Так, 3 февраля Роман Протасевич во время одного из стримов в интернете объявил, что готовит иск на авиакомпанию Ryanair, на самолете которой он летел, когда его задержали. Ранее, находясь уже под следствием, он называл Александра Лукашенко сильным политиком и говорил, что у него нет достойной альтернативы. Хотя до своего задержания он вел против него жесткую информационную войну.
Как все начиналось
История с задержанием Романа Протасевича началась 23 мая прошлого года, когда самолет Ryanair, следовавший из Афин в Вильнюс, экстренно сел в минском аэропорту из-за сообщения о минировании, которое оказалось ложным. Этим рейсом летел Роман Протасевич — основатель признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала Nexta, который координировал массовые акции протеста летом-осенью 2020 года.
Его задержали при проверке документов по нескольким обвинениям, в том числе в организации массовых беспорядков и разжигании социальной вражды. Также он числился в «террористическом» список КГБ Белоруссии на основании ст. 293 «Массовые беспорядки» Уголовного кодекса. То есть, сроки ему грозили космические, и, если к его делу бы подошли со всей суровостью белорусского правосудия, вряд ли бы он сел на меньший срок, чем политик Сергей Тихановский, получивший 18 лет тюрьмы.
Полезный оппозиционер
Протасевич был задержан как активист из самого «тыла» оппозиции, который знал всю их внутреннюю кухню — от распределения ролей до финансирования. Полезность Протасевича для информационного ответа со стороны белорусской власти сложно переоценить.
В то, что человек, который давно в оппозиции, самостоятельно так резко сменил свои политические взгляды, многие не поверили. Тем более передумал он все же после задержания. Возможно, Протасевич заключил сделку со следствием. Но что характерно — блогер все же счел, что борьба с властями страны не стоит свободы, и когда дело зашло дальше троллинга в социальных сетях, то он принял другое решение. Наглядный пример того, насколько активность в социальных сетях и реальная жизнь отличаются, но именно в медиа Минск и столкнулся с кризисом в борьбе за настроения молодежи.
И белорусская власть не посадила непримиримого оппонента в тюрьму, объявив его предателем, а попыталась извлечь из него максимум медийной выгоды. Это говорит не столько об изменении государственной информационной политики, сколько о переосмыслении роли медийных технологий и интернета в руководстве республики.
И подтолкнуло официальный Минск к этому информационный кризис в августе 2020 года.
Кризис информации
Популярные негосударственные интернет-ресурсы использовали современные методы работы с целевой аудиторией, сделали ставку на интерактивность, мультимедийность и оперативность.
В то же время их оппоненты — государственные телеканалы и газеты — были сосредоточены на условных показателях надоев и сборе урожая. Политические ток-шоу были пресными и скучными, в них срезались острые углы, а «хайповая» информация, которая вызывала живой интерес в обществе, подавалась с опозданием. Оппозиционные же медиа первыми приезжали на место громких событий и в подробностях их освещали, наращивая аудиторию.
Помимо этого, государственные СМИ, в отличие от своих оппонентов, были крайне пассивны в соцсетях, мессенджерах и на YouTube.
Такая картина сложилась из-за серьезной недооценки представителей белорусской власти роли интернета и политтехнологий в современном мире. Придя в руководство еще в середине 1990-х Александр Лукашенко, как и его окружение, в общем-то остались людьми советской эпохи с довольно консервативными взглядами. Наиболее ярким примером можно посчитать высказывание Лукашенко в 2016 году, которое сразу стало мемом: «Все эти гаджеты, айфоны, плафоны и прочее — это будет приносить богатство в будущем. Современные, новейшие технологии. Я встречаюсь со многими людьми и постоянно от них это слышу».
Белорусский президент и его окружение позиционировали себя как выходцев из «глубинного народа», из деревень, которые сосредоточены на хозяйственной деятельности, на сохранении заводов и колхозов, а не на «интернетах». И многое, справедливости ради, получалось: страну действительно удалось спасти от разрухи 1990-х, навести относительный порядок.
Но такие подходы, основанные на советских методах коммуникации власти и общества, находили отклик в провинции и у старшего поколения. У молодежи, креативного класса и горожан это часто вызывало эстетическое отчуждение и ощущение «старомодности», что постепенно привлекало их в ряды оппозиции и читательской аудитории негосударственных медиа, которые наоборот позиционировали себя прогрессивными, современными и европейскими.
Информационный реванш
После начала политического кризиса ситуация в СМИ казалась для государства безнадежной — от провластных медиа по привычке не ожидали ни прорыва, ни модернизации методов работы. На выпады оппозиционных медиа регулярно отвечали лишь Александр Лукашенко и несколько высших чиновников.
Видя накаляющуюся ситуацию, власть организовала первые митинги и автопробеги. Тогда же была отдана команда в корне поменять информационную политику, прекратить защищаться от медиаатак и перейти в наступление.
Результат стал ощутим к середине-концу осени 2020 года. Причем сразу по многим направлениям.
Резко начало расти число подписчиков провластных телеграм-каналов. Некоторые из них, используя методы своих оппонентов, начали жестко критиковать оппозиционеров и протестующих, а также сливать о них компрометирующую информацию.
На телевидении появились известные телеведущие Григорий Азаренок и Игорь Тур, которые стали очень жестко и порой не стесняясь в выражениях критиковать оппозицию.
Собственные авторские площадки и рубрики на местном государственном ТВ получили провластные блогеры и политологи, которые перестали церемониться с оппозицией.
На телеканалах появились документальные фильмы и расследования о деятельности оппонентов власти. В них показывали слитые переговоры оппонентов Лукашенко и активистов. Смотрели эти программы не только сторонники власти, но и протестующие.
В ответ на уличную активность оппозиции власть стала организовывать первые в истории митинги в свою поддержку, автопробеги и шествия. А затем появился и мерч от Лукашенко (открытие магазина в белорусском телеграм-канале прокомментировали фразой:«А вдохновил всех Первый»), белорусский президент вновь показал свою политическую гибкость и умение работать с избирателями.