«В основном западные компании уходят, потому что непонятна логистика, непонятно, как получить деньги, заработанные в России, и как поставлять сюда запчасти для своего производства, если нарушена логистика контейнерных перевозок. И таких компаний 80%. При хорошем развитии событий они вернутся. Их уход вынужденный, а не политически. Их надо понять. Надо помочь им наладить логистику и систему платежей, и они вернутся», — указал эксперт.
Если же компании уходят с рынка по политическим причинам, то их надо национализировать. Их мощности должны быть использованы, считает Зубец.
Что касается доминирования западного бизнеса на российском рынке, то от него надо избавляться. Нет никакой гарантии, что этот удушающий прием не будет применен во второй раз, уточнил специалист.
Необходимо сократить присутствие европейских и американских компаний до безопасного предела. Пусть они поставляют четверть от общей потребности, а три четверти пусть будут индусы, пакистанцы, вьетнамцы, малайзийцы и турки. Потому что эти страны отказались поддержать санкции, заключил собеседник издания.