Красота ожившего прошлого. Как прошёл парад трамваев в Москве
Красота ожившего прошлого. Как прошёл парад трамваев в Москве - 13.07.2022 Украина.ру
Красота ожившего прошлого. Как прошёл парад трамваев в Москве
Уже несколько лет Департамент транспорта правительства Москвы, во главе с Максимом Ликсутовым, проводит парад-выставку исторических трамваев. Парад интересен не только москвичам — почти все вагоны использовалось в других городах Российской империи и СССР, включая те, которые находятся сейчас на территории Украины
Москва была далеко не первым в России городом, где появилось электрическое трамвайное движение. В Киеве первый электрический трамвайный маршрут был открыт 13 июня 1892 года; в Кёнигсберге — в 1895; в Нижнем Новгороде — в 1896 (открытие трамвайного движения было приурочено к всероссийской выставке и там одновременно появились три линии трёх разных владельцев); в Курске — в 1898. И только 7 апреля 1899 года началось движение в Москве (до этого были, понятно, конная и паровая дороги).Возглавляет парад легендарная «Аннушка» — трамвай маршрута «А». Это далеко не первый московский маршрут (открыт в 1911 году, хотя раньше там ходила конка), но самый знаменитый, благодаря тому, что ходил он по самому историческому центру — Бульварному кольцу, замыкая маршрут по Пречистенской, Кремлёвской и Москворецкой набережным. В 1937 году маршрут был разомкнут и продолжает оставаться таковым по сей день — трамвай соединяет Замоскворечье с Чистыми Прудами.Спрашивают конечно, а есть ли в Москве маршрут «Б» и где он находится? Во многих городах с литерными маршрутами (в Киеве и Днепре, например) «А» и «Б» ходят по одному маршруту, но в разные стороны. В Москве такого никогда не было — маршрут «Б» («букашка») шёл (и сейчас ходит — только на автобусах) по Садовому кольцу.Самый старый трамвай на параде — «Аннушка» модели «Ф», выпускавшейся на Коломенском, Сормовском, Мытищинском, Балтийском, Путиловском и Брянском заводах с 1907 по 1914 год. В Москве они использовались по 1960 год, а до войны был вообще самой массовой моделью. Применялись они и в других городах, в частности в Одессе.На фотографии — исторический вагон № 164, построенный на Мытищинском заводе в 1908 году. Он использовался как пассажирский трамвай до 40-х годов, а затем был перестроен в грузовой вагон. Восстановлен в первоначальном виде в конце 80-х годов.К «Аннушке» прицеплен безмоторный вагон «Нюрнбергский». Они выпускался на тех же заводах в 1908-1914 годах и использовались в Москве до 1959 года. Это был основной тип прицепного вагона в дореволюционной России. В Киеве, например, вагоны «типа MAN» (другое название «нюрнбергского») были одними из самых массовых.Вагон №1113 построен на Мытищинском заводе в 1909 году. Эксплуатировался как пассажирский до 40-х годов, затем был перестроен в грузовой прицепной вагон. Восстановлен в первоначальном виде в конце 80-х годов.Дальше, под номером маршрута 29 — первенец советского трамваестроения — вагон серии «БФ», то есть «бесфонарный».Тут читатель может выразить недоумение — так что же, до этого фонарей не было? А что тогда на крыше? На крыше, конечно, электрические фонари, но фар ни у этого вагона, ни у его предшественника не было. Цветные фонари — система сигнализации для стрелочников, чтобы они переводили стрелки в нужном направлении для движения по маршруту. «Фонарём» же в данном случае называется не осветительный прибор, а конструкция крыши — вставка посредине с небольшими окошками дающая больше света. Световые фонари есть во многих старинных домах над лестничными клетками. Кстати, на крыше вагона «БФ» легко увидеть надстройку, но это вентиляционный короб без окошек.Трамвайные вагоны серии «БФ» выпускались с 1925 по 1929 год Сормовским и Коломенским заводами. Практически все они были поставлены в Москву, лишь порядка полутора десятков вагонов досталось Харькову к открытию первой трамвайной линии широкой колеи в 1927 году. В Москве эти вагоны использовались до 1970 года, но несколько вагонов продолжали работать позже как грузовые и служебные. Один из них, восстановленный до первоначального состояния, участвует в парадах.К «БФ» прицеплен безмоторный вагон «Сокольнический» («С»). Такие вагоны выпускались в 1930-1933 годах на Сокольническом вагоноремонтном заводе. Этот вагон был обнаружен поисковиками в Коломне, где он использовался в качестве рабочего домика-бытовки и восстановлен до ходового состояния в 2018-2019 годах.Маршрут 41 от Тимирязевской академии до завода ЗиС — трамвайный вагон «Коломенский моторный» (КМ). Эти вагоны серийно выпускались в Коломне и Нижнем Новгороде (Горьком) в 1926-1939 годах.Интересно, что изначально вагоны КМ были предназначены для реверсивного движения — они имели два рабочих места кондуктора (отдельной кабины кондуктор ещё не имел), а двери, открываемые самими пассажирами, размещались с обеих сторон.Вагон 2170, участвующий в параде, выпущен в 1930 году в Коломне. Он пережил типичное переоборудование с демонтажем одного из постов и двух дверей. На маршрутах использовался до 1970 года, потом до 1987 — как буксир путеизмерительного комплекса. Он появляется в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота», «Холодное лето 53-го».Сначала моторные вагоны серии «КМ» работали с одним или двумя прицепными вагонами серии «КП». Однако неудачная конструкция тележек заставила к 1952 году вагоны вывести вагоны «КП» из пассажирской эксплуатации. Вагон №2556 был выпущен в Коломне в 1932 году и работал на маршрутах до 1951 года, после чего стал путеизмерителем. Обратная трансформация была произведена в 1988 году.Далее сияет звездой КТМ-1 / КТП-1 — первенец Усть-Катавского вагоностроительного завода. ТМ — «трамвайный моторный» (вагон имеется в виду), ТП — «трамвайный прицепной», а К — это С. М. Киров, в честь которого был назван завод. Вагоны производились с 1947 по 1961 год и использовались во многих городах СССР. Например, 65 сцепок бегали по Киеву.Оба вагона были выпущены в 1956 году, эксплуатировались до 1976 года в Туле. В 2017 они были восстановлены.Зализанные очертания вагона МТВ-82 хорошо известны по старым фотографиям многих советских городов. Его, правда, иногда путают с троллейбусом того же завода МТБ-82. Это и не удивительно — у них очень похожие кузова (у трамвая он несколько длиннее). Изначально и «мордочки» были совсем одинаковые, но внезапно оказалось, что трамвай с троллейбусным «лицом» не вписывается в габариты. Пришлось обрабатывать напильником. Что было легко — это первый советский цельнометаллический трамвай.А с «Бураном» его не путают, хотя именно эти корабли строил в конце своей биографии завод №82 наркомата, а потом министерства авиационной промышленности СССР (для введения в заблуждение вероятного противника — Тушинский машиностроительный завод). Название трамвая и троллейбуса — по номеру завода.Трамваи начали выпускать в 1947 году, их пассажирская эксплуатация в Москве продолжалась до 1981, в Киеве — до 1984, а в Одессе — до 1989 года. Ездили такие трамваи по Харькову, Донецку, Горловке.Недостатком вагона было то, что он не «родного» прицепа (хотя отработавшие своё вагоны МТВ-82 иногда переделывались на местах в безмоторные). В Киеве эксплуатировался с прицепными вагонами КТП-55, в Одессе — Baume & Marpent (1913 год выпуска, Бельгия, советское обозначение ОШ4П).Участвовавший в параде МТВ-82 был выпущен в 1948 году. С 1976 года он работал на ремонтном заводе в качестве буксира, а в 1990-м стал музейным экспонатом.Аэродинамические формы демонстрирует и трамвай из Латвии — РВЗ-6 (Рижский вагоностроительный завод). Это неудивительно, поскольку базой стал МТВ-82, который нуждался в многочисленных усовершенствованиях — во многих отношениях его конструкция была более унылой, чем у довоенных трамваев.РВЗ-6, например, был первым советским бесшумным трамваем. Читатель удивится — трамвай ведь довольно шумное, гремящее и звенящее транспортное средство, даже когда это новейший «Витязь». И автор материала тоже так думал, пока не услышал колонну старых и новых трамваев на марше. Оказывается, там много чего можно было делать для снижения шумности и в первую очередь — внутреннюю резиновую амортизацию колёс.Эти вагоны производились с 1960 по 1987 год. На начало прошлого года несколько вагонов использовались в Осинниках Кемеровской области и в Хабаровске — уж совсем непонятно каким образом (помнится, микроавтобусы РАФ очень быстро вышли из употребления в связи с дефицитом запчастей). В Киеве их использовали до 1969 года.Участвовавший в параде РВЗ-6 не московский — из Москвы все трамваи этой модели были переданы в разрушенный землетрясением Ташкент в 1966 году. Этот же бегал себе по Коломне с 1965 аж по 1999 год (на последнем этапе — в качестве учебного).Ну а завершали колонну вполне современные «Татра» Т-2, «Татра» Т7Б5 и усть-катавский 71-608КМ, как будто приехавшие на парад с маршрута. Впрочем, Т-2 по каким-то причинам был снят с эксплуатации аж в 1975 году, отнюдь не будучи в преклонном возрасте — в Киеве они бегали до 1987 года.Колонну трамваев сопровождала колонна ретромобилей, где тоже попадались интересные экземпляры. Например, бронированные «Чайки» и ЗиЛы из коллекции музея Федеральной службы охраны, многочисленные «Волги» ГАЗ-21 (в том числе первой серии — с «маршальской» звездой), реликтовый МАЗ-200, продемонстрировавший мастер-класс езды со скоростью километров 20 в час в облаке дыма, мотоциклы — от М-72 до киевского «Днепра» выпуска 1989 года и «горбатый» ЗАЗ-965. Последний героически заглох при въезде на Большой Устьинский мост, но не менее героически завёлся.
Уже несколько лет Департамент транспорта правительства Москвы, во главе с Максимом Ликсутовым, проводит парад-выставку исторических трамваев. Парад интересен не только москвичам — почти все вагоны использовалось в других городах Российской империи и СССР, включая те, которые находятся сейчас на территории Украины
Москва была далеко не первым в России городом, где появилось электрическое трамвайное движение. В Киеве первый электрический трамвайный маршрут был открыт 13 июня 1892 года; в Кёнигсберге — в 1895; в Нижнем Новгороде — в 1896 (открытие трамвайного движения было приурочено к всероссийской выставке и там одновременно появились три линии трёх разных владельцев); в Курске — в 1898. И только 7 апреля 1899 года началось движение в Москве (до этого были, понятно, конная и паровая дороги).
Возглавляет парад легендарная «Аннушка» — трамвай маршрута «А». Это далеко не первый московский маршрут (открыт в 1911 году, хотя раньше там ходила конка), но самый знаменитый, благодаря тому, что ходил он по самому историческому центру — Бульварному кольцу, замыкая маршрут по Пречистенской, Кремлёвской и Москворецкой набережным. В 1937 году маршрут был разомкнут и продолжает оставаться таковым по сей день — трамвай соединяет Замоскворечье с Чистыми Прудами.
Спрашивают конечно, а есть ли в Москве маршрут «Б» и где он находится? Во многих городах с литерными маршрутами (в Киеве и Днепре, например) «А» и «Б» ходят по одному маршруту, но в разные стороны. В Москве такого никогда не было — маршрут «Б» («букашка») шёл (и сейчас ходит — только на автобусах) по Садовому кольцу.
Самый старый трамвай на параде — «Аннушка» модели «Ф», выпускавшейся на Коломенском, Сормовском, Мытищинском, Балтийском, Путиловском и Брянском заводах с 1907 по 1914 год. В Москве они использовались по 1960 год, а до войны был вообще самой массовой моделью. Применялись они и в других городах, в частности в Одессе.
На фотографии — исторический вагон № 164, построенный на Мытищинском заводе в 1908 году. Он использовался как пассажирский трамвай до 40-х годов, а затем был перестроен в грузовой вагон. Восстановлен в первоначальном виде в конце 80-х годов.
К «Аннушке» прицеплен безмоторный вагон «Нюрнбергский». Они выпускался на тех же заводах в 1908-1914 годах и использовались в Москве до 1959 года. Это был основной тип прицепного вагона в дореволюционной России. В Киеве, например, вагоны «типа MAN» (другое название «нюрнбергского») были одними из самых массовых.
Вагон №1113 построен на Мытищинском заводе в 1909 году. Эксплуатировался как пассажирский до 40-х годов, затем был перестроен в грузовой прицепной вагон. Восстановлен в первоначальном виде в конце 80-х годов.
Дальше, под номером маршрута 29 — первенец советского трамваестроения — вагон серии «БФ», то есть «бесфонарный».
Тут читатель может выразить недоумение — так что же, до этого фонарей не было? А что тогда на крыше? На крыше, конечно, электрические фонари, но фар ни у этого вагона, ни у его предшественника не было. Цветные фонари — система сигнализации для стрелочников, чтобы они переводили стрелки в нужном направлении для движения по маршруту. «Фонарём» же в данном случае называется не осветительный прибор, а конструкция крыши — вставка посредине с небольшими окошками дающая больше света. Световые фонари есть во многих старинных домах над лестничными клетками. Кстати, на крыше вагона «БФ» легко увидеть надстройку, но это вентиляционный короб без окошек.
Трамвайные вагоны серии «БФ» выпускались с 1925 по 1929 год Сормовским и Коломенским заводами. Практически все они были поставлены в Москву, лишь порядка полутора десятков вагонов досталось Харькову к открытию первой трамвайной линии широкой колеи в 1927 году. В Москве эти вагоны использовались до 1970 года, но несколько вагонов продолжали работать позже как грузовые и служебные. Один из них, восстановленный до первоначального состояния, участвует в парадах.
К «БФ» прицеплен безмоторный вагон «Сокольнический» («С»). Такие вагоны выпускались в 1930-1933 годах на Сокольническом вагоноремонтном заводе. Этот вагон был обнаружен поисковиками в Коломне, где он использовался в качестве рабочего домика-бытовки и восстановлен до ходового состояния в 2018-2019 годах.
Маршрут 41 от Тимирязевской академии до завода ЗиС — трамвайный вагон «Коломенский моторный» (КМ). Эти вагоны серийно выпускались в Коломне и Нижнем Новгороде (Горьком) в 1926-1939 годах.
Интересно, что изначально вагоны КМ были предназначены для реверсивного движения — они имели два рабочих места кондуктора (отдельной кабины кондуктор ещё не имел), а двери, открываемые самими пассажирами, размещались с обеих сторон.
Вагон 2170, участвующий в параде, выпущен в 1930 году в Коломне. Он пережил типичное переоборудование с демонтажем одного из постов и двух дверей. На маршрутах использовался до 1970 года, потом до 1987 — как буксир путеизмерительного комплекса. Он появляется в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота», «Холодное лето 53-го».
Сначала моторные вагоны серии «КМ» работали с одним или двумя прицепными вагонами серии «КП». Однако неудачная конструкция тележек заставила к 1952 году вагоны вывести вагоны «КП» из пассажирской эксплуатации. Вагон №2556 был выпущен в Коломне в 1932 году и работал на маршрутах до 1951 года, после чего стал путеизмерителем. Обратная трансформация была произведена в 1988 году.
Далее сияет звездой КТМ-1 / КТП-1 — первенец Усть-Катавского вагоностроительного завода. ТМ — «трамвайный моторный» (вагон имеется в виду), ТП — «трамвайный прицепной», а К — это С. М. Киров, в честь которого был назван завод. Вагоны производились с 1947 по 1961 год и использовались во многих городах СССР. Например, 65 сцепок бегали по Киеву.
Оба вагона были выпущены в 1956 году, эксплуатировались до 1976 года в Туле. В 2017 они были восстановлены.
Зализанные очертания вагона МТВ-82 хорошо известны по старым фотографиям многих советских городов. Его, правда, иногда путают с троллейбусом того же завода МТБ-82. Это и не удивительно — у них очень похожие кузова (у трамвая он несколько длиннее). Изначально и «мордочки» были совсем одинаковые, но внезапно оказалось, что трамвай с троллейбусным «лицом» не вписывается в габариты. Пришлось обрабатывать напильником. Что было легко — это первый советский цельнометаллический трамвай.
А с «Бураном» его не путают, хотя именно эти корабли строил в конце своей биографии завод №82 наркомата, а потом министерства авиационной промышленности СССР (для введения в заблуждение вероятного противника — Тушинский машиностроительный завод). Название трамвая и троллейбуса — по номеру завода.
Трамваи начали выпускать в 1947 году, их пассажирская эксплуатация в Москве продолжалась до 1981, в Киеве — до 1984, а в Одессе — до 1989 года. Ездили такие трамваи по Харькову, Донецку, Горловке.
Недостатком вагона было то, что он не «родного» прицепа (хотя отработавшие своё вагоны МТВ-82 иногда переделывались на местах в безмоторные). В Киеве эксплуатировался с прицепными вагонами КТП-55, в Одессе — Baume & Marpent (1913 год выпуска, Бельгия, советское обозначение ОШ4П).
Участвовавший в параде МТВ-82 был выпущен в 1948 году. С 1976 года он работал на ремонтном заводе в качестве буксира, а в 1990-м стал музейным экспонатом.
Аэродинамические формы демонстрирует и трамвай из Латвии — РВЗ-6 (Рижский вагоностроительный завод). Это неудивительно, поскольку базой стал МТВ-82, который нуждался в многочисленных усовершенствованиях — во многих отношениях его конструкция была более унылой, чем у довоенных трамваев.
РВЗ-6, например, был первым советским бесшумным трамваем. Читатель удивится — трамвай ведь довольно шумное, гремящее и звенящее транспортное средство, даже когда это новейший «Витязь». И автор материала тоже так думал, пока не услышал колонну старых и новых трамваев на марше. Оказывается, там много чего можно было делать для снижения шумности и в первую очередь — внутреннюю резиновую амортизацию колёс.
Эти вагоны производились с 1960 по 1987 год. На начало прошлого года несколько вагонов использовались в Осинниках Кемеровской области и в Хабаровске — уж совсем непонятно каким образом (помнится, микроавтобусы РАФ очень быстро вышли из употребления в связи с дефицитом запчастей). В Киеве их использовали до 1969 года.
Участвовавший в параде РВЗ-6 не московский — из Москвы все трамваи этой модели были переданы в разрушенный землетрясением Ташкент в 1966 году. Этот же бегал себе по Коломне с 1965 аж по 1999 год (на последнем этапе — в качестве учебного).
Ну а завершали колонну вполне современные «Татра» Т-2, «Татра» Т7Б5 и усть-катавский 71-608КМ, как будто приехавшие на парад с маршрута. Впрочем, Т-2 по каким-то причинам был снят с эксплуатации аж в 1975 году, отнюдь не будучи в преклонном возрасте — в Киеве они бегали до 1987 года.
Колонну трамваев сопровождала колонна ретромобилей, где тоже попадались интересные экземпляры. Например, бронированные «Чайки» и ЗиЛы из коллекции музея Федеральной службы охраны, многочисленные «Волги» ГАЗ-21 (в том числе первой серии — с «маршальской» звездой), реликтовый МАЗ-200, продемонстрировавший мастер-класс езды со скоростью километров 20 в час в облаке дыма, мотоциклы — от М-72 до киевского «Днепра» выпуска 1989 года и «горбатый» ЗАЗ-965. Последний героически заглох при въезде на Большой Устьинский мост, но не менее героически завёлся.