От Ахиллеса до Ататюрка
Чёрное море отделено от Эгейского, а Европа от Азии проливами Босфор и Дарданеллы. Между ними — мраморное море. От того, каков будет режим их пересечения, зависит безопасность огромного региона. И это было понятно с глубокой древности.
Тридцать два века назад ахейцы из разных городов отправились брать Трою. Можно, конечно, вспомнить и о прекрасной Елене, и о Парисе, и о гневе Ахиллеса, Пелеева сына. Тем более, что у Гомера всё красочно описано. Хоть существование его героев и не доказано археологом, но факт осады крупного города на азиатском берегу Дарданелл сомнению не подлежит.
Точно так никто, кроме разве что адептов «новой хронологии», не отрицает того, что вскоре после Гомера греки основали на обоих берегах Босфора города Византий и Халкидон, ставшие потом Константинополем и Скутари. Нынче они вместе составляют огромный мегаполис, именуемый Стамбулом.
Замечу, что для того, чтобы контролировать Босфор, османские султаны ещё до разгрома византийской столицы построили на его берегах две крепости — Анадолу-Хисар на азиатском и Румели-Хисар на европейском. С того момента на целых три века Чёрное море превратилось в «турецкое озеро», и вопрос о проливах стал неактуален до тех самых пор, пока Екатерина Великая не завоевала северное Причерноморье.
После того, как у России появился свой флот, построенный на херсонской и николаевской верфях, встал вопрос: а как он пройдёт через проливы и сколько это будет стоить, когда они так и оставались целиком и полностью под властью султана. Причём касалось это и военных, и гражданских судов.
И если в 1799 году султан Селим III не просто пропустил через это узкое горлышко эскадру адмирала Ушакова, но и свои суда к ней добавил, то дальше…
В 1854 году англо-французский флот направился атаковать Россию совершенно свободно, а в 1914 году там же прошли немецкие крейсера «Гебен» и «Бреслау» с той же самой целью. Но, как модно говорить нынче, «это — другое», ведь противники в Крымской войне стали союзниками в Первой Мировой. А вот когда британцы попытались очистить Дарданеллы и высадиться в Галлиполи… Все прекрасно помнят фильм с молодым Мелом Гибсоном, где показано, как печально для британцев это окончилось.
Вопрос о том, что же делать с проливами, стоял перед Россией более полутора веков. Многие и в правительстве, и в либеральной оппозиции (которая тогда еще не была предательской, а лидера кадетов Милюкова прозвали Дарданелльским), считали, что Константинополь и проливы нужно сделать российским владением. Союзники по Антанте, по крайней мере, на словах, с этим соглашались. Но не вышло. Революция, сами понимаете.
Более того, страны-победительницы попытались в 1919 году усадить за стол переговоров красных и белых не где-нибудь, а на Принцевых островах в Мраморном море. Кстати, Петлюру туда не позвали, потому что так и не поняли, что за Украина такая, которую он представляет. Как потом писал Маяковский, «откуда, мол, и что это за географические новости?» Из всех сторон Гражданской войны только большевики были не против туда приехать, да и то с оговорками. В общем, там ничего не состоялось. Ведь кусочки суши между проливами — это вам не Брест-Литовск или Минск.
И так было до того момента, пока державы не договорились о статусе проливов всерьёз и надолго.
24 июля 1923 года в швейцарской Лозанне тема проливов стала предметом договорённости между державами. Тогда стороны договорились, что Турция получает суверенитет над их берегами. Предусматривалась демилитаризация зоны проливов, в то же время допускался свободный проход через Босфор и Дарданеллы не только торговых, но и военных судов (с незначительными ограничениями) любой страны мира, что создавало ненормальные условия для черноморских стран.
СССР не ратифицировал эту конвенцию как нарушающую его законные права. Румыния и Болгария тоже встретили эти решения без удовольствия. Да и сама Турция тоже не видела в Лозаннском соглашении своей выгоды.
Через несколько месяцев после его подписания династия Османов была низложена, а к власти пришёл Кемаль-Паша. Тот самый генерал, что победил англичан при Галлиполи. И он также желал новой конвенции о проливах.
К тому времени, когда в швейцарском городке Монтрё собралась конференция по режиму проливов, он был президентом по фамилии Ататюрк.
Что решили в Монтрё?
22 июня — 21 июля 1936 года в Монтрё состоялась конференция, на которой была принята Конвенция о режиме проливов.
Её подписали представители Болгарии, Великобритании и доминионов, Греция, Румыния, СССР, Турция, Франция, Югославия и Япония. Италия была не явилась к столу по причине санкций за захват Абиссинии. Гитлера туда никто не приглашал. К чему же пришли высокие договаривающиеся стороны?
В мирное время торговые суда будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в проливах, днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей.
Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, торговые суда, независимо от флага и груза, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах. Предусматривался и санитарный контроль при входе в проливы, а также карантин в случае обнаружения инфекционных болезней.
В случае войны, при которой Турция становится или её стороной, или находится под угрозой торговые суда будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах, при условии, что (эти суда) никаким образом не оказывают содействия противнику. Они должны будут входить в проливы днем.
В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда и вспомогательные суда, независимо от того, принадлежат ли они странам, прибрежным к Черному морю, или нет, каков бы ни был их флаг, могут пользоваться правом свободы прохода через проливы, без каких-либо сборов или плат, поскольку они входят туда днем.
Для прохода линкоров и подводных лодок требуется отдельное уведомление за восемь или пятнадцать дней. Отдельно оговаривались авианосцы: «Военные корабли, проходящие проливы транзитом, не могут, ни в каком случае, использовать воздушные суда, которые могли бы на них находиться».
А вот в военное время, если Турция не участвует, «военные корабли всякой воюющей Державы не будут иметь право проходить через Проливы, за исключением случаев, подпадающих под применение статьи 25 настоящей Конвенции, а также в случае помощи, оказываемой Государству, явившемуся жертвой нападения, в силу договора о взаимной помощи, обязывающего Турцию, заключенного в рамках Статута Лиги Наций»
При этом в данном пункте (№19) есть одна важная оговорка. В случае военных действий в которых Турция не принимает участия, проливы остаются открытым для кораблей отрезанных «от портов своей основной стоянки» для того, чтобы они имели возможность вернуться в места постоянного базирования. Это значит, что согласно конвенции Турция не может препятствовать возвращению кораблей Черноморского флота, которые могут находиться в других акваториях.
Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, проход военных кораблей будет зависеть исключительно от усмотрения турецкого правительства.
В годы Второй мировой войны Турция соблюдала нейтралитет. Для немецких судов путь через проливы был закрыт. А вот если кто и был нарушителем конвенции, то это США. В 2008 году, во время конфликта в Южной Осетии в акваторию Чёрного моря заходило американское военное судно. Конвенция не запрещает вход в Чёрное море вспомогательным судам нечерноморских стран водоизмещением более 10 000 т, а стандартное водоизмещение вспомогательного судна Mount Whitney около 12500 т. Тут нарушение налицо.
В феврале — марте 2014 года фрегат ВМС США Taylor провел в Чёрном море 33 дня вместо допускаемых конвенцией 21. Задержка объяснялась необходимостью устранить поломку винта. Ситуация, скажем так, спорная, на грани нарушения. Это как посмотреть.
Как поведёт себя Турция в этот раз, интересно. Будем наблюдать, пустит ли она, например, американские и британские корабли пользуясь трактовкой отдельных положений конвенции, или всё же закроет для всех сторон?
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Турция может закрыть проливы Босфор и Дарданеллы для прохода военных кораблей, однако даже в этой ситуации у России будет право использовать их для возвращения флота на базу. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция воспользуется полномочиями по Конвенции Монтре в отношении судов в проливах для того, чтобы избежать эскалации на Украине.