Это был рассказ о жизни и становлении простого деревенского парня, приехавшего строить ДнепроГЭС. Не все поняли и приняли новаторские художественные приемы, которые применил Довженко как режиссер и автор сценария. На Украине фильм восприняли в штыки, создателя фильма даже обвинили в профашистских настроениях, готовился арест.
А ведь до этого уже были сняты ленты «Звенигора» (1928), «Арсенал» (1929), «Земля» (1930), принесшие режиссеру заслуженную славу. Но никакая слава не оберегала в те годы от превратностей судьбы.
Интересно, что свой кинематографический путь будущий великий режиссер начинал, по словам биографов, «не имея никакого образования и опыта в этой сфере». Родился Александр Довженко в 1894 году в селе Сосница Черниговской губернии в многодетной крестьянской семье, происходившей из полтавских чумаков. С раннего детства постоянно сталкивался со смертью: из четырнадцати детей выжили только двое — он сам и его сестра Прасковья, остальные умерли либо в младенчестве, либо в ранней юности. Не потому ли так полюбил красоту каждого мгновения жизни?
Александр учился в Глуховском учительском институте, потом преподавал в Житомире. От военной службы был освобожден из-за больного сердца. В 1917 году поступил в Коммерческий институт в Киеве, затем в Академию художеств. Преподавал в гимназии. Революцию приветствовал, при этом воспринял как «самое революционное» украинское сепаратистское движение, примкнул к петлюровцам — к «черным гайдамакам».
«Гайдамаки особенно отметились при вооруженном подавлении большевистского восстания на киевском заводе "Арсенал", — отмечает автор Украины.ру Евгений Антонюк. — Довженко участвовал в этих событиях, и они настолько хорошо ему запомнились, что позднее он экранизировал их в СССР, правда, уже "играя за другую команду"».
Сам Довженко в «Автобиографии» писал, что он не был в то время знаком с марксизмом и потому «вошел в революцию не в ту дверь». Эту «не ту дверь» ему еще припомнят.
Вместе в частями УНР Довженко отступил в Житомир, а когда красные взяли город, на короткое время попал в тюрьму, откуда был освобожден благодаря «боротьбистам». В 1920 году заведовал Житомирской партийной школой, попал в польский плен, бежал… Затем занимался вопросами обмена пленных в составе Полпредства УССР в Польше. Поработал и секретарем консульского отдела представительства УССР в Германии (в 1922 году), учился там же в художественной школе.
В 1923 году вернулся на Украину, в Харьков (тогда это был город-столица УССР), где работал как художник-иллюстратор и карикатурист в газетах. Создавал рекламные киноплакаты для Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ). Написал сценарий детского фильма, который приняли в работу. Затем написал сценарий короткометражного фильма-комедии «Ягодка любви», который снимал уже в качестве режиссера. В «Сумке дипкурьера» (1927) попробовал себя и в качестве актера. Писал, что кино он — «без году неделя», но увлечен этой работой «до лихорадки, до самозабвенья».
В 1928 году снял на Одесской фабрике ленту «Звенигора» («Заколдованное место»), с которой, как считают некоторые критики, можно отсчитывать эру украинского кино как искусства. Затем последовали фильмы «Арсенал» и «Земля» (эти три ленты называют «украинской трилогией Довженко»). Кстати, «Земля» тоже подвергалась жесткой критике за «пантеизм» и «воспевание кулачества», рассказывает киновед Сергей Трымбач. Фильм даже снимали с проката и вырезали все «сомнительные места»…
Но вернемся к истории с кампанией политической критики фильма «Иван». Дело могло закончиться плохо, и Довженко выехал из Харькова в Москву, где хотел попасть на прием к Сталину. Он написал генсеку письмо с просьбой прослушать сценарий нового фильма «Аэроград». Согласно источникам (сборник материалов «Партия о кино»), Сталин принял режиссера через 24 часа после того, как это письмо было опущено в почтовый ящик.
Сам Довженко потом вспоминал, что встреча в Кремле прошла в такой теплой атмосфере, что ему «стало легко». Обсуждая сценарий, Сталин расспрашивал режиссера о Дальнем Востоке и даже спросил, может ли тот показать на карте место, где он построил бы новый город, если бы был не режиссером, а строителем.
«Я ушел от товарища Сталина с просветленной головой, с его пожеланием успеха и обещанием помощи», — вспоминал Довженко.
Сергей Трымбач в документальном фильме «Александр Довженко: первый поэт кинематографа» высказал мнение, что Сталин ценил талант режиссера, «иначе он спустил бы его в историческое небытие», а во время встречи убедился и в том, что Довженко — «человек коммунистической утопии», что и взгляды у него правильные.
Помощь режиссеру была оказана, фильм «Аэроград» вышел на экраны в 1935 году. После этого Сталин не раз приглашал Довженко в кремлевский кинозал на просмотр новых фильмов, которые именно отсюда получали путевку в жизнь.
После совместного просмотра фильма братьев Васильевых «Чапаев» Сталин посоветовал Довженко снять киноленту о Щорсе, сказав, что «это украинский Чапай». Довженко такому совету, конечно, последовал, и через несколько лет на советские экраны вышел фильм-легенда «Щорс», на героике которого выросло не одно поколение советских людей. За эту картину Довженко получил Сталинскую премию.
В годы Великой Отечественной войны Довженко в качестве военного корреспондента снимает несколько документальных лент. При этом написанный в 1943 году сценарий киноповести «Украина в огне» (о трагедии народа в первые недели войны) был резко раскритикован Сталиным и отвергнут. «Мне хочется умереть», — писал в декабре 43-го Довженко в своем дневнике.
По мнению биографов кинорежиссера, переезд в Москву под покровительство «отца народов» спас Довженко от репрессий. Но не от пристального наблюдения спецорганов (дело «Запорожец»). В последние годы режиссер работал над сценарием фильма «Поэма о море» (который не успеет снять) и преподавал во ВГИКе. Как вспоминает бывавший на этих лекциях режиссер Одесской киностудии Вадим Костроменко, Довженко преподавал в Москве на украинском языке — но «все понимали, ну не было проблем тогда языковых…»
Скончался Александр Довженко от инфаркта 25 ноября 1956 года в Переделкино. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.