Речь пойдёт о попытках подчинения России Дунайских княжеств (Молдавии и Валахии), переговорный процесс вокруг которых весьма напоминал печально известный «Минск — 2».
Княжества находились под властью Османской империи с XV в. Степень их зависимости от Стамбула постепенно возрастала от вассально-даннических отношений до прямого назначения глав княжеских администраций (господарей) султаном. Политическая зависимость от Турции сопровождалась экономическим гнётом, административным произволом, притеснением Православной церкви, вытеснением из ряда районов христианского населения.
Разумеется, данная политика не пользовалась поддержкой в основной массе населения Молдавии и Валахии. По мере усиления России в Причерноморском регионе Петербург всё чаще получал обращения из Ясс и Бухареста с просьбами помочь в избавлении от османского владычества.
В ходе русско-турецких войн Дунайские княжества занимали место, схожее с положением республик Донбасса в русско-украинском конфликте. Они являлись основным театром военных действий, выступали на стороне противника своей метрополии, регулярно обращались к России с призывами предоставить им российское подданство.
Во время «Румянцевской» войны с Турцией (1768-1774 годов) русские войска четыре года контролировали территорию княжеств. Неблагоприятная международная конъюнктура, а также разгоравшееся Пугачёвское восстание вынудили российское правительство вернуть Молдавию и Валахию Османской империи (добившись при этом важных приобретений в Крыму).
Тем не менее Кючук-Кайнарджийский мирный договор, заключённый по итогам войны, оговаривал этот шаг усилением автономного статуса Дунайских княжеств в составе Турции.
Жители Молдавии и Валахии получали полную амнистию за участие в войне на стороне России и могли свободно исповедовать христианство. Княжества обязывались отныне раз в два года платить султану фиксированную денежную подать, которую сами же и доставляли (ранее дань и другие поборы собирали османские чиновники).
Кроме того, Порта обязалась «дозволить им пользоваться теми же самыми выгодами», которые существовали во второй половине XVII в. (до установления тотального контроля Стамбула над княжествами).
В свою очередь Российская империя получила право оказывать покровительство жителям Молдавии и Валахии, ходатайствовать об их интересах перед Портой.
Данные договорённости были восприняты в княжествах и Российской империи как начало дискуссии о новом статусе Молдавии и Валахии в рамках Османской империи.
В июне 1775 г., когда в Яссах побывало следовавшее в Стамбул посольство Николая Репнина, ему был преподнесён «Мемориал молдавских бояр», в котором указывалось на желательность возобновления выборности господарей Молдавии.
Высказывались и другие проекты.
Так в рамках русско-турецкого переговорного процесса 1774 г. фигурировала инициатива валашских бояр по заимствованию статуса Рагузской (Дубровницкой) республики под властью султана. Когда стал очевиден отвод русской армии от Дуная высказывалась идея коллективной гарантии особого статуса Валахии Россией, Австрией и Пруссией.
В декабре 1774 г., ещё до того, как русская армия покинула оставляемые туркам Дунайские княжества султан утвердил указы, корректировавшие законодательство Турции в соответствии с Кючук-Кайнарджийским договором. Основным политическим нововведением являлось обязательство турецкого монарха не смещать господарей до истечения сроков их правления (три года), кроме случаев совершения явных преступлений против Порты.
Таким образом идеология нормативных актов, созданных по итогам в целом успешной для России «Румянцевской» войны весьма напоминала так называемое соглашение «Минск — 2» от 2015 г. Пророссийские регионы, возвращались под власть своих метрополий в обмен на обязательства последних предоставить либо расширить автономный статус регионов. На основе международных соглашений формировались российские протектораты в составе конкурировавших держав.
Логика данного шага имела как политические, так и экономические мотивы.
Екатерина II уделяла большое внимание продвижению России к Дунаю. Не зря ведь один из главных полководцев екатерининской эпохи Пётр Румянцев получил императорским указом почётное наименование «Задунайский». Великая европейская река — удобнейший транспортный коридор из Причерноморья в Центральную Европу.
В 80-е годы XVIII в. Россия пользовалась правом ввоза своих товаров в Дунайские княжества при уплате льготной пошлины. Транзит же русских товаров по Дунаю в третьи страны вообще пошлинами не облагался. Российские речные суда имели право свободно заходить во все дунайские порты Османской империи.
Однако геополитические визави оказались не так просты, как это вероятно виделось инициаторам рассматриваемого внешнеполитического курса России. Подобно Украине в XXI в. османские власти избрали тактику саботирования достигнутых договорённостей.
Ратификация Кючук-Кайнарджийского договора затягивалась. В этом Турцию поддерживали «европейские партнёры», в особенности Франция. Посланник Парижа рекомендовал Порте откладывать окончательное утверждение трактата, добиваясь «перемены некоторых артикулов».
Тем временем Порта попыталась вернуться к своей довоенной, по сути, колониальной политике в Молдавии и Валахии. Несогласные с этим местные деятели подвергались суровым репрессиям.
Для новой программы модернизации турецких крепостей в Бессарабии и на Дунае Стамбул требовал всё новых поставок продовольствия и материалов, а также трудовых ресурсов. В силу роста поборов податная нагрузка на население княжеств продолжала расти.
Слишком активно контактировавший с Петербургом господарь Молдавии Григорий III Гика в 1777 г. был убит турецкими агентами. Его резонансной инициативой было открытие молдавского консульства в столице России.
Официальные переговоры о новом политическом статусе княжеств так и не начались. Новый молдавский господарь Константин Морузи, назначенный султаном, памятуя о судьбе своего предшественника ни о какой автономии и не помышлял.
В дипломатические анналы вошёл эпизод, как данный руководитель Молдавии в 1782 г. хвалился тем, что получил от османских властей фирман на отправление в Турцию 60 тысяч «ибраильских киль» пшеницы, а он «в угодность своего государя» выслал более 100 тысяч. В тот период Молдавия испытывала огромные затруднения со сбором зерна из-за нашествия саранчи. Доходило до того, что княжество закупало хлеб за Дунаем у тех же турок, чтобы потом поставлять его в Стамбул.
Петербург регулярно получал петиции и свидетельства того, как 70 — 80-е годы Турция нарушала свои обязательства по Молдавии и Валахии. Благо, с 1782 г. в Дунайских княжествах очень активно работало российское консульство. Однако серьёзных рычагов вступиться за своих единоверцев и симпатизантов на Дунае Россия не имела. Пришлось ограничиваться лишь демонстрацией озабоченности и выражением протеста.
В то же время в Россию шёл большой поток мигрантов, гонимых из Молдавии засильем османов и налоговым гнётом. Командующий русскими войсками на юге и одновременно генерал-губернатор Малороссии Пётр Румянцев приказывал «входу бегущих молдаванцев» не препятствовать и направлять их под Киев и другие отдалённые от границы места «скрытно от всех до поры».
Находившийся в подчинении у Румянцева генерал-поручик Ржевский получил поручение разведать обстоятельства гибели господаря Гики, а также установить настроение бояр и общую ситуацию в Молдавии.
Благоприятная возможность спросить с османских властей за невыполнение Кючук-Кайнарджийского трактата в части Дунайских княжеств представилась в конце 70-х годов. В 1778—1779 годах резко усилилась угроза нового военного конфликта между Россией и Турцией. Порта спровоцировала в Крыму и на Кубани восстания против пророссийского хана Шагин-Гирея. Петербург ответил на это вводом войск на территорию ханства. Обе империи привели в боевую готовность свои армии вдоль общей границы.
Однако геополитическая ситуация в Европе наступательным планам Стамбула не способствовала. Англия и Франция были заняты противостоянием в Северной Америке, Австрия и Пруссия делили «баварское наследство». Европейским державам было не до Турции, более того, все они были заинтересованы в российской поддержке своих притязаний.
Состоялись русско-турецкие переговоры, по итогам которых в марте 1779 г. удалось заключить Айналы-Кавакскую конвенцию. Ссылаясь на отсутствие в своих архивах свидетельств о каких-либо особых правах и привилегиях княжеств периода становления османского владычества, Порта постаралась уйти от упоминания в конвенции о Молдавии и Валахии.
Однако данный демарш успеха не имел, и Стамбул был вынужден подтвердить свои обязательства, содержавшиеся в Кючук-Кайнарджийском договоре. Российская дипломатия рассматривала этот результат как серьёзный успех.
Тем не менее до новой «Потёмкинской» русско-турецкой войны 1787—1791 годов турецкая политика на Дунае существенных изменений не претерпела.
Правда, в ходе войны вся Молдавия и часть Валахии вновь оказались под властью русских. Главнокомандующий Григорий Потёмкин стал, по сути, некоронованным господарём Молдавии. Обсуждались различные варианты российского протектората над Дунайскими княжествами либо только над Молдовой.
Однако скоропостижная смерть Потёмкина и заключение Ясского мира привели к тому, что на Дунае восстановился довоенный статус-кво.
В 1802 г. во время недолговременного сближения России и Турции султан издал указ об увеличении срока полномочий господарей с трёх до семи лет. Досрочная отставка князей Молдавии и Валахии становилась возможной только с согласия державы — покровительницы (т.е. России). Султан даровал господарям право самим определять налоговую систему в своих княжествах.
Казалось бы, настойчивая политика России по навязыванию Османской империи аналога «Минска-2» стала давать результаты. Однако позитивная динамика для Петербурга и княжеств оказалась краткосрочной.
В 1804 г. началось сближение Турции с Французской империей. Оно ускорилось после победы Наполеона над русскими и австрийскими войсками под Аустерлицем.
В 1806 г. Порта без согласования с Петербургом сместила господарей Александра Мурузи (в Молдавии) и Константина Ипсиланти (в Валахии). Россия была вынуждена объявить Турции войну, которая продолжилась до 1812 г. Последняя едва не стала для Российского государства фатальной, поскольку вполне могла бы стать «вторым фронтом» во время вторжения армии Наполеона. Французский император, кстати, всерьёз рассчитывал, что противостояние царя и султана не завершится к моменту его экспедиции в Россию.
Таким образом, практика создания российских протекторатов в составе конкурирующих государств оказалась неудачной как в XVIII—XIX веках, так и в ХХI столетии. Межгосударственные договорённости, на которые так полагались дипломаты, оказались слишком хрупки и легко разрушались при изменении международного баланса сил, да и под воздействием политической целесообразности в самих конкурирующих державах.
В 1812 г. Россия смогла выйти из конфликта с Турцией вокруг таких протекторатов, приобретя Бессарабию. Чем закончится аналогичный конфликт с Украиной, покажет ближайшее будущее.