо.
Но вот бывшие советские мальчики и девочки выросли, и сами того не заметив, вдруг стали персонажами похожей сказки. Только происходит она не в кино, а наяву, и кровь, и смерть в ней не бутафорские, а самые настоящие.
Кстати, Джанни Родари экранизация Лисициан не понравилась — он посчитал, что в ней слишком мало осталось от сказки, и слишком много от политического памфлета. Спустя 45 лет, лично я считаю, что он был не прав. А что думаете по этому поводу Вы?
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала