https://ukraina.ru/20220107/1033024800.html
Юрий Долгорукий, Илья Муромец, Столыпин: Жизнь замечательных людей Киево-Печерской лавры
Юрий Долгорукий, Илья Муромец, Столыпин: Жизнь замечательных людей Киево-Печерской лавры - 13.07.2022 Украина.ру
Юрий Долгорукий, Илья Муромец, Столыпин: Жизнь замечательных людей Киево-Печерской лавры
Успенская Киево-Печерская лавра – это не просто большой монастырь, это православная твердыня. Самая древняя из трех находящихся на территории нынешней Украины лавр. Наряду с Грузией, Афоном и Дивеевским монастырем Киево-Печерская лавра считается одним из уделов Пресвятой Богородицы
2022-01-07T16:42
2022-01-07T16:42
2022-07-13T11:11
эксклюзив
киево-печерская лавра
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/102231/29/1022312916_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_8e313670a026110a96bdb2bdf6d5d56c.jpg
Святой апостол Андрей Первозванный, путешествуя с христианской проповедью по землям скифов, благословил холмистый берег Днепра. Обратился к своим ученикам со словами: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, и град велик имать быти, и церкви многи имать Бог воздвигнути».С Киево-Печерской лаврой связаны судьбы многих подвижников, исповедников.Нестор ЛетописецОднажды игуменом монастыря в обитель пришел семнадцатилетний юноша — это был будущий автор памятника русской истории «Повесть временных лет» Нестор Летописец. Наибольшее влияние на его воспитание оказали преподобные Антоний и Феодосий. После того, как они оба отошли к Господу, он, по благословению нового игумена монастыря преподобного Стефана Печерского, становится иноком, а чуть позже — дьяконом.Именно Нестор обрел честные мощи преподобного Феодосия Печерского и перенес их из пещеры в Печерскую церковь.«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начали первыми княжити и откуда Русская земля стала есть», — так начинается главный труд Нестора Летописца «Повесть временных лет».Святой Нестор Летописец рассказывает о пришествии и становлении православия на Руси. Благодаря его труду мы узнали о пришествии варягов и о первых киевских храмах. Из «Повести» русские историки узнали, откуда пошла Русь, о первых русских просветителях Кирилле и Мефодии, о Крещении Руси равноапостольным князем Владимиром. Преподобному Нестору мы обязаны знаниями о первых митрополитах нашей Церкви, о возникновении Печерской лавры.Святой Агапит Печерский, врач безмездныйКиевляне знают, что из всех печерских святых лучше всего обращаться с молитвами о здоровье к почивающему в Дальних пещерах Агапиту Печерскому.Он прославился как врач, не бравший денег с больных. Свя­той Ага­пит ис­це­лял сво­ей мо­лит­вой и да­вал тра­вы, ко­то­рые сам упо­треб­лял в пи­щу. Ес­ли кто-то из мо­на­стыр­ской бра­тии за­боле­вал, пре­по­доб­ный Ага­пит при­хо­дил к нему и са­мо­от­вер­жен­но уха­жи­вал за боль­ным, кор­мил пищей, ко­то­рую гото­вил сам, и боль­ной вы­здо­рав­ли­вал по мо­лит­ве пре­по­доб­но­го.В то время в Киеве жил опытный врач-армянин, который мог по виду больного определить его состояние и близость смерти. Одного из таких больных принесли в Печерский монастырь: врач привел его в отчаяние, предсказав смерть через восемь дней.Но преподобный Агапит дал больному лекарство, и тот исцелился. Армянин начал завидовать преподобному. Прислал к нему осужденного на смерть, которому повелел дать яд, чтобы тот выпил перед Агапитом и умер. Блаженный же, видя его умирающим, дал такого зелья, которое сам ел, творя о нем молитву, и так избавил от смерти осужденного на смерть.С тех пор армянин еще больше разозлился на преподобного и решил отравить его. Но Агапит выпил яд и Божьей милостью остался невредим.Сво­и­ми чу­де­са­ми преподобный Ага­пит об­ра­тил в пра­во­сла­вие ар­мя­ни­на, тот стал иноком. По­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов пре­по­доб­ный Ага­пит мир­но по­чил око­ло 1095 г.Основатель Москвы князь Юрий ДолгорукийС севера к стенам Киево-Печерской лавры примыкает древняя церковь — храм Спаса на Берестове. Впервые этот храм упоминался в «Повести временных лет». Берестов — загородная резиденция киевских князей. Здесь скончался великий князь Владимир Креститель, тут же жили его потомки: князья Ярослав Владимирович Мудрый, Святослав Ярославич и Владимир Мономах.Внутри храма находится гробница: это место предполагаемого места погребения основателя Москвы сына Владимира Мономаха князя Юрия Долгорукого. Князь прославился как градостроитель: его стараниями были основаны города Переславль-Залесский, Дмитров, Юрьев и другие. При нем поселенцам выделялись ссуды, предоставлялся статус свободных землевладельцев. Именно при Юрии Долгоруком русичи освоили северо-восточные земли.Новгородская летопись под 1147 годом сообщает: «И прислав Гюрги (Юрий), и рече: "Приди ко мне, брате, в Москву"». Встреча c князем Святославом в Москве произошла «в пяток» (пятницу), на пятой неделе Великого поста, то есть 4 апреля 1147 года, и является датой первого летописного упоминания о Москве. В 1156 году, будучи уже великим Киевским князем, Юрий Долгорукий повелел соорудить в Москве вокруг Боровицкого холма крепостную стену.О кончине Юрия Долгорукого написано в Киево-Печерском патерике, составленном печерским архимандритом Иосифом Тризной: «…Заутра в четверток собравшеся архиереи со священники и диаконы и со множеством народа со благохвальными песньми, яко же лепо князем, честне положиша тело его в церкви Святого Спаса на Берестовом в монастыри».В 1989 году на территории церкви Спаса на Берестове проводились археологические исследования. Обнаружили саркофаг из сланца. Антропологические данные показали, что в саркофаге погребен мужчина, умерший в возрасте 60-70 лет, его прижизненный рост составлял около 160 см. Среди патологий отмечен ярко выраженный остеохондроз, слабое телосложение и склонность умершего к полноте. Это все напоминает имеющиеся летописные описания Юрия Долгорукого: «Был роста немалого, толстый, лицом белый, глаза невелики…»При исследовании захоронения антропологами «обращено внимание на необычно длинные фаланги пальцев рук». Необходимо вспомнить о прозвище Юрия «Долгорукий». Археографический список первой Новгородской летописи называет князя Юрия «Долгые Руки», «Долгоругыи» или «Долгая Рука».Илья Муромец, или Илья ЧоботокНе каждый коренной киевлянин знает, что в пещерах почивает легендарный русский богатырь, герой былин Илья Муромец. Его гробница отличается от других своим размером — былинный богатырь, как и полагается, был огромного роста.В пояснениях к карте Ближних пещер 1638 года сообщается: «Святой монах Илия, которого напрасно простой люд называет Чоботком».Откуда такое прозвище, можно узнать из дневника немецкого посла Э. Лясоты (1594), который писал о пещерах: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка. Говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог. И так как второпях он не мог схватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, которого еще не надел, и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».В 1701 году московский священник Иоанн Лукьянов писал о Ближних пещерах: «Тут же видехом храбраго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей. Рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке, а правая его рука изображена крестное знамение».Проведенное в 80-х гг. XX в. обследование мощей подвижника показало: «Именно так, как рассказывается и в народных преданиях, святой имел высокий рост (177 см), необычайную силу (исключительное развитие мышечной системы), но смолоду страдал заболеванием позвоночника, что даже привело к некоторой функциональной перестройке организма (утолщение свода черепа, увеличение размеров кисти в сравнении с длиной плеча и предплечья и т. д.).Преподобный Илия Муромец имел несколько регенерированных переломов ребер и правой ключицы, а смертельным для него стало проникающее ранение грудной клетки каким-то плоским колющим предметом… Такое же самое повреждение видим на внутренней стороне левой руки».По преданию, в Муроме до сих пор живут потомки Ильи Муромца по фамилии Гущины, которые всегда отличались богатырской силой. Одному из них — Гущину, жившему в XIX веке, даже запрещали участвовать в кулачных боях: такой силой он обладал.Российский реформатор Петр СтолыпинС Киево-Печерской лаврой непосредственно связано имя выдающегося российского реформатора Петра Столыпина — его похоронили у стен Трапезного храма Антония и Феодосия Печерских.За свою короткую жизнь Столыпин побывал на многих государственных должностях: от коллежского секретаря, затем — губернатора до премьер-министра и министра внутренних дел.Понимая угрозу от растущих революционных настроений, он вводил реформы, чтобы облегчить жизнь простых людей. Прежде всего это касалось крестьян, которые благодаря Столыпину получили право на владение землей и увеличили эффективность своего труда.Однако столыпинские реформы уже не могли спасти страну от революции: в обществе созрел запрос на смену строя. За короткий промежуток времени с 1905 по 1911 год планировалось и было совершено 11 покушений на жизнь Столыпина, последнее из которых достигло своей цели. Реформатора застрелили в Киевском городском театре.В первых строках вскрытого завещания Столыпина написано: «Я хочу быть погребённым там, где меня убьют». Указание Столыпина исполнили. 9 сентября Столыпина похоронили в Киево-Печерской лавре.Спустя год после его гибели на площади городской думы, Крещатике, в районе площади Независимости, торжественно открыли монумент Столыпину. Через пять лет, во время Февральской революции, его снесли тогдашние «активисты».
https://ukraina.ru/20191006/1025155502.html
https://ukraina.ru/20210107/1029696628.html
https://ukraina.ru/20190925/1025106572.html
киево-печерская лавра
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/102231/29/1022312916_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_f0ba1a2b4024df5bc56381289b9d10a4.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
эксклюзив, киево-печерская лавра
Святой апостол Андрей Первозванный, путешествуя с христианской проповедью по землям скифов, благословил холмистый берег Днепра. Обратился к своим ученикам со словами: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, и град велик имать быти, и церкви многи имать Бог воздвигнути».
С Киево-Печерской лаврой связаны судьбы многих подвижников, исповедников.
Однажды игуменом монастыря в обитель пришел семнадцатилетний юноша — это был будущий автор памятника русской истории «Повесть временных лет» Нестор Летописец. Наибольшее влияние на его воспитание оказали преподобные Антоний и Феодосий. После того, как они оба отошли к Господу, он, по благословению нового игумена монастыря преподобного Стефана Печерского, становится иноком, а чуть позже — дьяконом.
Именно Нестор обрел честные мощи преподобного Феодосия Печерского и перенес их из пещеры в Печерскую церковь.
«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начали первыми княжити и откуда Русская земля стала есть», — так начинается главный труд Нестора Летописца «Повесть временных лет».
Святой Нестор Летописец рассказывает о пришествии и становлении православия на Руси. Благодаря его труду мы узнали о пришествии варягов и о первых киевских храмах. Из «Повести» русские историки узнали, откуда пошла Русь, о первых русских просветителях Кирилле и Мефодии, о Крещении Руси равноапостольным князем Владимиром. Преподобному Нестору мы обязаны знаниями о первых митрополитах нашей Церкви, о возникновении Печерской лавры.
Святой Агапит Печерский, врач безмездный
Киевляне знают, что из всех печерских святых лучше всего обращаться с молитвами о здоровье к почивающему в Дальних пещерах Агапиту Печерскому.
Он прославился как врач, не бравший денег с больных. Святой Агапит исцелял своей молитвой и давал травы, которые сам употреблял в пищу. Если кто-то из монастырской братии заболевал, преподобный Агапит приходил к нему и самоотверженно ухаживал за больным, кормил пищей, которую готовил сам, и больной выздоравливал по молитве преподобного.
В то время в Киеве жил опытный врач-армянин, который мог по виду больного определить его состояние и близость смерти. Одного из таких больных принесли в Печерский монастырь: врач привел его в отчаяние, предсказав смерть через восемь дней.
Но преподобный Агапит дал больному лекарство, и тот исцелился. Армянин начал завидовать преподобному. Прислал к нему осужденного на смерть, которому повелел дать яд, чтобы тот выпил перед Агапитом и умер. Блаженный же, видя его умирающим, дал такого зелья, которое сам ел, творя о нем молитву, и так избавил от смерти осужденного на смерть.
С тех пор армянин еще больше разозлился на преподобного и решил отравить его. Но Агапит выпил яд и Божьей милостью остался невредим.
Своими чудесами преподобный Агапит обратил в православие армянина, тот стал иноком. После многих трудов и подвигов преподобный Агапит мирно почил около 1095 г.
Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий
С севера к стенам Киево-Печерской лавры примыкает древняя церковь — храм Спаса на Берестове. Впервые этот храм упоминался в «Повести временных лет». Берестов — загородная резиденция киевских князей. Здесь скончался великий князь Владимир Креститель, тут же жили его потомки: князья Ярослав Владимирович Мудрый, Святослав Ярославич и Владимир Мономах.
Внутри храма находится гробница: это место предполагаемого места погребения основателя Москвы сына Владимира Мономаха князя Юрия Долгорукого. Князь прославился как градостроитель: его стараниями были основаны города Переславль-Залесский, Дмитров, Юрьев и другие. При нем поселенцам выделялись ссуды, предоставлялся статус свободных землевладельцев. Именно при Юрии Долгоруком русичи освоили северо-восточные земли.
Новгородская летопись под 1147 годом сообщает: «И прислав Гюрги (Юрий), и рече: "Приди ко мне, брате, в Москву"». Встреча c князем Святославом в Москве произошла «в пяток» (пятницу), на пятой неделе Великого поста, то есть 4 апреля 1147 года, и является датой первого летописного упоминания о Москве. В 1156 году, будучи уже великим Киевским князем, Юрий Долгорукий повелел соорудить в Москве вокруг Боровицкого холма крепостную стену.
О кончине Юрия Долгорукого написано в Киево-Печерском патерике, составленном печерским архимандритом Иосифом Тризной: «…Заутра в четверток собравшеся архиереи со священники и диаконы и со множеством народа со благохвальными песньми, яко же лепо князем, честне положиша тело его в церкви Святого Спаса на Берестовом в монастыри».
В 1989 году на территории церкви Спаса на Берестове проводились археологические исследования. Обнаружили саркофаг из сланца. Антропологические данные показали, что в саркофаге погребен мужчина, умерший в возрасте 60-70 лет, его прижизненный рост составлял около 160 см. Среди патологий отмечен ярко выраженный остеохондроз, слабое телосложение и склонность умершего к полноте. Это все напоминает имеющиеся летописные описания Юрия Долгорукого: «Был роста немалого, толстый, лицом белый, глаза невелики…»
При исследовании захоронения антропологами «обращено внимание на необычно длинные фаланги пальцев рук». Необходимо вспомнить о прозвище Юрия «Долгорукий». Археографический список первой Новгородской летописи называет князя Юрия «Долгые Руки», «Долгоругыи» или «Долгая Рука».
Илья Муромец, или Илья Чоботок
Не каждый коренной киевлянин знает, что в пещерах почивает легендарный русский богатырь, герой былин Илья Муромец. Его гробница отличается от других своим размером — былинный богатырь, как и полагается, был огромного роста.
В пояснениях к карте Ближних пещер 1638 года сообщается: «Святой монах Илия, которого напрасно простой люд называет Чоботком».
Откуда такое прозвище, можно узнать из дневника немецкого посла Э. Лясоты (1594), который писал о пещерах: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка. Говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог. И так как второпях он не мог схватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, которого еще не надел, и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».
В 1701 году московский священник Иоанн Лукьянов писал о Ближних пещерах: «Тут же видехом храбраго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей. Рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке, а правая его рука изображена крестное знамение».
Проведенное в 80-х гг. XX в. обследование мощей подвижника показало: «Именно так, как рассказывается и в народных преданиях, святой имел высокий рост (177 см), необычайную силу (исключительное развитие мышечной системы), но смолоду страдал заболеванием позвоночника, что даже привело к некоторой функциональной перестройке организма (утолщение свода черепа, увеличение размеров кисти в сравнении с длиной плеча и предплечья и т. д.).
Преподобный Илия Муромец имел несколько регенерированных переломов ребер и правой ключицы, а смертельным для него стало проникающее ранение грудной клетки каким-то плоским колющим предметом… Такое же самое повреждение видим на внутренней стороне левой руки».
По преданию, в Муроме до сих пор живут потомки Ильи Муромца по фамилии Гущины, которые всегда отличались богатырской силой. Одному из них — Гущину, жившему в XIX веке, даже запрещали участвовать в кулачных боях: такой силой он обладал.
Российский реформатор Петр Столыпин
С Киево-Печерской лаврой непосредственно связано имя выдающегося российского реформатора Петра Столыпина — его похоронили у стен Трапезного храма Антония и Феодосия Печерских.
За свою короткую жизнь Столыпин побывал на многих государственных должностях: от коллежского секретаря, затем — губернатора до премьер-министра и министра внутренних дел.
Понимая угрозу от растущих революционных настроений, он вводил реформы, чтобы облегчить жизнь простых людей. Прежде всего это касалось крестьян, которые благодаря Столыпину получили право на владение землей и увеличили эффективность своего труда.
Однако столыпинские реформы уже не могли спасти страну от революции: в обществе созрел запрос на смену строя. За короткий промежуток времени с 1905 по 1911 год планировалось и было совершено 11 покушений на жизнь Столыпина, последнее из которых достигло своей цели. Реформатора застрелили в Киевском городском театре.
В первых строках вскрытого завещания Столыпина написано: «Я хочу быть погребённым там, где меня убьют». Указание Столыпина исполнили. 9 сентября Столыпина похоронили в Киево-Печерской лавре.
Спустя год после его гибели на площади городской думы, Крещатике, в районе площади Независимости, торжественно открыли монумент Столыпину. Через пять лет, во время Февральской революции, его снесли тогдашние «активисты».