https://ukraina.ru/20220604/1034057028.html
Дмитрий Чернышев о том, как в Донецке будут перевоспитывать "украинизированных" студентов
Дмитрий Чернышев о том, как в Донецке будут перевоспитывать "украинизированных" студентов - 28.11.2023 Украина.ру
Дмитрий Чернышев о том, как в Донецке будут перевоспитывать "украинизированных" студентов
Одна из больших проблем высшего образования в Донбассе - война, которая идет параллельно с учебой, - считает Дмитрий Чернышев — профессор Донецкого национального университета, член Общественной палаты Донецкой Народной Республики
2022-06-04T19:50
2022-06-04T19:50
2023-11-28T13:05
интервью
днр
образование
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/images/sharing/article/1034057028.jpg?10340576301701165955
— Первое, на что следует обратить внимание, — это на ожидание серьёзных перемен, связанных с заключением договором с партнёрскими вузами Российской Федерации, в частности, Донецкий Национальный Университет получил в качестве партнёра МГУ им. М.В. Ломоносова. Уверен, что данное сотрудничество позволит системе высшего образования Республики выйти на совершенно новый качественный уровень. Это и повышение квалификации, и стажировка, и переподготовка педагогов Республики. Это и знакомство с научной базой вуза-партнёра, и усиление обмена студентами и аспирантами. А также раскрытие творческого потенциала наших студентов на необъятной информационной площадке России.В Донецком Национальном Университете на сегодняшний день обучается 17 тысяч студентов. Основная проблема системы высшего образования, как и всей системы образования Республики, это серьёзного влияние военных действий на морально-психологическое состояние и студентов, и педагогов. Постоянные обстрелы вынуждают родителей переводить студентов в российские вузы, что в дальнейшем скажется на демографической ситуации в Республике. Ещё одним болевым моментом на сегодняшний день является расширение квот для абитуриентов Донецкой Народной Республики в российских вузах. Возможность поступить на бюджет в престижные вузы России практически сводит на нет работу приёмной комиссии донецких вузов.- Дмитрий, это может привести к ликвидации некоторых кафедр, к закрытию непопулярных специальностей?— Системе высшего образования республики необходимо провести качественный мониторинг потребностей существующих отраслей в профессиональных кадрах. С уменьшением потребности в инженерных кадрах требуется перенаправить часть студентов на более перспективные специальности, связанны с IT. Учитывая, что в Российской Федерации этой сфере уделяется серьёзное внимание, мы можем стать активными участниками этого процесса.— Кто учить будет? Есть в Республике профессорско-преподавательские кадры, которые могли бы обучить специалистов?— На самом деле специальности, связанные с IT, в нашей Республике представлены очень давно. И в Донецком национальном техническом университете, и в Донецком национальном университете. Поэтому, скорее всего, произойдёт переформатирование с уровня кафедры и факультетов до уровня институтов и академий.Ещё одна сфера очень важная для нас — это сфера, связанная с культурой. Имея четыре академических театра, мы нуждаемся в профессиональных вузах, связанных с воспитанием будущих актёров, режиссёров, сценаристов. Возможно, создание и сферы киноиндустрии в Донбассе. А также считаю вполне возможным усиление сферы, связанной с дизайном, графикой и изобразительным искусством. Да, в Донецком национальном университете есть кафедра дизайна и арт-менеджмента, она относится к экономическому факультету. Но это всего лишь кафедра, возможет другой масштаб, больший.— Знаю, что в последние годы есть случаи «образовательного туризма». Приезжают абитуриенты из Российской Федерации и поступают в наши высшие учебные заведения, связано это с тем, что качество образования высокое, а плата низкая. Много ли таких примеров вы знаете?— Несмотря на непрекращающиеся боевые действия, все вузы Донбасса имеют возможность принимать иностранных студентов. Самый большой поток абитуриентов идёт из Российской Федерации. А это от ста до трёхсот человек в год в каждом крупном вузе. Что привлекает? Первое: доступность образования. Второе: возможность получить образование в дистанционной форме. Третье: в Республике удалось сохранить высокой уровень преподавательского состава, наши преподаватели на сегодняшний день ещё и получили возможность на постоянной основе повышать квалификацию и стажироваться в Российской Федерации.— А что делать будем с ребятами с освобождённых территорий. Они придут сейчас в наши вузы, а в голове у них «украинская школа». Это проблема, как её решать?— Я считаю, что ответственные за воспитательную работу должны обратить внимание на кураторский сектор. Месяц, а может быть и два отвести на адаптацию и интеграцию вновь прибывших в молодёжное сообщество Донбасса. Реализация деятельностного подхода позволит включить ребят в беседы, игры, экскурсии, квесты и другие внеаудиторные мероприятия, синхронизировать взгляды и убеждения молодых людей с освобождённых территорий с нашими взглядами.— Хватит ли двух месяцев? Восемь лет ребята подвергались влиянию украинской пропаганды, разве можно за два месяца добиться синхронизации?— Конечно, нет, но здесь важен правильный первичный импульс, который задаст позитивный тон нашему дальнейшему взаимодействию.— Хватит ли усилий воспитательных отделов наших вузов. Насколько я знаю, сотрудников там немного, справятся они или надо расширяться?— Лучшим рекрутёром волонтёров является действующий волонтёр, а это значит, что лучшим воспитателем в итоге должны стать наши студенты и те молодые люди с освобождённых территорий, которые стали нашими сторонниками.- Дмитрий, вы сторонник Болонской системы образования?— В 1998 году в честь 900-летия создания Болонского университета европейское образовательное сообщество предложило идею синхронизации образовательных систем различных государств. Это позволило обеспечить академическую мобильность студентов, признание дипломов и обеспечить прозрачность организации учебного процесса. Реализацию этой идеи осуществили через двухэтапность образования — бакалавриат и магистратура.Специалитет в наших вузах остался в технических специальностях, медицинских и других, которые не требуют реализации второй ступени, то есть подготовки будущих учёных. Исторически российская система образования строилась как комбинация европейской (со времён Петра Великого) и уникальной советской системы. За период с 2003 года по сегодняшний день Болонская система в России показала свои сильные и слабые стороны. Сейчас настал момент взять всё лучшее из нашей отечественной системы образования и лучших мировых образцов — японской, китайской, американской, западно-европейской.
https://ukraina.ru/20220428/1033872456.html
https://ukraina.ru/20220405/1033691046.html
https://ukraina.ru/20220329/1033640419.html
днр
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Анна Ревякина
https://cdnn1.ukraina.ru/img/102513/04/1025130450_0:0:2321:2321_100x100_80_0_0_ee3570adac43c8ded7dff122df04de06.png
Анна Ревякина
https://cdnn1.ukraina.ru/img/102513/04/1025130450_0:0:2321:2321_100x100_80_0_0_ee3570adac43c8ded7dff122df04de06.png
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Анна Ревякина
https://cdnn1.ukraina.ru/img/102513/04/1025130450_0:0:2321:2321_100x100_80_0_0_ee3570adac43c8ded7dff122df04de06.png
интервью, днр, образование
— Первое, на что следует обратить внимание, — это на ожидание серьёзных перемен, связанных с заключением договором с партнёрскими вузами Российской Федерации, в частности, Донецкий Национальный Университет получил в качестве партнёра МГУ им. М.В. Ломоносова. Уверен, что данное сотрудничество позволит системе высшего образования Республики выйти на совершенно новый качественный уровень. Это и повышение квалификации, и стажировка, и переподготовка педагогов Республики. Это и знакомство с научной базой вуза-партнёра, и усиление обмена студентами и аспирантами. А также раскрытие творческого потенциала наших студентов на необъятной информационной площадке России.
В Донецком Национальном Университете на сегодняшний день обучается 17 тысяч студентов. Основная проблема системы высшего образования, как и всей системы образования Республики, это серьёзного влияние военных действий на морально-психологическое состояние и студентов, и педагогов. Постоянные обстрелы вынуждают родителей переводить студентов в российские вузы, что в дальнейшем скажется на демографической ситуации в Республике. Ещё одним болевым моментом на сегодняшний день является расширение квот для абитуриентов Донецкой Народной Республики в российских вузах. Возможность поступить на бюджет в престижные вузы России практически сводит на нет работу приёмной комиссии донецких вузов.
- Дмитрий, это может привести к ликвидации некоторых кафедр, к закрытию непопулярных специальностей?
— Системе высшего образования республики необходимо провести качественный мониторинг потребностей существующих отраслей в профессиональных кадрах. С уменьшением потребности в инженерных кадрах требуется перенаправить часть студентов на более перспективные специальности, связанны с IT. Учитывая, что в Российской Федерации этой сфере уделяется серьёзное внимание, мы можем стать активными участниками этого процесса.
— Кто учить будет? Есть в Республике профессорско-преподавательские кадры, которые могли бы обучить специалистов?
— На самом деле специальности, связанные с IT, в нашей Республике представлены очень давно. И в Донецком национальном техническом университете, и в Донецком национальном университете. Поэтому, скорее всего, произойдёт переформатирование с уровня кафедры и факультетов до уровня институтов и академий.
Ещё одна сфера очень важная для нас — это сфера, связанная с культурой. Имея четыре академических театра, мы нуждаемся в профессиональных вузах, связанных с воспитанием будущих актёров, режиссёров, сценаристов. Возможно, создание и сферы киноиндустрии в Донбассе. А также считаю вполне возможным усиление сферы, связанной с дизайном, графикой и изобразительным искусством. Да, в Донецком национальном университете есть кафедра дизайна и арт-менеджмента, она относится к экономическому факультету. Но это всего лишь кафедра, возможет другой масштаб, больший.
— Знаю, что в последние годы есть случаи «образовательного туризма». Приезжают абитуриенты из Российской Федерации и поступают в наши высшие учебные заведения, связано это с тем, что качество образования высокое, а плата низкая. Много ли таких примеров вы знаете?
— Несмотря на непрекращающиеся боевые действия, все вузы Донбасса имеют возможность принимать иностранных студентов. Самый большой поток абитуриентов идёт из Российской Федерации. А это от ста до трёхсот человек в год в каждом крупном вузе. Что привлекает? Первое: доступность образования. Второе: возможность получить образование в дистанционной форме. Третье: в Республике удалось сохранить высокой уровень преподавательского состава, наши преподаватели на сегодняшний день ещё и получили возможность на постоянной основе повышать квалификацию и стажироваться в Российской Федерации.
— А что делать будем с ребятами с освобождённых территорий. Они придут сейчас в наши вузы, а в голове у них «украинская школа». Это проблема, как её решать?
— Я считаю, что ответственные за воспитательную работу должны обратить внимание на кураторский сектор. Месяц, а может быть и два отвести на адаптацию и интеграцию вновь прибывших в молодёжное сообщество Донбасса. Реализация деятельностного подхода позволит включить ребят в беседы, игры, экскурсии, квесты и другие внеаудиторные мероприятия, синхронизировать взгляды и убеждения молодых людей с освобождённых территорий с нашими взглядами.
— Хватит ли двух месяцев? Восемь лет ребята подвергались влиянию украинской пропаганды, разве можно за два месяца добиться синхронизации?
— Конечно, нет, но здесь важен правильный первичный импульс, который задаст позитивный тон нашему дальнейшему взаимодействию.
— Хватит ли усилий воспитательных отделов наших вузов. Насколько я знаю, сотрудников там немного, справятся они или надо расширяться?
— Лучшим рекрутёром волонтёров является действующий волонтёр, а это значит, что лучшим воспитателем в итоге должны стать наши студенты и те молодые люди с освобождённых территорий, которые стали нашими сторонниками.
- Дмитрий, вы сторонник Болонской системы образования?
— В 1998 году в честь 900-летия создания Болонского университета европейское образовательное сообщество предложило идею синхронизации образовательных систем различных государств. Это позволило обеспечить академическую мобильность студентов, признание дипломов и обеспечить прозрачность организации учебного процесса. Реализацию этой идеи осуществили через двухэтапность образования — бакалавриат и магистратура.
Специалитет в наших вузах остался в технических специальностях, медицинских и других, которые не требуют реализации второй ступени, то есть подготовки будущих учёных. Исторически российская система образования строилась как комбинация европейской (со времён Петра Великого) и уникальной советской системы. За период с 2003 года по сегодняшний день Болонская система в России показала свои сильные и слабые стороны. Сейчас настал момент взять всё лучшее из нашей отечественной системы образования и лучших мировых образцов — японской, китайской, американской, западно-европейской.