Иван Огиенко (митрополит Илларион): антисоветский украинизатор - 12.01.2025 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История обложка
История

Иван Огиенко (митрополит Илларион): антисоветский украинизатор

Иван Огиенко (митрополит Илларион)
Иван Огиенко (митрополит Илларион)
Читать в
ДзенTelegram
14 января 1882 года в Брусилове Киевской губернии родился Иван Огиенко, который вошёл в историю под именем Иллариона – так его назвали при постриге в монахи в годы нацистской оккупации Польши.
Когда Ивану едва исполнилось два года, в результате несчастного случая погиб его отец — попал под копыта коня. Однако Иван Огиенко не только получил в Брусилове начальное образование, но и поступил в Киевскую военно-фельдшерскую школу.
После окончания в 1900 году полного фельдшерского курса, по направлению комиссии работал в Киевском военном госпитале в отделении с душевнобольными. В 1903-м он сдал экзамены на аттестат зрелости в гимназии Острога и поступил на историко-филологический факультет Киевского университета.
Иван Огиенко окончил Киевский университет в 1909 году и получил работу в Киевском коммерческом институте, которую совмещал с обучением на Высших педагогических курсах. В 1911-м издал "Словарь ударений в русском языке и правила русского ударения". Собственно, в те годы Огиенко был подающим надежды русским филологом, и ни в каких украинских движениях замечен не был.
В декабре 1911 года Иван Огиенко был зачислен профессорским стипендиатом университета Св. Владимира. В 1914-м он получил диплом магистра, а в 1915-м начал читать первые самостоятельные лекции как приват-доцент кафедры русского языка и литературы. С осени 1916 года Огиенко читал в университете новый авторский курс — "История восточнославянского ударения".
Но тут в Российской империи случилась Февральская революция, и приват-доцент Огиенко вдруг оказался в первых рядах украинизаторов.
III Универсал украинской Центральной рады
Началась как шутка, а закончилась как анекдот. Краткая история Украинской Центральной РадыИстория Центральной Рады в целом описывается тремя фактами, которые можно было бы счесть мистическим откровением. Заседала Рада в Педагогическом музее, в чём содержался намёк – учиться надо. Но радовцы хотели учить… После второго прихода УНР в Киев в этом же здании был концлагерь для пленных офицеров. А позже там открыли… музей В.И. Ленина.
Именно он, наряду с германистом Иваном Шаровольским (позже деканом факультета иностранных языков КГУ времён УССР), начал первым читать лекции на украинском языке. Но если Шаровольский всё же остался верен науке, то Огиенко сразу потянуло в политику.
Весной 1917 года он стал членом совета Министерства образования Украинской народной республики (УНР), и постоянно требовал украинизации образования на всех уровнях.
В октябре 1917-го в Киеве заработал "Украинский народный университет" (фактически педагогические курсы), занятия которого проходили в вечернее время в аудиториях Университета Св. Владимира. Огиенко читал там курс истории украинского языка.
Именно в тот период он начал интересоваться церковными вопросами.
14 января 1918 года Иван Огиенко выступил на Всеукраинском церковном соборе с докладом "Возрождение украинской церкви", в котором призвал к созданию самостоятельной Украинской православной церкви, — однако большинство участников Собора высказались за единство с РПЦ.
Глава УАПЦ Сикорский с чинами СС и германского Министерства по делам восточных территорий
УАПЦ: самопровозглашённая и нелегитимнаяТак называемая Украинская автокефальная православная церковь 11 октября этого года могла бы отметить свою очередную годовщину. Впервые такая организация официально появилась 11 октября 1921 года. Впрочем, если проследить историю УАПЦ в течение XX века, то проблема с ней не только в том, что она абсолютно неканонична
4 апреля 1918 года Огиенко во главе делегации лекторов Украинского народного университета прибыл в Каменец-Подольский. Он провёл серьёзную подготовительную работу, и 17 августа 1918-го, когда гетман Скоропадский утвердил закон об учреждении Каменец-Подольского государственного украинского университета, Иван Огиенко стал его ректором. Торжественное открытие университета, которое Огиенко организовал 22 октября 1918 года, стало событием всеукраинского масштаба.
Отстранение Павла Скоропадского от власти и восстановление УНР оказалось на руку Ивану Огиенко.
5 января 1919 года Директория назначила его министром народного просвещения УНР с сохранением поста ректора Каменец-Подольского университета. Уже 17 января он ввел новые правила украинского правописания, а 30 января издал приказ, по которому языком преподавания во всех школах Украины (начальных, средних, высших) должен стать украинский, и лишь в школах национальных меньшинств разрешалось пользоваться родным языком.
В начале февраля 1919-го Огиенко издал приказы, согласно которым все дипломы, свидетельства и аттестаты должны издаваться исключительно на украинском языке, все надписи на бланках, штемпелях и печатях также должны быть заменены на украинские. Правда, учитывая сокращающуюся территорию УНР, эти приказы мало где были выполнены, ведь уже 5 февраля в Киев вошли красные.
15 сентября 1919 года Иван Огиенко, опять же сохранив пост ректора, был назначен главой Министерства культов УНР, которое он сам переименовал в Министерство вероисповеданий.
Как делили Украину: германско-австрийская конкуренция в УНР и держава Скоропадского
На новом посту он продолжил свою украинизаторскую деятельность, в первую очередь, потребовав от епископов, чтобы "Евангелие читалось на украинском языке; проповеди провозглашались государственным языком, службы Божьи, чтение и пение в церквях отправлялись по украинскому произношению; рукоположены и назначались на церковные должности в духовном ведомстве те лица, которые знают украинский язык". Новый министр определил месячный срок для принятия украинского произношения, и отметил: "лица, которые не выполнят приказ, лишатся своих должностей и будут привлечены к судебной ответственности".
Правда, к ответственности никого привлечь не успели: уже в ноябре 1919-го Каменец-Подольский был занят польскими войсками (причём по предложению самого Петлюры). Огиенко остался в городе как главный уполномоченный Директории, но реальной власти не имел. А в ноябре 1920-го, накануне занятия Каменца-Подольского Красной Армией, Иван Огиенко в обозе войск Пилсудского отправился в Польшу.
С 1920 года он жил в городе Тарнуве (ныне Малопольское воеводство Польши), где основал издательство "Українська Автокефальна Церква", выпускавшее брошюры и небольшие по объёму книги, автором которых был сам Огиенко. Активно сотрудничал с униатской церковью. По воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), "православный по вероисповеданию, он считал, однако, возможным причащаться у униатов". Огиенко также регулярно печатал свои труды в униатской типографии в Жолкве (ныне Львовская область).
С 1922 года Огиенко жил в Винниках под Львовом, в 1924-м по протекции греко-католического митрополита Андрея Шептицкого получил должность преподавателя украинского языка и литературы во Львовской учительской семинарии.
Украинские источники утверждают, что оттуда Ивана Огиенко уволили за "проповедование национальной идеи", но это слабо вяжется с тем, что уже в 1926-м тот получил пост профессора церковнославянского языка в Студиуме православного богословия при Варшавском университете. Преподавая там, Огиенко, наконец, защитил докторскую диссертацию — правда, не в Варшаве, а в чехословацком Брно. Его работа была посвящена особенностям русинского языка в рукописной книге "Креховский Апостол" (1560).
Андрей Шептицкий
80 лет со дня смерти Андрея Шептицкого: святой отец в неустанных заботах о собственном величииУниатский митрополит Андрей Шептицкий, скончавшийся во Львове 1 ноября 1944 года, личность поистине легендарная. Мало какому общественному деятелю удалось поприветствовать за свою жизнь и последнего российского императора, и второго "императора" советского, и стать при этом "героем Украины", идеологи которой не терпят перечисленных деятелей
В 1932-м Ивана Огиенко уволили из Варшавского университета под давлением Польской православной церкви, которая была недовольна постоянными призывами профессора к украинизации богослужений в местах проживания украинцев-русинов. Однако Иван Огиенко сразу же находит финансирование для выпуска журналов "Наша культура" и "Рідна мова", причём последний издаётся до самого начала Второй мировой войны.
В это время он продолжает работу над переводом полного текста Библии на современный украинский язык, получив для этого финансирование от Британского библейского общества (British and Foreign Bible Society). В начале 1939-го в Варшаве он издал на украинском "Новый Завет и Псалтырь", а фундаментальный перевод (включающий и неканонические книги) "Библии или книг Святого Писания Ветхого и Нового Завета" в переводе Огиенко вышел в Лондоне в 1962 на 1529 страницах.
Осенью 1939 года на большей части оккупированной нацистами территории Польши было создано Генерал-губернаторство, структурой которого стал "Украинский центральный комитет" (УЦК) во главе с Владимиром Кубийовичем, деятелем ОУН*. УЦК при поддержке оккупационных властей добился от главы Польской православной церкви, Митрополита Варшавского и Волынского Дионисия (Валединского) назначения двух украинских епископов, одним из которых и стал Иван Огиенко.
Сам Огиенко, жена которого умерла ещё в 1937-м, 9 октября 1940 года принял монашеский постриг под именем Иллариона, и уже через десять дней был наречён в сан епископа Холмского и Подляшского. А 20 октября 1940-го предстоятель Польской православной церкви митрополит Дионисий (Валединский), епископ Люблинский Тимофей (Шрёттер) и архиепископ Пражский Савватий (Врабец) в Холмском соборе совершили архиерейскую хиротонию епископа Иллариона (Огиенко).
Главной своей задачей новый архиерей видел введение украинского языка в богослужение.
Оккупационные карбованцы - РИА Новости, 1920, 20.08.2024
Рейхскомиссариат. Как нацисты создали свою Украину с карбованцем и галичанамиОтносительно будущего устройства оккупированный немецкими войсками Украины существовало две точки зрения. Одна принадлежала Альфреду Розенбергу, который предполагал создание украинского государства. Второй – Адольфу Гитлеру, который никакого государства не предполагал. Победила точка зрения фюрера
После начала Великой Отечественной войны и создания Рейхскомиссариата Украина перед немецкой администрацией встала задача реорганизации церковной жизни на оккупированных территориях. С подачи нацистов митрополит Дионисий декретом от 24 декабря 1941 утвердил епископа Поликарпа (Сикорского) на должность администратора "Православной Автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины" с предоставлением ему сана архиепископа.
Формально под власть последнего попал и епископ Илларион (Огиенко), но фактически его епархия была автономной — ведь она находилась не в Рейхскомиссариате Украина, а в Генерал-губернаторстве. Более того, власти Генерал-губернаторства заслуги Огиенко учли, и 16 марта 1944 года на Соборе епископов Варшавской митрополии, проходившем под контролем нацистов, Илларион был возведён в сан Митрополита Холмского и Подляшского.
Именно в этом статусе Илларион (Огиенко) летом 1944 года в обозе немецких войск отправился в Словакию, откуда в мае 1945-го ему удалось добраться до Лозанны (Швейцария). В 1947 году Огиенко переехал в Виннипег (Канада), где в 1951 году на Чрезвычайном соборе "Украинской греко-православной церкви в Канаде" (УГПЦК) в Виннипеге был избран главой этого религиозного объединения с титулом Митрополита Виннипегского, который и носил до своей смерти 29 марта 1972 года.
Каноничность этой церковной группы не была признаваема ни одной из поместных православных церквей вплоть до 1990 года, когда проблему решили переходом УГПЦК под омофор патриарха Константинопольского на правах автономной митрополии.
Не только украинские, но и российские учёные и богословы считают, что Илларион (Огиенко) стоит у истоков идеи автокефальной Украинской церкви
Епифаний пцу украина
Год после создания ПЦУ. Итоги без перспективВ созданную 15 декабря 2018 года Православную церковь Украины перешло более 7000 парафий, большая часть которых – приходы УПЦ КП и УАПЦ. Продолжают переходить в ПЦУ и приходы УПЦ Московского патриархата – 548 приходов по состоянию на декабрь 2019 года
Его литературное наследие на тему истории церкви Малой Руси носит ярко выраженные этнофилетические черты, ревизионистские мотивы и антагонизм к русской православной традиции.
Правда, созданная Константинопольским патриархом на территории Украины ПЦУ особой активности в популяризации наследия Огиенко не проявляет. Видимо, чтобы не подчёркивать тот момент, что формально ПЦУ является не церковью, а всего лишь автономной митрополией в составе Константинопольского патриархата — как и возглавляемая некогда Митрополитом Илларионом (Огиенко) "Украинская греко-православная церковь в Канаде".
* Террористическая организация запрещённая в России.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала